Старички на Невском: в Питере прошел парад ретротехники

Фото: Максим Чернявский

К празднованию Дня города в Санкт-Петербурге был приурочен богатый на экспонаты уникальный ретропробег, в котором участвовали не только легковые автомобили, но и старые грузовики, автобусы и троллейбусы. Более полутора сотен раритетных машин стартовали с Васильевского острова, проехали по Невскому и завершили свой маршрут около Инженерного замка. Обо всех экспонатах не рассказать, поэтому поглядим на самые примечательные.

ЗиС-127

Про уникальный автобус ЗиС-127 из соседней Эстонии мы уже как-то рассказывали: три года назад он участвовал в выставке «Мир автобусов» в Коломне. Это первый советский междугородний автобус, а кроме того он единственный уцелевший из восьмисот пятидесяти выпущенных в 1955—61 годах. До капремонта он прошел три миллиона километров, а восстановила его эстонская компания, и поныне осуществляющая регулярные рейсы Петербург—Таллин, правда, на куда более современных лайнерах. По тем временам это была передовая и очень комфортабельная машина. 32 регулируемых кресла, индивидуальные форточки, подсветка пола. Есть примечательные детали и в его конструкции: габаритная ширина целых 2,68 м, фары американские, полученные по ленд-лизу, а рулевое управление с гидроусилителем.

ЛиАЗ-677

Самый распространенный автобус Советского Союза — ЛиАЗ-677. Несмотря на то что эти машины выпускались почти сорока десятками заводов в огромных количествах (всего было собрано почти 200000), об их сохранности особо не заботились — в основном они существуют в виде памятников на постаментах. Тем не менее несколько есть в разных коллекциях. Кто же не помнит эпохальную желтую машину с первым на наших автобусах гидроавтоматом и весело бренчащей на остановках трансмиссией? В него втискивалось до 110 человек, а еще он отличался рекордным аппетитом: расход доходил до 60 литров бензина на сотню километров.

Уже полузабытый угловатый автобус, внешне напоминающий тепловоз, не зря носит имя Альтерна: он должен был стать альтернативой устаревшему 677-му. А собирать его мог любой цех, имевший несложные механизмы для самых простых операций, — рубки, гибки, сварки. Около тридцати машин собрали на головной фирме, еще сколько-то было выпущено полудюжиной других предприятий. Но основной проблемой стал пожар на заводе двигателей КАМАЗа в 1994 году: именно ими комплектовалась Альтерна-4216. А с дорогущим импортным агрегатом терялся всякий смысл дешевого автобуса. Конкретно этот экземпляр служил в Крыму. Восстановление свелось к демонтажу газовой системы питания да простой перекраске.

Были на пробеге и троллейбусы, любовно восстановленные питерскими электромузейщиками во главе с Алексеем Гонтаревым. Вот знаменитый «синий троллейбус» МТБ-82, воспетый Булатом Окуджавой. Расшифровывается, кстати, его обозначение просто: «московский троллейбус», — а цифры указывают на производителя, авиастроительный завод №82, — естественно, секретный. Однако большую часть из 5000 машин собирали уже в Энгельсе, на ЗиУ. Десятиметровая машина весит больше девяти тонн и может перевезти около 90 пассажиров. А стремительный внешний облик напоминает американские автобусы тех лет.

КТГ-1

Последняя из восстановленных машин Горэлектротранса — троллейкар на базе КТГ-1 с вышкой для проверки и ремонта контактной сети. Про его предка ТГ-3, который участвовал в параде троллейбусов в Москве, мы подробно рассказывали. КТГ-1 также оборудован как электромотором, так и двигателем внутреннего сгорания, что позволяет ему передвигаться по дорогам без проводов. Примечательно, что он был сделан в единственном экземпляре в 2001 году, никогда не работал, но при этом его дважды пытались списать. Энтузиасты уникальную машину отстояли, покрасили-надраили, и она заслуженно пользуется повышенным вниманием зрителей.

Пожарный автомобиль АЦ-30 на шасси ГАЗ-53

Грузовая часть парада, само собой, не была важной составляющей. Тем не менее небольшая колонна разношерстных грузовозов все же прошла вместе с другими участниками. Так, новый экспонат появился в питерской коллекции пожарных. Эта советская АЦ-30 на шасси ГАЗ-53 для больших городов была редкостью, а вот сельские поселки кое-где пользуются такими до сих пор.

Увы, с агрегатами и запчастями для старичков дела обстоят неважно. Эта старенькая техничка Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда закапризничала перед стартом. Но тут же была приведена в боевую готовность и покатила вместе со всеми.

Рекомендованные статьи