ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Рейтинг-тест-2020

Мы держались долго — фактически все тридцать лет своего существования. Нет, мы не чурались престижных международных конкурсов вроде европейских COTY, Engine of the Year или «Грузовика года», но в России соблюдали нейтралитет. Однако сейчас нам, как былинному Илье Муромцу, пора сойти с печи — мы учреждаем ежегодный рейтинг новых автомобилей в России. Вернее, рейтинг-тест Авторевю.

Мировую автоиндустрию штормит, российская экономика в нокдауне, рубль падает на глазах. Но нам по-прежнему нужно ездить — и желательно не абы на чем, а на хороших авто- и электромобилях. Красивых, комфортабельных, безопасных. И мы хотим, чтобы нам по-прежнему было из чего выбирать. А с этим есть проблемы: коллеги из агентства Автостат подсчитали, что, несмотря на экспансию китайских брендов, за шесть лет ассортимент новых легковых моделей на российском рынке сократился на 30% — с 442 в 2014 году до нынешних 309. Так что пусть наш конкурс станет средством нематериального мотивирования тех автопроизводителей, которые стараются поддерживать для нас разнообразие ­по-настоящему хороших новинок.

Причем богатство выбора важно не только тем, кто размышляет над покупкой новой машины прямо сейчас. Ведь через несколько лет все эти новинки выйдут на вторичный рынок — и ассортимент моделей будет в помощь тому, кто ищет выгодную партию на Авито Авто — сервисе объявлений о продаже автомобилей. Который неспроста оказался партнером нашего рейтинг-теста — спасибо! А еще одной компанией, поддержавшей нас в этом начинании, стал небезызвестный постоянным читателям Авторевю Total, мировой производитель моторных масел и смазочных материалов.

Как устроен наш рейтинг-тест?
Во-первых, члены жюри — это мы, сотрудники Авторевю. Ну и примкнувшие к нам за долгие годы участники «примерок»: Дарья Лаврова на этот раз не смогла принять участие, но Глеб Рачко в команде. В дальнейшем, возможно, мы расширим круг — но только за счет тех приглашенных экспертов, в чьей независимости суждений мы уверены. Первый этап голосования — заочный. И допущены к нему все новые легковые автомобили, для управления которыми подходит российское водительское удостоверение категории B и начало официальных продаж которых в России приходится на период с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020-го. Причем под продажами мы подразумеваем не объявление цен и открытый прием заказов, а наличие «живых» машин в салонах у дилеров и на дорогах страны. Увы, из-за этого жесткого ограничения в нынешний список (то бишь лонг-лист) номинантов не вошли такие автомобили, как BMW четвертой серии, Land Rover Defender, Porsche Taycan или Skoda Octavia — которая доедет до шоурумов лишь в ноябре. Так что будем голосовать за них в следующем сезоне.

Критерии новизны тоже весьма строги, ведь рестайлинговые и модернизированные версии не рассматривает ни один серьезный международный конкурс. Да, но часто масштаб и важность обновлений таковы, что они затмевают многие новинки, скажете вы. И будете правы — например, рестайлинговый Kia Mohave (который тоже не успел в этот сезон нашего рейтинга, как и Sorento четвертого поколения) изменился очень сильно. Но если допускать всех «обновленцев», то мы просто закопаемся — в индустрии каждый год проводится столько скрытых от публики модернизаций шасси или бортовой электроники, что претендовать на гордое звание «абсолютно новой» станет почти каждая модель. Кстати, кунштюк — обновленная Skoda Rapid в нынешнем лонг-листе отсутствует, а вот Volkswagen Polo номинирован. Хотя, по сути, это один и тот же автомобиль. Но ведь мы исключаем те машины, которые были модернизированы косметически и/или технически, а еще — всяческие спортивные модификации и иные версии автомобилей одного семейства. Равно как и те машины, которые ранее уходили с российского рынка и после перерыва вернулись под тем же самым или другим брендом (например, Ravon). А один из критериев новизны модели — кузов с отличной от предыдущей версии геометрией дверных проемов и/или иным количеством дверей. Так что Polo-лифтбек в игре.

Итого в лонг-лист рейтинга 2020 года вошли 32 новые модели. Лидер по ­разнообразию — Mercedes: пять моделей от компакт-седана CLA до гиганта GLS. По три номинанта вывели на наш рынок BMW, китайский GAC, Kia, Toyota и Volkswagen и по два — Audi и Chery. На первом этапе расширенная коллегия жюри — в этом году 14 человек — по десятибалльной шкале оценила все автомобили по четырем критериям: дизайн, обилие новых технологий, важность для рынка/индустрии и желанность/доступность. Последний критерий придуман нами для того, чтобы учесть соотношение цены и качества — каждый член жюри вычисляет его как среднее арифметическое из двух оценок. Первая — насколько желанен тот или иной автомобиль, а вторая — насколько возможна его покупка в нынешних реалиях. Есть деньги, чтобы пойти в салон прямо сейчас, — ставим за возможность покупки десятку. Нужно брать кредит — баллов шесть—семь. Продать почку — три балла… Шутка.

