Рейтинг-тест2021

Рейтинг-тест 2021

Календарь публикаций

Рейтинг-тест и все-все-все

Январь 2022

Добро пожаловать в 2022 год — и в наш второй рейтинг-тест, где десять автомобилей из разных классов сражаются за титул лучшей новинки прошедшего сезона.

Мы снова постараемся рассказать о нашей затее — экспертно и весело, непредсказуемо и дотошно, расчетливо и субъективно. А еще честно и неподкупно, но об этом постоянные читатели Авторевю и так знают. Кстати, партнеры проекта у нас тоже постоянные — это мультиэнергетический концерн TotalEnergies и сервис объявлений о продаже автомобилей Авито Авто.

Второй раз мы выбираем автомобиль года из числа новинок, представленныхна российском рынке официально в период с начала октября 2020 года по конец сентября 2021-го. Почему не берем полный календарный год? Потому что очный тест нам нужно провести не позднее начала октября, чтобы застать чистые и сухие спецдороги полигона. Хотя, признаемся, после проведения второго рейтинг-теста нам захотелось дополнительных зимних испытаний с пробегами в мороз. Есть идеи, как совместить?

В РТ-сезоне-2021 (назовем его так) на российском рынке был представлен 41 новый автомобиль — против предыдущих 32 новинок. На первом этапе расширенная судейская коллегия из сотрудников Авторевю и приглашенных экспертов заочно оценила машины из лонг-листа по четырем критериям: «дизайн», «технологии», «важность для рынка и индустрии» плюс «желанность/доступность». Некоторые из номинантов получили бонусные баллы за результаты продаж на российском рынке и за победы в сравнительных тестах Авторевю. Но в финальную десятку никто благодаря бонусам не прорвался. Точнее, взбаламутила всех Mazda CX-30, закрепившись было на десятом месте, однако аккурат накануне очной части рейтинг-теста ее вывели не только из пресс-парка, но и с российского рынка.

Всю десятку автомобилей-финалистов мы взяли в пресс-парках официальных российских представительств. Когда есть выбор модификаций, мы предпочитаем более массовые — а также пытаемся соблюсти баланс между участниками-одноклассниками.

Жаль, что из-за погодных условий мы не смогли провести фотосъемку фар всей десятки. Но, помимо полигоновской части, в рейтинг-тесте у нас предусмотрено еще и большое путешествие, в том числе с вечерними участками пути, так что кое-какую оценку головной оптики мы сделали.

Кстати, несмотря на абсолютную межклассовую шкалу оценок на полигоне, сравнивать между собой участников рейтинг-тестов разных лет некорректно! Машины оцениваются здесь и сейчас, поэтому фон каждый год будет разным.

Времена быстрых кругов на треке тоже зависят от многих факторов — и если в прошлом году мы гоняли десятку по асфальту трассы «Игора Драйв», то теперь ее место заняло «Нижегородское кольцо». А еще мы побывали в Казани, Саратове и Воронеже. По возвращении десять судей поставили оценки автомобилям по четырем интегральным критериям — это «драйв», «комфорт», «быт» и «эмоциональность». К этим баллам плюсуются призовые за полигон-тест, но победитель все еще не объявляется, потому что в дело вступает ее величество цена. Ожидаемо, что самый дорогой автомобиль в тесте окажется по баллам и самым лучшим, но стоит ли он своих денег? За это отвечает наш эквалайзер, который в этом году благодаря активности одного из читателей (Виктор, респект!) претерпел существенные усовершенствования. Алгоритм стал точнее, но при этом не оспорил результаты прошлого года.

И не забывайте, что рейтинг-тест — это не просто оценки, а повод для рассказов: в этом году спецпроект включает в себя не только сорокинские истории, но и статьи рубрики «Грузовики и автобусы»!

ПАРТНЕРЫ РЕЙТИНГ-ТЕСТА 2021

Рассказы и оценки судей

Леонид ГОЛОВАНОВ
Главный редактор Авторевю
Константин СОРОКИН
Обозреватель Авторевю
Дмитрий СТРУКОВ
Генеральный директор Авторевю
Илья ХЛЕБУШКИН
Обозреватель Авторевю
Глеб РАЧКО
Владелец компании по продаже олдтаймеров
Дмитрий ПИТЕРСКИЙ
Фотограф
Кирилл КАДОЩУК
Выпускающий редактор Авторевю
Владимир МЕЛЬНИКОВ
Обозреватель Авторевю
Юрий ВЕТРОВ
Руководитель экспертной группы Авторевю
Сергей ЗНАЕМСКИЙ
Заместитель главного редактора Авторевю

ПАРТНЕРЫ РЕЙТИНГ-ТЕСТА 2021

Кто стал победителем?

Никогда такого не было, и вот опять! Второй год подряд абсолютное (без учета цены) лидерство в рейтинг-тесте Авторевю за Мерседесом. А с применением нашего эквалайзера… Не может быть! Но путь у Шкоды в 2021 году был тернист, и победа могла уйти дважды.

Если в прошлый раз белоснежный Mercedes GLS сумел взобраться на Олимп благодаря бонусным баллам за победу на полигоне, то S-классу, если бы не наши правила, можно было вообще не участвовать в потасовке под Дмитровом. Оценки жюри водрузили на него корону чемпиона фактически без помощи межклассового АР-теста (только три бонусных балла).

Вы же чувствуете закономерность?

В 2020 году GLS был самым дорогим участником рейтинг-теста, как и в этом году S 350 d 4Matic. Старая истина: чем дороже машина, тем она лучше. При прочих равных. А вот насколько лучше и стоит ли она своих денег, должна определить наша система эквализации.

Как было в прошлом году? Мы вычислили среднюю стоимость балла всех финалистов, определили «абсолютный» максимальный балл для победы (на один больше, чем у чемпионского GLS, чтобы и ему пришлось тянуться) и посчитали, сколько стоят недостающие баллы для выигрыша у каждого участника. Потом этот рублевый эквивалент приплюсовали к цене конкретного тестового автомобиля — и поделили на 326 («абсолютные» баллы). У кого межклассовая стоимость балла оказалась ниже, тот и победил.

Тогда мы не стали усложнять расчеты, но дали понять, что по возможности будем совершенствовать механизм. И вот… Итак, пристегните ремни и записывайте все ходы, чтобы не говорить, что не поняли.

Для начала мы, конечно, прогнали десятку через прошлогоднюю схему — по ней побеждает Octavia, а за ней следуют Golf и Duster. Но среднюю стоимость балла мы взяли для упрощения, поэтому в этот раз посчитали еще и по «баллу разницы» (на тестовых прогонах в 2020-м Karoq и с таким расчетом был первым). Это когда для автомобиля высчитывается индивидуальная стоимость каждого добавочного балла, необходимого для победы. Например, находящемуся на последнем месте в протоколах жюри Дастеру для победы по этой схеме нужно аж 109 баллов, а цена каждого из них почти как у Мерседеса — 41693 рубля. По такому принципу «идеальный» Duster стоил бы 6,17 млн рублей, а расчетная цена Октавии «лишь» 4,91 млн. Да-да, у нее снова лучший результат.

Между этими автомобилями поместились Golf (5,05 млн), Carnival (5,1 млн) и Taos (5,2 млн). Остальные дороже Дастера. Уже теплее формула, да?

Но какого черта под занавес 2021 года мы делаем все вычисления по РРЦ (рекомендованным розничным ценам) на автомобили, когда дилеры-барыги вконец обнаглели? Поэтому мы обзвонили не только столичные центры, но и нижегородские, казанские, саратовские, воронежские. Так сказать, по местам боевой славы.

И оказалось, что танцу… то есть накручивают на шест жадности все. В силу своих умений, зашоренности покупателей и, конечно, вездесущего дефицита. Собрать реальные коммерческие предложения (КП) тоже непросто: некоторые дилеры под разными предлогами не хотят их отправлять, называя цены приватно. Но в любом случае они ох как далеки от РРЦ. На основе таких предложений и разговоров мы определили среднее процентное превышение от РРЦ и загнали его повышающим коэффициентом к финальной стоимости балла каждого автомобиля. На Golf в силу его малодоступности у нас было одно подтвержденное КП с «небольшим», 400-тысячным превышением. За счет такой скудной выборки (но при этом справедливой: на нишевые импортируемые машины накрутки меньше) стоимость балла Гольфа оказалась на 571 рубль ниже, чем у Октавии (18414 против 18985), на которую дилеры завышают чаще и больше. И…

Да вернется субординация к трем буквам VAG! Неужели проевропейский Golf (пишем эти строки еще в 2021-м — как там у вас, потомки, ничего такого не запретили?) становится победителем?

Нет, и вот почему.

Получается, что по этой формуле во втором рейтинг-тесте Авторевю у премиум-марок нет математических шансов на победу. Даже с учетом отсутствия накруток у Мерседеса, даже при условии расчета не тестового S-класса, а самого что ни на есть простого. И с Тайканом так же. Застой намечается, решили мы, начали рыть глубже и раскопали давнее письмо читателя Авторевю, экономиста Виктора Шувалова. А в нем — зачатки новой расчетной модели! И вот теперь перед вами доработанный вариант.

Идея изящна и основывается на экономическом понятии предельных издержек (marginal cost), согласно которому при ограниченных производственных возможностях для производства каждой последующей единицы какого-либо товара требуется затратить больше ресурсов, чем для предыдущей. Соответственно, и цена ее будет выше. В нашем контексте каждый дополнительный балл в оценках жюри должен стоить больше предыдущего в рублях! В общем, забываем про линейность и вспоминаем про экспоненциальность, которая должна нивелировать большой разрыв между соотношением цен автомобилей-участников и соотношением баллов жюри, получающимся при прежней, линейной схеме эквалайзера.

• Базовая стоимость балла рассчитана таким образом, чтобы сумма расчетных цен всех десяти участников равнялась сумме их фактических цен: «сколько у одних отняли — столько другим прибавили».
• Коэффициент кривизны означает, что до определенного уровня стоимость балла меньше базовой, а после этого уровня — больше. Этот параметр рассчитан так, чтобы стоимость балла совпадала с базовой на уровне 255 баллов, который является средним для всех десяти претендентов.

Для наглядности мы нанесли на график, помимо самой функции расчетной цены, фактические результаты всех участников:
• претенденты на победу — те, чьи точки лежат ниже кривой экспоненты, потому что тогда их расчетная цена выше фактической;
• побеждает тот, у кого прирост ценности (в процентах от фактической цены) наибольший. На данном графике это непросто увидеть, смотрите таблицу выше.

По итоговым баллам жюри строится экспоненциальная функция зависимости цены от количества полученных баллов, у которой два параметра: «базовая стоимость балла» и «уровень кривизны графика». По этой функции вычисляем расчетную цену, исходя из полученных в тесте баллов. По сути, это будет показатель некоей «внутренней ценности» автомобиля для владельца в зависимости от его потребительских качеств. И дальше сравниваем ее с фактической: победит тот автомобиль, у которого больше превышение расчетной цены над фактической (назовем это профицитом). То есть тот, который в реальности стоит дешевле, чем должен был бы с учетом своих потребительских качеств по сравнению с другими финалистами. И не забываем фактическую цену увеличить на коэффициент дилерских накруток, тем самым уменьшив возможный «профицит», потому что от жадности дилеров потребительская ценность автомобиля не меняется.

Отдышитесь — вот валерьянка и пример. Любой автомобиль, способный к передвижению, наберет у нас определенное количество баллов (ведь ноль по правилам ставить нельзя) и будет стоить определенное минимальное количество денег. А стоимость каждого последующего балла должна расти: если хомутик и предохранитель, наличествующие в каждой машине, стоят копейки, то последующие баллы (задние дисковые тормоза, проекционные фары, комплексная система превентивной безопасности) оцениваются по нарастающей дороже и дороже: 313-й балл (условный автопилот), необходимый для победы, по определению должен стоить больше, чем все хомуты и предохранители, вместе взятые. И это не только про микросхемы или датчики. Та же отточенная управляемость или великолепная плавность хода требуют тысяч человеко-часов работы разработчиков и испытателей, а это тоже имеет вполне определенную ценность.

А вот как считать этот самый «профицит» — в абсолюте (в рублях) или в процентах? Мы все же думаем, что в процентах. Кто в относительном выражении дает больший прирост ценности, тот и победил. Во-первых, эта схема позволяет сравнивать между собой результаты рейтинг-тестов разных лет и строить тренды, не оглядываясь каждый раз на инфляцию или другие экономические перипетии. А во-вторых, по такому принципу мы не нарушаем преемственности — Karoq (результат которого, напомним, в прошлом году был «перепроверен» по другим схемам расчета без автоматической эквализации) победил бы и по «процентной экспоненте»! Но с открытым сердцем скажем, что, выбери мы сейчас превышение в рублях, в лидеры вышел бы Kia Carnival.

Хочется деталей, обращайтесь к схеме. Сложно? Давайте снова в школу. То есть в Шкоду. Теперь в Октавию.

Рады ли мы второй победе подряд этой марки в нашем рейтинг-тесте? Она была предсказуемой для многих из вас сразу после объявления лонг-листа, но для нас самих после всего стала походить на откровение, а местами на провидение и судьбу. Нет, кто хочет покрутить-повертеть, ваше право — можете даже считать, что победил Golf. Ну или Carnival. Это правда достойные и, что важно, нетипичные машинки для России.

Volkswagen или Kia мы бы рады были поздравить. Но сейчас снова поздравляем марку Skoda. А еще себя.

Кажется, мы наконец-то нашли верную корреляцию наших рейтинг-тестовых баллов с ценой автомобиля (хотя всегда будем рады улучшению формулы с помощью светлых читательских голов). И совершенно точно 2021 год приблизил нас на шаг к триумфу менее компромиссного, более роскошного автомобиля или даже дорогой «электрички». Только если будем стремиться к новому, лучшему и красивому — победим сами.

С Новым годом! С новым Автомобилем года по версии Авторевю!

ПАРТНЕРЫ РЕЙТИНГ-ТЕСТА 2021

Флеш-рояль?

Октябрь 2021

Квалификация и первый этап рейтинг-теста Авторевю 2021 года завершены — перед вами шорт-лист финалистов. Почему во второй тур не прошла Creta, кого выбил Golf — и как голосовало жюри?

В первом туре нашего рейтинг-теста судьи (в этом году их было снова четырнадцать) оценивали 41 автомобиль по четырем критериям: «дизайн», «технологии», «важность» и «желанность/доступность» — сиречь «хочу» и «могу». Более того, на этот раз мы для внутреннего удобства разделили «дизайн» на отдельные оценки экстерьера и интерьера, а «важность» разбили по «геополитическому» принципу — для российского рынка и для всей автомобильной индустрии. Так было и в прошлом году, но теперь судьям не нужно было вычислять «среднее арифметическое».

Кстати, «технологии» — субъективнейший критерий! Если кому-то из жюри не нравится цифровая комбинация приборов, он вправе снизить оценку. Однако в тройке лидеров у нас дорогие, но «футуристичные» и важные для развития автомобильной индустрии Mercedes-Benz S-класса и Porsche Taycan. А на вершине рейтинга в этом году — Land Rover Defender. Это лидер только первого этапа, заочной части. Как вы помните, все баллы после него сгорают — и к ездовому циклу испытаний десятка подойдет «обнуленной».

Стоп, а почему Деф у нас на первом месте? Ведь по сумме баллов жюри (за каждый критерий можно отдать от 1 до 10 баллов) он занимает лишь второе место (388,5 балла), тогда как лидер — S-класс (396 баллов). Но Defender выиграл сравнительный зимний тест с Рэнглером, а Mercedes не смог переиграть по баллам Audi A8. Поэтому десять бонусных баллов за АР-тест решили судьбу «заочного» лидера этого года. Более того, по методике рейтинг-теста-2020 Дефендеру надо было давать еще десять баллов за победу его трехдверной версии в межклассовом сравнении перед выездом в Мещеру. Но в этом году мы решили, что бонусы идут только за лидерство в сравнении с одноклассниками, а межклассовые баталии здесь ни при чем.

Но есть и более драматичная история: в финал нежданно-негаданно прошла скромная красотка Mazda CX-30! Ведь она переиграла Coolray и Peugeot 2008, получила десятибалльную добавку и… «Извините, в пресс-парке автомобилей нет, продажи в России пока прекращены». Увы, CX-30 выпадает.

Кто рад сходу Мазды? Volkswagen Golf, у которого в арсенале «чистые» 326,5 балла. Не повторится ли прошлогодняя ситуация с Артеоном, который сняли с продаж к финалу рейтинг-теста? Но пока дилеры по-прежнему принимают заказы на автомобили из Германии, так что Golf в игре.

Кто еще в обойме? Volkswagen Taos, Skoda Octavia и Renault Duster — предсказуемая троица. Причем Duster у нас получил дополнительные два балла за результаты продаж по данным АЕБ. А вот Octavia таким похвастаться не смогла: машины нового поколения начиная со старта продаж в ноябре 2020 года вывалились из топ-25 Ассоциации европейского бизнеса. Чипы, простои конвейера, дефицит…

С Дефом в очном туре пободается Toyota Land Cruiser 300, а честь Hyundai будет отстаивать — еще один сюрприз! — Tucson. Почему не рыночная Creta? Если собрать баллы всех членов жюри за экстерьер, то окажется, что Creta во многом провалилась из-за внешности — только 57 баллов кислой мордашке. Хуже результат лишь у «электроджака» iEV7S (42 балла), андердога всего рейтинг-теста этого года. А вот тот же Tucson получил за дизайн 93 балла.

Ну а где же «китайцы»? Год назад Geely Coolray остановился всего в двух шагах от десятки с 316 баллами. А сейчас Tugella набирает лишь 293,5 балла, Jolion — 280 баллов, а Cheryexeed TXL — 256. И этого недостаточно для того, чтобы отправиться с нами в путешествие.

Сейчас мы готовим пробег (в этом нам помогают партнеры проекта, мультиэнергетический концерн TotalEnergies и сервис объявлений о продаже автомобилей Авито Авто) — следите за анонсами в журнале, на сайте и в соцсетях. А пока что давайте послушаем аргументацию судей.

ПАРТНЕРЫ РЕЙТИНГ-ТЕСТА 2021

Оценки судей

Первый этап

ПАРТНЕРЫ РЕЙТИНГ-ТЕСТА 2021

Land Rover Defender
398,5
Mercedes-Benz S-класса
396
Porsche Taycan
384,5
Skoda Octavia
364,5
Renault Duster
353
Volkswagen Taos
343
Toyota Land Cruiser 300
337,5
Hyundai Tucson
331,5
Kia Carnival
330,5
Volkswagen Golf
326,5
  • Land Rover Defender
    398,5
  • Mercedes-Benz S-класса
    396
  • Porsche Taycan
    384,5
  • Skoda Octavia
    364,5
  • Renault Duster
    353
  • Volkswagen Taos
    343
  • Toyota Land Cruiser 300
    337,5
  • Hyundai Tucson
    331,5
  • Kia Carnival
    330,5
  • Mazda CX-30
    330
  • Volkswagen Golf
    326,5
  • Ferrari Roma
    324,5
  • Genesis GV80
    320
  • Cadillac Escalade
    319
  • Genesis G80
    316
  • Hyundai Creta
    314,5
  • Rolls-Royce Ghost
    314,5
  • BMW четвертой серии (купе, кабриолет)
    314
  • Kia Sorento
    313,5
  • Audi A3
    312
  • Genesis GV70
    311
  • Peugeot 2008
    306
  • Chevrolet Tahoe
    298,5
  • Subaru Outback
    298,5
  • Hyundai Elantra
    297,5
  • Geely Tugella
    293,5
  • Hyundai Palisade
    287
  • Aston Martin DBX
    282,5
  • Haval Jolion
    280
  • Volkswagen Caddy
    277
  • Cadillac XT4
    276
  • Opel Crossland
    276
  • Chevrolet Trailblazer
    265
  • Cheryexeed TXL
    256
  • Isuzu D-Max
    238,5
  • Opel Combo Life
    237
  • JAC J7
    236
  • Great Wall Poer
    229
  • JAC S7
    220,5
  • Great Wall Wingle 7
    219,5
  • JAC iEV7S
    200

Баллы, выставленные жюри

Бонусные баллы за АР-тесты

Бонусные баллы за итоги продаж

ПАРТНЕРЫ РЕЙТИНГ-ТЕСТА 2021

На старт. Внимание...

Сентябрь 2021

Добро пожаловать на старт новой гонки за титул лучшего автомобиля по версии Авторевю. В этом году у нас есть изменения в составе жюри, новый маршрут финального пробега, усовершенствованная система подсчета результатов, но самое главное — гораздо больше претендентов. Сорок две полноценные новинки против тридцати двух в прошлом году. Как сказали бы двигателисты, рабочий объем вырос на 30%!

Могло быть еще больше, но об этом чуть позже, а пока о том, что осталось неизменным. Год назад мы замыслили рейтинг-тест как принципиально новый вид автомобильного конкурса — очный, объективный и безальтернативный. То есть мы ездим на машинах сами, испытываем их по программе сравнительных тестов Авторевю и выбираем одного-единственного победителя.

Чтобы уравновесить вселенную, перегруженную автомобильными премиями, в которых призы раздаются на вес всем участникам по результатам СМС-голосования. Но на самом деле, конечно, чтобы вам было проще выбирать автомобиль, потому что у всех этих новинок нет шансов пересечься лицом к лицу в традиционных сравнительных тестах, а здесь — абсолютный, тотальный АР-тест.

Все это остается в силе. А еще с нами остаются проверенные партнеры проекта — сервис объявлений о продаже автомобилей Авито Авто и мультиэнергетический концерн TotalEnergies.

Устройство рейтинг-теста тоже не меняется. Сначала — квалификация. На старт допущены все новые автомобили, реальные продажи которых начались в России в период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года. Рестайлинги не считаем, ребрендинги тоже. Отсеиваются деривативы (частные версии базовых моделей) и автомобили-близнецы.

То есть только полностью новые автомобили, впервые выходящие на наш рынок, попадут на следующий уровень конкурса, где члены жюри выставляют каждому претенденту оценки за дизайн, удобство, технику, значимость для рынка и покупательскую привлекательность. Примерно как в фигурном катании. Из суммы этих оценок формируется стартовый рейтинг нашего теста — и десять автомобилей, набравших больше всех баллов, проходят в финальный этап.

Причем квалификационные баллы при этом сгорают, и начинается самое интересное — три ездовых испытания. Сначала общий сравнительный тест на Дмитровском полигоне, потом заезды на гоночной трассе и, наконец, многодневный пробег по обычным российским дорогам. Все то же самое должны осилить и члены жюри, чтобы к финишу различать автомобили даже по ворсу обивки багажника.

После этого активная часть рейтинг-теста заканчивается, и начинается подсчет итогов. Результат для каждого автомобиля формируется из голосов судей, бонусов за сравнительный тест и ценового коэффициента. Итог объявляется в первом январском номере Авторевю, который полностью посвящен финалу рейтинг-теста.

Так было в прошлый раз, так будет и теперь. Но сейчас даже квалификация не завершена. Хотя с вероятностью 99,9% список претендентов останется таким, каким вы видите его на странице ниже.

И здесь кое-что нужно пояснить.

Например, почему среди претендентов опять нет ни одной Лады? Потому что две главные новинки АВТОВАЗА за прошедший год, обновленный Ларгус и Niva Travel, — это результат модернизации существующих моделей. А чуть более ранняя смена эмблемы Chevrolet на вазовскую ладью у Нивы — классический ребеджинг.

Кстати, аналогичная судьба ждет и рестайлинговую Весту в следующем году. Жестко, но справедливо. Мы в этом вопросе берем пример с европейского конкурса The Car of the Year, который тоже отсеивает деривативы. Так что ждем от Лады совершенно новую Гранту и Ниву-кроссовер — у них будет уже стопроцентный пропуск в рейтинг-тест.

«Стоп, — скажете вы, — а как же тогда в квалификацию попал Volkswagen Taos, который почти полностью повторяет кроссовер Skoda Karoq?» Это другое. Но вы напрасно смеетесь. Модели Taos в фольксвагеновской линейке прежде не было — это полноценная премьера.

Кстати, примерно на тех же основаниях в претенденты принят и Opel Combo Life. Весной этого года концерн PSA, ставший частью альянса Stellantis, перенес в Россию производство «каблуков» Citroen Berlingo и Peugeot Partner, которые с 2008 по 2018 год делали в Испании. Но специально для нас к ним добавили еще и версию под маркой Opel. И если Partner и Berlingo на российском рынке считаются «возвращенцами» (а это лишает их права на участие), то Combo де-юре новая модель. Да еще и эксклюзивная — в других странах подобных Опелей никогда не было. Как говорят в таких случаях, нет оснований не принимать.

И раз уж мы углубились в такие нюансы, то вот вам самый главный инсайд. Накануне сдачи этого номера мы колебались, стоит ли включать в число претендентов Aurus Senat, — так как в открытую продажу для частных лиц он пока не поступил. К примеру, новый Mercedes C-класса отсутствует здесь именно по этой причине: реальные продажи начнутся позже 30 сентября. При этом сама компания Aurus утверждает, что «нулевые пилотные экземпляры серийных автомобилей Aurus… уже переданы первым клиентам — юридическим лицам». И хотя на языке автоиндустрии «пилотные» и «нулевые» — это отнюдь не то же самое, что «серийные» и «товарные», мы все-таки решили оставить Senat в числе претендентов. Хотя бы до конца месяца. Так что вернемся к этому вопросу 30 сентября — и еще раз проверим обстановку в дилерских салонах Ауруса.

Но даже если без Сената, разве мало интересных машин останется в списке? Все новинки, которых мы недосчитались в 2020-м, теперь наконец в деле: Ferrari Roma, Aston Martin DBX, BMW четвертой серии, Rolls-Royce Ghost, Porsche Taycan. Кстати, электромобилей на этот раз два — ведь кроме Тайкана на наш рынок вышел JAC iEV7s. Жаль, что задержались со стартом продаж Mercedes EQS и Audi e-tron GT, но, с другой стороны, вы же помните, чем закончился предыдущий рейтинг-тестовый пробег с участием электрического Audi? Скажем прямо, одна половина редакции с тех пор держит кулаки, чтобы ни один электромобиль не попал в финальную десятку. Но другая половина уже забронировала грузовик с генератором.

Из 42 новинок у нас 25 традиционных кроссоверов и внедорожников. Девять корейских автомобилей, восемь китайских, шесть представителей концерна Volkswagen AG, четыре американца из GM, четыре «японца», три «англичанина», два Опеля, Mercedes, Renault, Peugeot, BMW, Ferrari — и Aurus.

Для сравнения, в лонг-листе COTY 2022 — 65 автомобилей, и он совпадает с нашим лишь по пяти позициям: это Дженезисы моделей G80, GV80, GV70, Subaru Outback и VW Caddy. Дальше это пересечение будет только уменьшаться, потому что уже сейчас среди европейских претендентов аж 26 электромобилей. Лишний аргумент, почему нам в России нужен собственный ARСOTY — рейтинг-тест Авторевю.

Правда, наша «сборная мира» слабо отражает то, что происходит на нашем же автомобильном рынке. А он просто сошел с ума.

В середине лета был забавный момент: Россия по объему продаж новых автомобилей за июль вышла на второе место в Европе, уступая только Германии. Но в реальности у нас сейчас затяжной спад и дефицит предложения из-за недостатка микрочипов. Просто в Европе этот кризис еще жестче (продажи упали на 20—30%) и наложился на ожидание бонусов за утилизацию (покупатели стали откладывать приобретение машин). А у нас падение из-за микрочипов в августе составило 17% даже по сравнению с пандемическим штилем 2020 года. И прогноз неутешительный: Ассоциация европейского бизнеса объявила, что «никаких признаков быстрого решения этой проблемы нет, мы ожидаем нестабильность продаж и дальнейшее сокращение рынка в ближайшие несколько месяцев». То есть как минимум до конца года, а это значит, что результаты вроде бы благополучного 2021 года будут примерно на уровне «изоляционного» 2020-го: 1,6—1,7 млн автомобилей.

Какое отношение все это имеет к нашему рейтинг-тесту? Самое непосредственное, ведь финальный результат мы подсчитываем с помощью «ценового эквалайзера». А он, в свою очередь, основан на рекомендованных розничных ценах, которые устанавливают импортеры. Но при дефиците эти цены теряют всяческий смысл, потому что дилеры придумывают астрономические наценки. Особенно на новинки из нашего лонг-листа. Если доплата за Kia Sorento может составлять 700 тысяч рублей, то за новый Land Cruiser просят выложить 1,7—3,0 млн рублей сверх официальной цены!

Как в этих условиях вычислять «количество автомобиля на рубль»? Мы как раз работаем над этим и расскажем в ближайших номерах Авторевю.

А пока хорошая новость: в жюри рейтинг-теста в этом году войдет экс-авторевюшник Павел Карин. И вот теперь — на старт… Внимание… Марш!

ПАРТНЕРЫ РЕЙТИНГ-ТЕСТА 2021

Номинанты

Что было на первом этапе рейтинг-теста?