Знакомимся с обновлениями в конструкции самосвалов Scania

Фото: компания Scania | Федор Лапшин

Непримиримые соперники Volvo и Scania идут по стопам друг друга, наступая на пятки. У Скании в прошлом году появился двигатель мощностью аж 730 л.с., а Volvo FH16 только что получил мотор, «разогнанный» уже до 750 сил. И после прошлогоднего громкого дебюта самосвала Volvo FMX логично было ожидать, что Scania сделает аналогичный ход. Чтобы познакомиться с обновлениями в конструкции сканиевских самосвалов и поездить на них, я полетел в Испанию.

Для одних Барселона — это знаменитый футбольный клуб. Для других — песня Фредди Меркьюри и вычурные строения архитектора Гауди. А для меня — еще и карьер-каменоломня недалеко от города. Сверху — дождь, под ногами — щебенка и глина... И на этом пейзаже — два десятка самосвалов Scania, груженных «по полной». Часть из них — с обновленными компонентами, другие — просто в необычных исполнениях. Но сначала немного истории.

А олени лучше?

В редакционном архиве есть снимок 1994 года: оленья упряжка в тундре, а за ней — один из двух самосвалов Scania, пришедших тогда в нашу страну. Знаете, чем они примечательны? Тем, что это были первые самосвалы западноевропейского производства в послеперестроечной России!

Конечно, немало зарубежных самосвалов работало и в Советском Союзе: достаточно вспомнить поставку почти десяти тысяч немецких Магирусов для БАМа. Tatra вобще считалась почти отечественной маркой — так же, как Ikarus среди автобусов. Были и другие: чешский LIAZ, немецкая IFA, забытые ныне забавные самосвальчики-думперы Dutra из Венгрии. Но после распада СССР поставки Татр резко сократились, а Magirus еще раньше прекратил свое существование.

Карьерный самосвал — самый тяжелый в гамме: его полная масса — 50 т! Причем на этом экземпляре стоит коробка-«автомат» Allison

А в 1994 году шведы предоставили Газпрому для опытной эксплуатации два самосвала Scania P113 (причем полноприводных и с односкатными колесами сзади) в надежде на крупный контракт. Машины день и ночь «пахали» в Ямбурге при температурах до минус 500С — и, говорят, водители из Ижевска, работавшие на них, чуть не плакали, отдавая понравившиеся машины обратно шведам.

Но контракт так и не был подписан. Может, из-за того что Scania не захотела платить «откат» (есть и такая версия), а может, потому что двигатели Сканий были с жидкостным охлаждением. В девяностых годах антифриз был не по карману северным автобазам!

В итоге Газпром в том же 1994 году купил 200 немецких МАНов с двигателями Deutz воздушного охлаждения — и промахнулся по полной программе. У МАНов «сыпалось» все, что можно: двигатели, подвеска кабины, «ходовая». «Им по асфальту ходить, а не по тундре!» — морщились северяне.

На новый бампер удобно вставать

Впрочем, когда Scania в двухтысячных начала массово поставлять свои самосвалы (уже четвертой серии) в Россию, с ними тоже не все было гладко. Знакомый, купивший капотную Сканию Т, мучился с ней на моих глазах: хотя машину не перегружали, у нее лопались не только рессоры, но и колеса! Отработав смену на том самосвале, я обозвал его «шведским КрАЗом» — из за плохой обзорности и управления, рассчитанного на настоящих мужчин.

Впрочем, те времена прошли, да и капотная модель давно снята с производства. Самосвалы Scania, что выпускают сейчас (в том числе на новом заводе под Санкт-Петербургом), ничуть не хуже других европейских. Но прогресс идет вперед — и в последнее время у конкурентов начали появляться специальные «строительные» модели и комплектации — с удобными ступеньками на бампере и кабине, защитой двигателя, специальной настройкой коробок передач и т.п. У французов есть модель Renault Kerax, Mercedes в 2008 году внедрил строительную комплектацию Actros Bau, следом за ним в прошлом году появился Volvo FMX. Я уверен: обновляя свою гамму, сканиевцы смотрели в первую очередь на FMX! Поневоле напрашивается сравнение, хотя бы заочное.

Шведы против шведов

Должен ли самосвал выглядеть броско? Трудно сказать. Создатели FMX сделали ставку на дизайн c эффектным бампером и маленькими круглыми фарами, а вот Scania решила пойти другим путем — чисто функциональным.

Издалека кажется, что машины не изменились: головные фары прежние, облицовка радиатора — тоже. Сканиевцы всегда были консерваторами в этом плане, логично считая: «Зачем менять то, что и так устраивает клиентов?»

• Новые цилиндрические баки из алюминия вместимостью 330, 400 и 440 л • Переднее буксирное устройство выдерживает нагрузку 35 т

Прогресс — в деталях. Например, вместо привычного стального бампера будет устанавливаться новый: он сильнее выдается вперед (это защищает кабину от легких столкновений) и конструктивно отделен от фар и ступенек, чтобы те не пострадали при аварии. В этот бампер встраиваются противотуманки и прожекторы, причем противотуманки утоплены в бампер глубже, нежели у Volvo, и вся передняя светотехника защищена решетками с крупным шагом (на основных фарах они откидываются). У FMX решетки неоткидные и с очень мелкой сеткой: такая быстро забьется грязью!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи