Стройтовары. Федор Лапшин — о выставке СТТ и ее главных новинках

Фото: Федор Лапшин

В начале сентября в московском «Крокус Экспо» пройдет выставка Комтранс, где соберутся ведущие производители коммерческих автомобилей. А пока в Крокусе состоялся строительный смотр СТТ, куда приехали производители грузовиков из СНГ и Чехии. И привезли новинки!

Начнем с еще невиданного пятиосного самосвала Tatra Phoenix: его стоимость — 300 тысяч евро, полная масса — 60 т, колесная формула — 10х8 (последняя ось с пневмоподвеской переделана из ведущей, но не является таковой). После выставки машина отправилась обратно в Чехию, где она работает в каолиновом карьере (каолин — это белая глина). Ожидается и российская сертификация, но каким будет спрос на подобные пятиосники, пока неясно.

Да и в целом со спросом на Татры у нас не очень: с начала года в стране реализовано лишь около сорока единиц, причем 30 из них — по прошлогодним контрактам. Так что информация о возможном начале российской сборки Татр, которая прошла недавно в средствах массовой информации, не соответствует действительности: при таких объемах это просто не нужно.

Эта Tatra Phoenix уже отчасти российская: кузов сделала фирма Автомастер из Набережных Челнов

Однако локализация все же началась, поскольку самосвалы Tatra теперь могут оснащаться кузовами Автомастер из Набережных Челнов. Решение это не столько экономическое (цена машин осталась прежней) или политическое, сколько логистическое: основной поставщик кузовов для Татры, чешский Porgest, получил крупный военный заказ и не справляется с гражданскими. Показанная на выставке чешско-татарская Tatra — третья по счету: кузов здесь даже крупнее чешского (20 м³ против 18 м³), жаль только, сварочные швы не очень элегантные. Тщательнее надо! Тем более что цена этого самосвала с колесной формулой 8х8 — 185 тысяч евро.

А вот и еще одна неожиданность: на том же стенде, где и Tatra, стоял другой чешский грузовик, о котором давно не было слышно, — Avia. У этой марки трудная судьба: в 1995 году ее купила корейская компания Daewoo, а в 2006-м — индийский Ashok Leyland. Но в 2014 году индийцы попросту закрыли завод Avia и увезли к себе все оборудование для производства кабин.

А теперь чехи решили возродить марку: ее выкупил холдинг Czechoslovak Group, куда уже входит Tatra. Поскольку на месте прежнего завода ничего не осталось, производство перемещают в местечко Пршелоуч. По словам представителей марки, там уже есть линии сварки и сборки — а вот штампованные панели пока придется возить из Индии. Большая проблема с рабочей силой: хорошо, что в Czechoslovak Group осталось несколько человек из фирмы Excalibur Army, которая раньше производила машины Avia 4x4. Они хотя бы умеют собирать грузовики!

«Новая Avia» будет такой: кабина прежняя, но с рестайлингом, двигатель — Cummins ISBe 4.5 (Евро-5 или Евро-6), коробка передач — ZF, задний мост — Meritor, передний — Albion. Полная масса показанной модели — 11990 кг, что позволит ездить на ней по МКАДу днем и не платить за федеральные трассы по системе Платон. Машина сделана довольно чисто, хотя местами видно, что производство не конвейерное (например, передние крылья — на саморезах).

При этом индийцы в свое время не омологировали автомобили на соответствие нормам Eвро-6 — поэтому пока у возрожденной Авии нет сертификатов даже для продаж в Евросоюзе, не говоря о нашей стране.

Да и цена еще не определена, но обещают, что она будет ниже, нежели у Hino и Isuzu. В общем, сейчас Avia только приходит в себя после долгой комы — однако уже открыла в России торговое представительство Avia Motors Rus.

Тем временем производители грузовиков из СНГ дружно делают ставку на китайские компоненты. МАЗ начал устанавливать коробки передач Shaanxi Fast Gear, а Урал и КАМАЗ — грузоподъемные мосты HanDe.

На китайских мостах базируется и новый Урал-9593 8х8 с бескапотной кабиной от Iveco старого образца (такие выпускает сам Урал) и двигателем ­ЯМЗ-653 (лицензионный Renault). Если раньше полная масса Уралов 8х8 не превышала 26 т, то теперь благодаря мостам HanDe она достигает 44 т. Машина создана по заказу Роснефти для китайской компании Kerui, которая работает в нашей стране: стоимость такого шасси — 8,5 млн рублей (не считая надстройки, которая обошлась в 30 млн).

