Грузовики и автобусы в рейтинг-тесте 2021: изучаем профессии «каблучков» из Нижнего Новгорода

Фото: Федор Лапшин

И снова Ларгусы! Что неудивительно: по статистике продаж легких коммерческих автомобилей эта модель на четвертом месте после Газелей, Транзита и старых УАЗов. В прошлом выпуске мы рассказывали про Ларгус-пикап и грузовичок с тентом, а на этот раз взяли полицейскую машину, скорую и доработанный фургон.

Задача была не из легких — найти в субботу, когда наш караван из десяти финалистов рейтинг-теста был в Нижнем Новгороде, новые коммерческие машины для ­тест-драйва в рубрику. Выручил завод Промтех, который в связи с обилием заказов работает семь дней в неделю и массово переделывает все те же Ларгусы: за прошлый год их выпущено около 1600. Половина производственной программы завода!

В цеху — Ларгусы в разных стадиях переделки

Cамый простой вариант переоборудования таких автомобилей (например, в санитарные) — без изменения кузова. Снаружи — надписи и красные кресты, интерьер — близкий к стандартному. На такой машине врач просто выезжает к больному, но при крайней необходимости внутрь можно загрузить носилки, сложив одно из сидений.

Следующий уровень сложности — автомобиль с высокой крышей из АБС-пластика, которую «выпекают» тут же на заводе: эта модификация под названием Roof предлагается как для обычных фургончиков, так и для спецмашин. Наглядный пример — Ларгус ­патрульно-постовой службы, правда еще дорестайлинговый, построенный в начале прошлого года. Машина прошла опытную эксплуатацию в регионах: в подвеске что-то гремит, и с передним левым колесом что-то не так в крутых поворотах...

Помимо всяких полицейских доработок (СГУ, видеокамеры, фара-искатель), тут есть камера на двоих задержанных. Устроена она примерно как бронекапсула на инкассаторских машинах: сзади за обшивкой находится стальной отсек с глухой дверью и лавками.

Места тут мало, а комфорт и вовсе отсутствует, но, чтобы довезти хулиганов до ближайшего отделения, этого достаточно, тем более что внутри есть выводы систем обогрева и кондиционирования. Правда, на ходу этот автомобиль, оборудованный, как и многие Ларгусы Промтеха, задней пневмоподвеской, оказался валким: не смогут ли задержанные раскачать и перевернуть машину?

В свою очередь, открывающееся зарешеченное окно, ведущее в салон, уж очень большое и ­неудобное в эксплуатации. А стоило несколько раз ­открыть-закрыть задние двери, как в салоне начал непрерывно пищать зуммер: залип датчик. Впрочем, пока это опытный экземпляр — и, если дело дойдет до заказов, конструкцию наверняка доработают.

Зато санитарные машины Ларгус Kub, уже с рестайлинговым «икс-фейсом», вовсю поставляются в города России — только Москва получила их больше полутысячи. Сделаны нынешние Кубы куда аккуратнее прототипа, который я испытывал в 2017 году: швы ровные, панели состыкованы отлично.

С каталкой легко управляется один человек

Производство таких машин уже не ограничивается простым приделыванием пластикового колпака: в задней части наращивается силовой каркас, уже поверх которого монтируются панели из пластика. Как уверяют создатели, жесткость конструкции не уступает таковой у стандартной модели, зато внутренний объем кузова увеличивается до 4,2 кубометра — что позволяет выпускать и фургончики, и «санитарки».

Конечно, пространства внутри не очень много, и потому эта скорая помощь не привычного класса В («линейная»), а лишь класса А, для транспортировки пациентов в сопровождении врача. Но все вполне функционально, а с каталкой может управляться один человек. Боковая дверь кузова и задние створки увеличены по высоте, вся мебель — пластиковая, на металлическом каркасе: она на 30—50 кг легче аналогичной из ДСП и долговечнее.

На ходу медицинский Kub бодр и весел: 106-сильного мотора ему более чем достаточно. Правда, пневмобаллонов тут нет, но пациента не растрясет: штатная подвеска, особенно с увеличившейся нагрузкой, хорошо проглатывает неровности. Ну а главное преимущество такой скорой — маневренность: на Ларгусе куда удобнее крутиться по тесным дворам, нежели на Газели!

Ну и наконец, фургон Prima, где от Ларгуса сзади оставлена лишь несущая основа, а кузов совершенно иной. Поскольку пару таких машин мы испытывали недавно, то подробно описывать конструкцию не будем — скажем лишь, что ее доработали, в том числе с учетом наших замечаний. Так, справа теперь не просто «калитка», а полноценная дверь, причем с другой ручкой, нежели раньше, — при распахивании она не повредит водительскую дверь.

А клавишу регулировки пневмоподвески вместе с компрессором перенесли из-за сиденья — правда, не на панель, как мы советовали, а на стойку рядом с водителем. Все равно не лучший вариант: в движении подвеску по-прежнему не отрегулируешь, ремень цепляется за этот пультик, при посадке-высадке об него можно удариться, а уж если случится авария... В общем, управление пневмоподвеской надо опять переносить в другое место! 

Фургон и полицейская машина оснащены пневмобаллонами сзади

Но едет машина предсказуемо и вполне комфортно — главное, как мы уже говорили, правильно подобрать давление в баллонах. Да и в целом грузовичок получился неплохой, что подтверждает спрос. К примеру, в октябре, когда мы были на заводе, в производстве находилось аж сто таких машин, каждая под конкретного клиента. И это при том, что такой промтоварный фургон стоит от 1,45 млн рублей, а рефрижератор — от 1,75 млн. Скорая помощь Kub, в свою очередь, стоит 1,6 млн.

Вывод таков: пока, за неимением альтернативы в ценовом сегменте этого класса, страна будет массово ездить на Ларгусах — грузовых, рефрижераторных, санитарных, полицейских. Есть даже машины с зелеными полосами — в раскраске организаций ФСИН и ФССП (служба судебных приставов). Конечно, осужденных на них не возят, зато, как заявлено, «работники подразделений ФССП смогут без труда посетить каждого должника». В общем, наши Ларгусы — на все руки от скуки. 

Рекомендованные статьи