То есть если мы очень хотим купить этот автомобиль (оценка 10), но не можем (всего 1 балл, потому что 0 ставить нельзя), то среднее арифметическое составит 11/2 = 5,5. А после округления — 6. Иными словами, самый низкий балл получит дорогая и нежеланная машина, а высшую десятку — и доступная, и вожделенная. Модели-претенденты, входящие в топ-25 самых продаваемых автомобилей на российском рынке согласно статистике российских продаж АЕБ, автоматически получают преференции. За места с первого по пятое — 8 дополнительных баллов, с шестого по десятое — 6 (в нашем лонг-листе такова Toyota RAV4), с десятого по пятнадцатое — 4, с пятнадцатого по двадцатое — 2 и с двадцатого по двадцать пятое — 1 балл. Мало того, если новинка уже успела одержать победу в сравнительном тесте, который мы опубликовали до начала голосования, то ей мы присуждаем 10 дополнительных баллов. В нашем случае по десятке получили Mercedes GLS, Skoda Karoq и Volkswagen Jetta. А если автомобиль уже успел выиграть в нескольких сравнительных тестах Авторевю? Мы учли и это — бонусные баллы за каждую победу модель получит только при условии участия в тесте модификации с другим двигателем и/или трансмиссией.

Чтобы читатели знали, кто как голосует, мы решили опубликовать десятку лучших по версии каждого члена жюри — с короткой «примеркой на себя». А в итоге в общий шорт-лист вошли два Мерседеса, GLS и GLB, два Kia, седан K5 и кроссовер Seltos, и пара Фольксвагенов — Arteon и Polo. Плюс BMW X7, Toyota RAV4, Skoda Karoq и единственный электромобиль — Audi e-tron. Как видите, автомобили самых разных классов, от доступного лифтбека до дорогих кроссоверов. А лидером по баллам стал именно e-tron — 361. Но следом идет Karoq (353), за ним два Kia — K5 (346) и Seltos (344). А остальные шесть машин уместились в зазор из тринадцати баллов. Причем последний вышедший в финал — Mercedes GLB (324 балла) — всего на балл впереди седана Hyundai Sonata, который остался за бортом ­топ-десятки. Равно как и Geely Coolray (316 баллов). В арьергарде рейтинга — два минивэна Toyota Hiace VIP (207) и GAC GN8 (220), кроссоверы Changan CS55 (221) и GAC GS5 (223)…

Но для топ-десятки рейтинг-тест только начинается, причем число баллов значения не имеет. Ведь второй тур голосования — очный.

Сперва все десять финалистов отправятся… Да-да, на Дмитровский автополигон, где мы проведем некое расширенное подобие «Тотального АР-теста», в котором тогда столкнули лбами шесть разноклассовых машин от Весты до S-класса и Porsche 911. Мы вновь скрупулезно проведем ездовую экспертизу, если нужно — подкрепим ее инструментальными замерами. Автомобиль-лидер по итогам теста на полигоне получит фору в 30 баллов. А потом вся десятка поедет с нами в длинный пробег, причем с обязательным заездом на кольцевую трассу. Пересаживаясь из машины в машину, мы уточним и финализируем свои оценки: кто лучше приспособлен к дальним поездкам и к атакам крутых виражей, кто лучше на проселке и на легком бездорожье. Ну а вернувшись домой, проставим баллы с учетом соотношения цены и баланса потребительских качеств конкретной оцениваемой нами версии. Ведь это не классический тест одноклассников, а сравнение в абсолюте, которое невозможно вести без учета цифр на ценниках. В случае если явного победителя не будет (например, два и более автомобиля наберут одинаковое количество баллов), то мы возьмем «помощь зала» — подключим к выбору членов Клуба Авторевю, которые имеют наиболее высокий рейтинг на момент голосования. Один голос будет равен одному баллу.

Наш пробег и полигоновский тест мы завершим в октябре, чтобы успеть испытать машины по полной программе на сухом асфальте и на летних шинах. Но удовольствие от процесса голосования растянем: надеемся, он будет интересен и вам, нашим читателям. Верно?

Почему именно сейчас?

Трансляция

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Номинанты

1
Audi e-tron
361балл
2
Skoda Karoq
353балла
3
Kia K5
346баллов
4
Kia Seltos
344балла
5
Mercedes-Benz GLS
337баллов
6
BMW X7
336баллов
7
Toyota RAV4
330баллов
8
Volkswagen Arteon
328баллов
9
Volkswagen Polo
325баллов
10
Mercedes-Benz GLB
324балла
11
Hyundai Sonata
323балла
12
Geely Coolray
316баллов
13
Bentley Flying Spur
311баллов
14
Mercedes-Benz GLE Coupe
311баллов
15
Audi Q3
308баллов
16
BMW X6
307баллов
17
Mercedes-Benz CLA
303балла
18
Mercedes-Benz GLA
303балла
19
Volkswagen Jetta
292балла
20
Kia XСeed
289баллов
21
Toyota Highlander
289баллов
22
BMW 2-й серии Gran Coupe
285баллов
23
Haval F7x
272балла
24
Opel Grandland X
272балла
25
Cadillac XT6
269баллов
26
GAC GS8
244балла
27
Chery Tiggo 8
234балла
28
Chery Tiggo 7 Pro
232балла
29
GAC GS5
223балла
30
Changan CS55
221балл
31
GAC GN8
220баллов
32
Toyota Hiace VIP
207баллов

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Оценки жюри