Газовые эксперименты: Урал-63701 CNG с китайским двигателем Yuchai отправился на опытную эксплуатацию в Новый Уренгой

А знаете, сколько просят за самосвал ­Урал-63701 CNG 6х6 с такой же кабиной, мостами той же марки HanDe и китайским двигателем Yuchai, работающим исключительно на сжатом метане? Только не падайте: 10 млн 900 тысяч рублей. Кто согласится купить Урал за такие деньги — не представляем. А пока выставочный автомобиль отправился на опытную эксплуатацию в компанию «Газпром добыча Уренгой».

Еще на выставке впервые был показан тягач Урал Next со спальным отсеком из стеклопластика (его изготовила нижегородская фирма Чайка-НН). Цена машины — 3 млн 475 тысяч рублей.

По нашему мнению, этот образец должен стать лишь прообразом будущих Некстов со «спалками». Нынешний спальный отсек хоть и высокий, но без верхней полки, а нижняя очень узкая (60 см). Кроме того, нижегородцы встроили в потолок газовский стеклянный люк, а как показал наш опыт эксплуатации Газели, он может протекать.

Кстати, о надежности Некстов: по словам директора завода Виктора Кадылкина, минувшей зимой комиссия инспектировала Нексты, уже работающие у заказчиков, — и не выявила критических проблем с пластиковым оперением. Но «по железу» остаются вопросы: скажем, у выпущенных машин пришлось заменить кронштейны аккумуляторных ящиков. Столь пристальное внимание завода к новым грузовикам неудивительно, ведь в нынешнем году предполагается довести долю Некстов среди проданных гражданских Уралов до 40—45% вместо прошлогодних 15—17%.

Китайское с белорусским: 25-тонный кран нового СП Зумлион-МАЗ

У мазовцев — свой пилотный проект, на этот раз совместный с китайцами. В прошлом году мы рассказывали о прототипе ­60-тонного крана Zoomlion на мазовском шасси, а теперь белорусы показали первый готовый продукт новообразованного СП Зумлион-МАЗ — 25-тонный автокран ZMC-25. Сборка идет в Могилеве, стоимость машины — 9 млн рублей, российская сертификация запланирована на август. Правда, в плане выпуска на этот год всего десять экземпляров, но в течение пяти лет СП предполагает произвести порядка 900 единиц машин — и грузоподъемных, и коммунальных.

Еще на мазовском стенде стоял самосвал в загадочной комплектации: привычную машину 6х4 оснастили двигателем Mercedes-Benz Евро-5 и «автоматом» (именно «автоматом», а не «роботом») Allison. Забравшись в кабину, я несколько минут искал, где переключаются передачи! Оказалось, кнопками на пульте справа от руля, как у автобусов (есть подозрение, что коробку позаимствовали у автобусного подразделения МАЗа, которое тоже использует Allison). Найдутся ли покупатели для минского самосвала со столь необычной трансмиссией и высокой (6 млн 100 тысяч рублей) стоимостью?

Впрочем, цены на показанные ­КАМАЗы нового поколения с кабинами Mercedes Axor (мы зовем эти машины «КАМАксорами»), находятся в том же диапазоне.

У всех трех показанных самосвалов КАМАЗ — кабины Mercedes Axor, двигатели Cummins, китайские мосты HanDe и кузова подмосковной фирмы Бецема

Если самосвал-«КАМАксор» 6х4 с камазовским мотором дилеры предлагают за 4 млн 360 тысяч рублей, то выставочные образцы с двигателями Cummins и упомянутыми китайскими мостами HanDe (похоже, они полюбились российским производителям за свою грузоподъемность) стоили в районе тех же шести миллионов.

Вариант 6х4 оценивается по заводскому прейскуранту в 5,8 млн рублей, 8х4 — в 6 млн 274 тысячи, а 6х6 — в 6,5 млн.

И еще о китайских мостах HanDe: на них базировался и карьерный самосвал LGMG из Китая, показанный на выставке. Его цена — 18 млн рублей, заявленная полная масса — 76 т, мощность двигателя Weichai — 414 л.с. (маловато для такого веса!). В Кузбассе уже работает один такой самосвал, но с механической несинхронизированной коробкой передач, которая доставляет проблемы водителям. Поэтому выставочная машина была оснащена «автоматом» неизвестной продавцам китайской марки. Больше всего впечатлил многослойный «бутерброд» из лонжеронов и их усилителей: обычно подобное решение говорит не столько о мощной конструкции, сколько о неважном качестве стали...

Рекомендованные статьи