Знакомимся с самыми яркими участниками ретропарада в Питере
Отрадно, что питерский пробег ретротранспорта, посвященный Дню города, становится все внушительнее. В этом году уже в четвертый раз колонна машин всех типов проехала по улицам Питера и финишировала на Инженерной улице. Там устроили мини-выставку техники, на которой представили экспонаты на любой вкус.
Большинство из них составляли легковушки всех марок и возрастов. Но поскольку организатором парада был Пассажиравтотранс и местный клуб Retrobus, главными участниками стали автобусы и троллейбусы. Причем их географическое разнообразие от года к году неуклонно растет: на параде были машины не только из разных уголков России, но и из Эстонии, Чехии и Финляндии.
К примеру, основной маркой автобусов почему-то были венгерские Икарусы. Одних только междугородних «сигар» (Ikarus 55 Lux) в этот раз было три — в одинаковом бело-красном цвете. Желтых городских набралась целая колонна, а на одном экземпляре установили номера Иркутской области.
Естественно, новых старичков было немного: откуда бы им взяться? Время идет, и найти что-то уцелевшее полувековой давности — большая удача. Тем ценнее находка питерских «электромузейщиков», показанная в этом году, —первый послевоенный автобус ЗИС-154.
Этот крайне интересный по конструкции автобус впервые в СССР имел цельнометаллический несущий кузов вагонного типа. Кроме того, он был оборудован электротрансмиссией и, по сути, мог считаться далеким предком современных гибридов. Расположенный в заднем свесе 112-сильный двухтактный дизель ЯАЗ-204Д вращает якорь генератора, ток которого и питает электродвигатель, расположенный в середине рамы. Коробки передач у этого ЗИСа не было.
Увы, но конструкция оказалась слишком сложной для тогдашней промышленности. Из выпущенных 1165 единиц до наших дней дошло буквально несколько штук, а на ходу остался лишь один, в Мосгортрансе.
Питерский же экземпляр нашелся случайно: о нем сообщил экскурсант музея электротранспорта. Оказалось, что машина в отличном состоянии: вокруг нее был построен сарай на дачном участке. Кузов сохранился полностью вместе с остеклением. Даже проводка оказалась рабочей: подключили аккумулятор — и фары зажглись. Такая вот необычная история.
Сокращение АС1 обозначает «автобус самодельный, первой модели», а АКХ 60 — инициалы и возраст создателя
Неожиданным экспонатом стал никому не известный «микрик» с двумя аббревиатурами АС1 и АКХ 60 на передке. Это и неудивительно, ведь построен он был в единственном экземпляре энтузиастом. Много лет тот проработал в автоколонне города Нальчика на Икарусе, откуда и радиаторная решетка с фарами — и в целом схожесть. Агрегаты от тогдашних обыденных доноров — Волги, РАФа и прочих. Для плавности хода в подвеске использованы пневмоподушки.
Первые Рафики были значительно крупнее привычных. И построены на агрегатах грузового ГАЗа, а не Волги
Из других интересных автобусов стоит упомянуть отреставрированный РАФ-976, о котором мало кто помнит даже на его родине. А ведь знаменитый на весь СССР Рижский автобусный завод начинал как раз с таких семиметровых «коробочек» на удлиненном шасси ГАЗ-51. Машина выпускалась с 1955 года, деревянный кузов, обшитый металлическими листами, вмещал 24 сиденья. Поздний, модернизированный вариант собирали на авторемонтном заводе №2, его индекс изменился на РАФ-975/976.
Колонну грузовиков возглавлял трехосный ЗИС-6. Спецификой восстановившего его Ленрезерва остается военный транспорт
Грузовая экспозиция, как обычно, была небольшой и разношерстной. В ней встречались и наши, и импортные машины. Некоторые представляли историческую ценность (как свежевосстановленный ЗИС-6), другие (наподобие тягача МАЗ или самосвала Татра) — никакой. В любом случае парад они украсили, особенно колонна старых пожарок, восстановленных в разные годы.