Все мое ношу с собой: «аэромобиль» Curtiss Aerocar 1938 года

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Гленн Хаммонд Кёртис был одним из пионеров американской авиации и подвизался в этой области с самого 1908 года. Но то, что здесь перед нами, совсем не самолет… Как же так?

Г. Кёртис и точно был авиатором и авиаконструктором, даром что кончил всего восемь классов, — только пришел он в эту отрасль не нашим досаафовским путем «от модели к планеру, с планера — на самолет», а через вело- и мотогонки. Но и пилот он был лихой, и организатор самолетостроительной промышленности, как выяснилось, недюжинный, и даже авиаконструктор из него получился очень приличный: он, в частности, вплотную занимался гидропланами, и именно его летающая лодка первой пересекла по воздуху Атлантический океан. Правда, сразу же после окончания Первой мировой войны, оставшись без государственных заказов на свою продукцию, Кёртис полностью отошел от дел и переехал с семьей во Флориду, где занимался совсем другими делами — например, он стал одним из самых крупных девелоперов штата. А помимо всего прочего, был заядлым охотником — и для путешествий по разным охотничьим угодьям спроектировал себе комфортабельный жилой прицеп со всеми удобствами. Точнее говоря, даже не прицеп, а полуприцеп — построенный по тем же принципам, что и тогдашний самолетный фюзеляж: основные структурные элементы из крепкого дерева, второстепенные из стальных тросов, а поверх всего этого импрегнированная от влаги тканевая обшивка. Полуприцеп навешивался на седельный тягач, переделанный из обычного автомобиля, причем авиаконструктор специально постарался придать тому и другому аэродинамически обоснованную форму, — уж он-то разбирался в таких делах как следует. Но на наших иллюстрациях показан совсем не этот «автопоезд», а куда более поздний экземпляр.

Шикарный «охотничий выезд» Кёртиса не остался незамеченным среди его соседей по флоридскому местечку Майами-Спрингс, где он обитал в собственном роскошном доме. (Дом этот, кстати, до сих пор цел и сейчас переоборудуется под авиационный музей.) Среди этих соседей оказался некто Дж. Фискер, тоже застройщик, однако по прежним своим занятиям достаточно близко сошедшийся с некоторыми автомобилестроителями достаточно крупного масштаба; с его подачи во Флориде был организован промышленный консорциум по серийному производству жилых полуприцепов, так называемых кемперов, с участием представителей руководства автомобильной компании Hudson и кузовостроительного гиганта Briggs. Сообща они купили у Кёртиса лицензию на выпуск «передвижных домов» по его проекту и развернули их производство под торговым наименованием Aerocar. В 1938 году на их предприятии был изготовлен вот этот «автопоезд» — правда, не весь целиком, а только полуприцеп: тягачом под него занималась совсем другая компания, Standard Carriage Works в калифорнийском Лос-Анджелесе. Заказчиком выступал Огастас Пост, состоятельный авантюрист и в прошлом воздухоплаватель, — именно воздухоплаватель, а не пилот, поскольку все свои перелеты и головокружительные трюки он в начале прошлого века совершал на летательных аппаратах легче воздуха. Они с Кёртисом, конечно, знали друг друга, даже приятельствовали какое-то время, — да вот только свалил Кёртиса в 1930 году неожиданный и скверно прооперированный аппендицит. На пятидесятом всего лишь году жизни.

Роль тягача в описываемом тандеме исполнял однотонный пикап Chevrolet АС текущей модели, построенный на том же самом шасси, что и легковые машины этой марки. Ему нарастили кабину, добавив к основному дивану еще пару комфортабельных кресел, и пристроили сзади на раму «седло» — или, согласно англоязычной терминологии, «пятое колесо». В данном случае термин этот следует понимать буквально: по патенту Гленна Кёртиса в этом качестве использовалось именно колесо от самолетного шасси, со всех сторон окруженное квадратным сварным барьером из стального уголка, приваренным к платформе, которая укладывалась поверх рамных лонжеронов. Кёртис, понятное дело, воспользовался тем, что попалось ему под руку, но находка оказалась удачной: резина покрышки вполне эффективно сглатывала рывки и толчки, неизбежно возникающие при буксировании полуприцепа. «Седло» располагалось точно над задним мостом пикапа. Картину дополняли довольно-таки просторное багажное отделение за спинками кресел и второй, дополнительный, бензобак.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи