Рейтинг-тест-2020

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Рейтинг-тест Авторевю в вопросах и ответах

В октябре прошлого года мы представили наш новый большой проект — рейтинг-тест. Тогда же объявили десятку лучших новинок года, быстро собрали финалистов «вживую» и начали масштабную работу на полигоне. А спустя неделю набили багажники экспедиционными чемоданами, заправили баки под завязку и рванули…

Стоп-стоп, не так шустро! У нас впереди целый спецвыпуск, и, чтобы прочувствовать все его вкусовые оттенки, нужно не только вернуться на одну серию назад, в октябрь-2020, но и ответить на самые популярные вопросы, которые мы получили за это время от вас.

Устройство рейтинг-теста Авторевю проще всего объяснят не слова, а схема, изображенная ниже с пояснениями. Если ее описать коротко, то для определения лучшего автомобиля года по версии Авторевю нужны: расширенная судейская коллегия, два этапа отбора, классическая экспертная оценка Авторевю, субъективные баллы жюри, сотни литров ГСМ и несколько электрозарядных станций, примерно 300 чашек кофе, три рабочих чата в вотсапе, помимо пульсирующей переписки в почте, пара кукол вуду, один том словаря обсценной лексики и толика здравого смысла.

Вот о смысле и поговорим.

Зачем вам вообще нужен рейтинг-тест?

Как вы уже поняли, рейтинг-тест — это не очередная российская премия по раздаче всем званий «Автомобиля года» в десятках номинаций. Победитель у нас будет один. И, помимо собственно поиска лучшей новой модели из тех, что вышли на рынок в течение года, мы ставим перед собой и прикладные задачи.

Во-первых, редакция постоянно думает о совершенствовании методики оценки автомобилей. Три года назад мы впервые публично рассказали о наших попытках сделать сквозную оценку АР-тестов — общий рейтинг автомобилей, прошедших полигонные жернова. И тогда же признались: применить общий знаменатель к уже вышедшим тестам невозможно! Но опыт межклассового сравнения позволил провести более тонкую настройку будущих испытаний одноклассников и посадить семя нынешнего рейтинг-теста.

С новым проектом мы пошли дальше: доказательное определение одного-единственного автомобиля-победителя требует и логичности суждений, и большей коллегиальности, и промежуточных оценок. Отсюда и два этапа с составленным виртуально рейтингом новых автомобилей — и реальным межклассовым тестом лучшей десятки.

Во-вторых, рейтинг-тест — это все же самостоятельный проект, а не только тестовая среда для отладки наших экспертиз. Мы соединили в одном флаконе самые популярные жанры Авторевю за 30 лет — сравнительные тесты, «примерки» и экспедиции, — чтобы создать новый популярный формат, а теперь и целый спецвыпуск. Если хотите, рейтинг-тест — это ВДНХ Авторевю, выставка достижений нашего хозяйства. С лучшими «павильонами», продуктами и демонстрацией профессиональных компетенций. Во всяком случае, таким мы его строим.

Здорово, но, кажется, он не несет никакой практической пользы…

Даже если вы говорите о практической пользе при выборе одноклассников, то ошибаетесь. В этом рейтинг-тесте сразу несколько дуэлей прямых конкурентов. И те, кто не получил точного ответа, скажем, при выборе между двумя флагманскими кроссоверами Mercedes GLS и BMW X7 в нашем зимнем тесте, теперь смогут найти больше информации.

Кроме того, вы часто просите нас расширять условия испытаний — уделять больше внимания не только управляемости, но и бытовым потребительским характеристикам. Поэтому мы едем в пробег, оцениваем удобство наших финалистов в дальней дороге, дополняем критерии оценки. А еще… Не бытом единым жив человек — вам ведь по-прежнему интересно исследовать автомобили как продукты инженерного искусства вместе с нами, не правда ли? Есть не только «здесь и сейчас» прагматичного выбора, но и разговоры о вечном. А еще — масса интереснейших околоавтомобильных аспектов. И в этом выпуске вы найдете истории, связанные не только с машинами.

Допустим! Но, может, стоит направить такие колоссальные усилия на свои старые проекты?

Рейтинг-тест не замена другим испытаниям Авторевю! Классические сравнительные тесты были и останутся с нами. Программа краш-тестов в 2020-м перешла на принципиально новый уровень и, надеемся, будет усилена в наступившем году. А вдобавок мы постараемся провести в 2021-м ресурсный тест двух автомобилей по разработанной нами новой жесткой методике, только бы позволила ситуация с пандемией и срослась экономика многомесячных испытаний.

К слову, в нынешних реалиях для таких масштабных и затратных проектов никуда без спонсоров. А в нашем случае, смеем надеяться, и единомышленников! Появлением рейтинг-теста Авторевю мы обязаны Авито Авто, сервису объявлений о продаже автомобилей, — и компании Total, мировому производителю моторных масел и смазочных материалов.

Почему из судейской бригады первого тура во втором этапе участвуют только десять человек? И будут ли меняться судьи год от года?

Чем больше членов жюри (конечно, в которых мы уверены и которые разделяют наши идеалы), тем выше точность первичного отбора. К тому же масштабность судейского пула — это своего рода организационная подстраховка. Ведь во втором, очном туре финально голосовать могут лишь те, кто участвовал в первом этапе и прошел через экспедицию рейтинг-теста, вкусив все сложности дальней дороги. А если люди заболеют перед путешествием? У нас будет из кого выбрать!

Согласно положению рейтинг-теста, во втором туре должно быть от шести до десяти судей (во время разработки мы опирались на количество автомобилей в финале и необходимых водителей для них). Кто из них примет участие в финале-2021? Ротация членов жюри — хорошая практика для развития проекта, но только при условии сохранения головного состава из наших ключевых авторов и экспертов. С другой стороны, полное воспроизведение судейских коллегий из года в год позволит делать сквозной виртуальный рейтинг новых автомобилей на российском рынке начиная с 2020 года… Возможно, мы попробуем совместить достоинства этих двух подходов.

Если так, то ваш рейтинг-тест — субъективная штука. И если к итоговым баллам сравнительных тестов мы как-то привыкли, то к критериям жюри пока нет. Можно остановиться на них подробнее?

Мы не устанем повторять, что за объективностью оценок лежит субъективный подход — при условии, что он профессиональный и экспертный.

На первом этапе у каждого члена жюри таблица из списка номинантов и четырех столбцов: «дизайн», «технологии», «важность для рынка/индустрии» и «желанность/доступность». Все оценки выставляются именно что субъективно: ту же важность электромобилей два члена жюри могут определить абсолютно по-разному. Или возьмем виртуальную панель приборов (составляющая критерия «технологии»): если она воспринимается судьей негативно — ставится меньший балл. И это нормально!

Каждый критерий для всех машин из списка необходимо оценить по шкале от 1 до 10 баллов. Нельзя поставить 0, начислять все 10 баллов не обязательно. Максимальный балл определяется не относительно автомобилей-претендентов, а в абсолюте — каждый член жюри ориентируется на свой опыт.

На критерии «желанность/доступность» мы останавливались подробнее осенью: он вычисляется как среднее арифметическое двух оценок. Первая — насколько желанен автомобиль, вторая — есть ли возможность его купить.

Во втором туре у жюри те же баллы, но четыре критерия другие: «драйв», «комфорт», «быт» и «эмоциональность». Причем опять же оценки за драйв у Сорокина и Мельникова могут не быть созвучными! Да и приспособленность к ежедневной эксплуатации (то, что мы коротко назвали бытом) оценивается каждым судьей исходя из его образа жизни. А эмоциональность — нерациональный фактор оценки: будоражит автомобиль или нет? Он может быть трижды драйверским, но что толку, если сердце требует другого?

Почему вы выбрали такой период для отбора автомобилей — с 1 октября по 30 сентября? Нельзя было взять целый календарный год?

Не поверите — все из-за погоды! Наполнение наших экспертных оценок более разнообразно в теплое время года, когда мы делаем инструментальные замеры и можем еще скрупулезнее выставить оценки за динамику и управляемость. А для более точной оценки нам нужны участники на летних шинах — это значит, что всю пробеговую и полигоновскую часть мы должны завершить в октябре.

Фактически тест на полигоне — это еще один судья, который своему победителю ставит (в виде бонусов на финишной черте) максимально возможный балл. Кстати, в 2020 году никто из судей не поставил максимальные 40 баллов ни одному автомобилю-финалисту.

А методологию станете менять или продолжите работать по этому шаблону? Что вообще будет дальше?

Мы рассчитываем, что разработанная основа для проведения рейтинг-теста останется. Но не станем упираться, если найдем возможности его улучшить.

Фиксировать маршрут экспедиции мы точно не намерены — в этом выпуске нам удалось съездить в Карелию и опробовать новую питерскую гоночную трассу, однако мы слишком любим разнообразие. Есть уже одна идея — естественно, связанная с машинами и с дальней дорогой. Но об этом в другой раз.

А еще нам кажется, что финал интересно расширить подробным исследованием перспектив всей десятки на вторичном рынке — с точки зрения стоимости владения, потери цены, надежности узлов и агрегатов. Ведь это сейчас автомобили из нашего рейтинг-теста — новинки, а через несколько лет они выйдут на вторичный рынок. Нет денег на Audi e-tron или Mercedes GLB прямо сейчас? Но есть ли смысл копить их, чтобы в будущем взять трех- или пятилетку?

Узнать цены автомобилей-участников рейтинг-теста и предложения дилеров по всей России вы можете прямо сейчас на сайте Авито Авто.

Рейтинг-тест Авторевю по определению лучшей новинки прошедшего года включает в себя два этапа. Сначала редакция составляет список всех номинантов — это новые легковые автомобили, появившиеся в продаже у официальных дилеров в обозначенный период. В рейтинг-тесте-2020 у нас набралось 32 автомобиля. Премьер на российском рынке, конечно, было больше, но мы не рассматриваем те, что прошли рестайлинг, фейслифт и модернизацию. За бортом и возвращенцы в Россию — вроде автомобилей Ravon/Chevrolet.

После расширенная судейская коллегия проставляет автомобилям баллы (от 1 до 10) по четырем критериям. Суммируем оценки жюри и получаем… только промежуточные результаты! Потому что для автомобилей-участников есть еще бонусные очки — по 10 за победу в тестах Авторевю и в диапазоне от 1 до 8 баллов за результаты продаж на российском рынке, по данным АЕБ, если машина входила в топ-25. Преференции за хорошие продажи в этом году удостоилась Toyota RAV4 (6 баллов), а Mercedes GLS, Skoda Karoq и Volkswagen Jetta получили добавки за победы в АР-тестах. Правда, Джетте бонусы так и не позволили пробиться в финальную десятку (только 19-е место в итоговом рейтинге первого этапа), а вот GLS, RAV4 и Karoq легко попали в шорт-лист. Там же еще один Mercedes GLB, пара Фольксвагенов (Arteon и Polo), Kia K5 и Seltos, BMW X7 и Audi e-tron, который стал лидером заочного этапа.

В очном туре заслуги победителей первого раунда уже не имеют значения: результаты обнуляются, и начинается финальная битва. Из расширенной коллегии жюри десантируются десять судей, которые проведут в компании с автомобилями-финалистами несколько дней, а кто-то — и несколько недель.

Сначала — Дмитровский автополигон и борьба в рамках наших традиционных сравнительных тестов, только с оценками по так называемой абсолютной шкале (подробнее на стр. 8). Она нам понадобится на финальном отрезке, чтобы выдать бонусные баллы за испытательную часть на полигоне: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 15, 25 и 40 баллов за места c десятого по первое.

Следом нон-стопом — большое путешествие в несколько тысяч километров с разными типами дорог: автомагистралями, серпантинами, грунтовками, легким бездорожьем. И с горячими кругами по кольцевой гоночной трассе.

По возвращении из экспедиции судьи оценивают автомобили по четырем критериям, выставляя каждому баллы от 1 до 10. К полученному рейтингу десяти автомобилей добавляются «бонусы за полигон» — и перед нами предстает лидер в абсолюте. Он и стал автомобилем года по версии Авторевю? Нет, потому что теперь в дело вступает ценовая эквализация, о которой отдельный рассказ.

Устройство рейтинг-теста

Главные испытания: три раунда

ПолигонЧитать

ЭкспедицияЧитать

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Отвлечемся от машин!Рассказы Сорокина по маршруту путешествия

«Музыка» финалистов: вердикт Голованова

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Истории и эмоции

Audi e-tron и Константин Сорокин: с галстуком и без

Skoda Karoq и Юрий Ветров: замена Тигуану?

Volkswagen Arteon и Олег Растегаев: рекорды на докатке

Что говорят судьи?

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

И победил…

Вы же в самом начале мысленно сделали ставки на победителя? Ну, хотя бы догадались, кто стал фаворитом судейского очного голосования? Финишировали ноздря в ноздрю, как сказали бы фанаты BMW, — но и на самом деле борьба была плотной. Так почему сначала лидировал X7, потом его обогнал GLS, а на финише у нас появился третий автомобиль-лидер?

Какое главное потребительское качество автомобиля? Кто прошептал «управляемость»? На пересдачу, горячие головы! Главное — все же цена. Так было и так будет — особенно с учетом кризисов, скачек рубля относительно твердых валют и прочих макроэкономических потрясений.

Словом, игнорировать цену мы не могли. Но как корректнее ее учесть в межклассовом сравнении? Пока вы придумываете свои варианты, а самые едкие наши критики (мы вас искренне любим!) уже подготовили напалм и взбираются на коммент-трибуну сайта Авторевю, давайте посмотрим, кто и как стал абсолютным лидером рейтинг-теста-2020 без учета цены. В шаге от коронации, так сказать.

Эмоциональные «примерки» членов жюри вряд ли помогли вам быстро определить победителя после экспедиции — BMW X7 или Mercedes GLS? Эксель беспристрастен: «икс-седьмой» по итогам десяти протоколов набрал 295 баллов, а GLS — 285. Углубимся?

Преимущество BMW перед Мерседесом больше всего в «драйве»: разница — 14 баллов! Даже Arteon по баллам у нас менее драйверский. А еще у наших судей учащается пульс при виде именно X7: в эмоциональности он переигрывает не только GLS, но и остальные автомобили. Зато большой Mercedes показался нашей десятке самым комфортным и наиболее приятным в быту по сравнению с X7 и другими финалистами. Но отрывы здесь от BMW меньше, и этого не хватило. Или…

Посмотрите на схему рейтинг-теста в начале номера — и потом возвращайтесь к битве под Дмитровом. Да-да, в ход вступают «бонусы за полигон»! А там лидер другой — GLS.

Почему не BMW? В шкафах Мохова, забитых бесчисленными приборами, нет моциофона — измерителя эмоциональности. А еще смотрите, как субъективно, вдали от спецдорог, мы воспринимаем «драйв».

И все же полигон важен! Этого диапазона дорог, да еще сконцентрированного в одном месте, мы никогда не попробуем в путешествии, а такая бесшовность очень важна для комплексной оценки автомобилей. Поэтому и дополнительные очки «от полигона» у нас весомые для победителя — максимально возможные 40 баллов. Будто один из судей счел его идеальным автомобилем. За второе место отрыв — 15 баллов (прибавляем 25), за третье — 25 (плюсуем 15). И далее по списку.

Мы действительно хотим подчеркнуть, что в идеальном мире, без финансовых проблем и неподъемных кредитов, наш лидер 2020 года — Mercedes-Benz GLS. Классная инженерия, свежие подходы к мультимедиа… Ну а то, что на лайфстайловом солнце бывают глянцевые пятна, — правило, а не исключение. Возможно, эти проплешины, которые отметило наше жюри, и не дают Мерседесу стать популярнее BMW X7 в России: за восемь месяцев продано 3647 «икс-седьмых» и 2588 «джи-эл-эсов».

Или дело в ценах? Ведь «в базе» X7 на два миллиона дешевле, чем GLS! А Mercedes к тому же самый дорогой участник теста. Вот и мы думаем, что без рублей тут не обошлось.

Итак, самый ответственный момент — ценовая эквализация наших автомобилей-финалистов. Как учесть фактор цены в таком буйном цветнике?

Для начала скажем, что мы берем в расчет цену именно предоставленных на рейтинг-тест машин (по состоянию на 25 декабря 2020 года). Были у нас разные гипотезы определения единой стоимости автомобиля в зависимости от всех версий на рынке, но все же наиболее точная оценка будет по отношению к конкретным машинам и ценам. К этому решению мы пришли еще и по другой причине, о которой скажем в самом конце.

Итак, самый простой вариант — уравнять всех в цене по стоимости балла. Но тогда, очевидно, в лидерах окажутся самые доступные автомобили из номинантов. Ведь какой-то драйв, комфорт, практичность и даже эмоциональность они дарят. И при семикратном ценовом отрыве Polo окажется выше GLS, а может, и переиграет всех.

Вспомним детскую игру «царь горы» и представим, что на эту самую горку, ловко обойдя других игроков, взобрался Mercedes GLS. Все благодаря итоговым 325 баллам! Чтобы его сбросить с вершины, другим номинантам нужно набрать хотя бы на один балл больше. То есть 326 баллов. И каждому из номинантов до этой вершины необходимо преодолеть разное «расстояние»: например, тому же Polo недостает 124 баллов, а большому Мерседесу зеркалом подать — всего балл.

И тот и другой путь не будет бесплатным, ведь каждый дополнительный балл стоит денег. Но каких? Можно, конечно, пройти через оценку своего рода «балла разницы», но мы решили не усложнять, тем более на самом главном результате это не сказалось. В итоге вычислили среднюю стоимость балла всех финалистов (на десятку наших автомобилей получилось 17070 рублей), недостающие каждому автомобилю баллы для победы умножили на среднюю стоимость балла, а после к полученной сумме прибавили цену тестового автомобиля.

А вот теперь можно уже смотреть на межклассовую стоимость балла! У кого она меньше, тот и победил в рейтинг-тесте после ценовой эквализации.

Говорите, тонкая настройка эквалайзера? Заденешь ползунок, и зазвучит по-другому? Но мы попробовали и пресет. Еще до того, как судьи получили формуляры таблиц с четырьмя критериями, сразу после экспедиции они оценили автомобили по шкале, схожей с той, что используется в европейском конкурсе Car of the Year. На всю десятку каждому члену жюри выделялось 35 баллов, главное распределить их так, чтобы выявить одного лидера (которому положено не больше десяти баллов), а критерии — в совокупности, включая цену! Догадываетесь, кто был на первом месте? Karoq с 52 баллами. Меж тем как GLS оказался на втором (49 баллов), а X7 — на третьем (48 баллов).

После финального обсуждения (все ли учли, согласны ли мы с математическим лидером?) сомнений нет и на эмоциональном уровне: победителем рейтинг-теста Авторевю в 2020 году стал кроссовер Skoda Karoq! Поздравляем не только представителей марки, но и россиян: спустя несколько лет после европейского дебюта мы получили очень сбалансированный автомобиль.

Так каков рецепт победы в рейтинг-тесте Авторевю, спросите вы? Ведь с такой ценовой эквализацией, похоже, нет никаких шансов у дорогих автомобилей? Не совсем так. Точнее, совсем не так!

Помните, мы говорили, что учитываем цену конкретных автомобилей, участвующих в тесте? А они в этом году, как вы видели на стр. 8, совсем не базовые. Порой оснащенные такими опциями, которые даже не имеют значения при выставлении баллов. Окажись у нас базовые X7 или GLS, они, пожалуй, все равно не выбились бы в лидеры после ценового фильтра, но навязали бы более острую борьбу в «финансовом» зале.

Зато у базовых младших братьев X5 и GLE, участвуй они в испытаниях, шансов на свержение Карока было бы гораздо больше. Поэтому наша очередная прикладная цель рейтинг-теста — оценивать рыночные версии автомобилей, а не космолеты, чего вы и просите. Надеемся, будем услышаны.

А еще из максимально возможных 440 баллов «доценовой» лидер в этот раз у нас набрал только 325 очков. Хорошо, но не идеально. Все-таки от дорогих автомобилей мы ждем лучших результатов и больших отрывов от преследователей. Причем, уверены, шансы на победу после ценовой эквализации есть даже у эмоциональных электромобилей с большими батареями. Останется «правильно» проложить маршрут.

Узнать цены на кроссовер Skoda Karoq и предложения дилеров по всей России вы можете прямо сейчас на сайте Авито Авто.

Давайте узнаем!

Октябрь 2020 года

1
Audi e-tron
361балл
2
Skoda Karoq
353балла
3
Kia K5
346баллов
4
Kia Seltos
344балла
5
Mercedes-Benz GLS
337баллов
6
BMW X7
336баллов
7
Toyota RAV4
330баллов
8
Volkswagen Arteon
328баллов
9
Volkswagen Polo
325баллов
10
Mercedes-Benz GLB
324балла
11
Hyundai Sonata
323балла
12
Geely Coolray
316баллов
13
Bentley Flying Spur
311баллов
14
Mercedes-Benz GLE Coupe
311баллов
15
Audi Q3
308баллов
16
BMW X6
307баллов
17
Mercedes-Benz CLA
303балла
18
Mercedes-Benz GLA
303балла
19
Volkswagen Jetta
292балла
20
Kia XСeed
289баллов
21
Toyota Highlander
289баллов
22
BMW 2-й серии Gran Coupe
285баллов
23
Haval F7x
272балла
24
Opel Grandland X
272балла
25
Cadillac XT6
269баллов
26
GAC GS8
244балла
27
Chery Tiggo 8
234балла
28
Chery Tiggo 7 Pro
232балла
29
GAC GS5
223балла
30
Changan CS55
221балл
31
GAC GN8
220баллов
32
Toyota Hiace VIP
207баллов

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Оценки жюри для отбора финалистов

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Положение о проведении рейтинг-теста-2020 Трансляция очной части рейтинг-теста В следующем сезоне рейтинг-теста

Весь рейтинг-тест — в одном бумажном номере Авторевю. Спрашивайте в точках продаж, а лучше покупайте прямо сейчас в нашем интернет-магазине

Купить
<