Austin A90 Atlantic: история от Андрея Хрисанфова

Фото: Birmingham Museums Trust | из книги Колина Пека «The Last Real Austins — 1946—1959», изд. Veloce, 2009 | Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Британская компания Austin за свою историю предпринимала несколько попыток атаковать заокеанский рынок, но закрепиться на нем так и не смогла — ей всякий раз приходилось с занятых позиций отступать. Об одной из таких попыток — наш рассказ.

Такого залихватского стайлинга не устыдился бы даже и настоящий американский Buick! По виду никак не скажешь, что перед тобою машина английская; ее национальную принадлежность выдает разве что обильно представленная на кузове фирменная символика — и гордая надпись по бортам: «Austin of England»

1949-52 Austin A90 Atlantic Convertible
0 / 0
В послевоенные годы английской фирмой руководил уже не лорд Остин, который ее когда-то основал, — его уже и в живых не было, — а совсем другой Лорд: Леонард Лорд. Ему не давала покоя сама мысль о том, что бездонный послевоенный рынок Штатов осваивают без его участия, что возглавляемое им предприятие, так или иначе присутствовавшее в Америке с начала тридцатых годов, после войны на тамошний рынок так и не вернулось. С автомобилями английского образца, консервативными на вид, в Штатах делать было нечего, это доказала вся история американского филиала компании Austin, — маленькая и непритязательная «семерка», которую приняли с распрос­тертыми объятиями не только в Англии, но и в Германии, и во Франции, и даже в Японии, для заокеанских покупателей была чересчур тесна и неказиста, ее пришлось сообразно местным вкусам переоформлять и даже от собственного бренда отказываться, заменив гордое наименование American Austin менее пафосным и лучше вписывающимся в местные реалии именем American Bantam. Теперь же весь накопленный опыт следовало учесть заранее — и начинать новое наступление на Америку со специально подготовленной моделью.

Как и многие другие автофабриканты, мистер Лорд считал себя большим специалистом во внешнем оформлении машин. Он уделял этому процессу очень много внимания, постоянно наезжал на ту студию в Лонгбридже, где работали его дизайнеры, подолгу там засиживался, так что ему в конце концов даже поставили сделанное на заказ специальное кресло — чтобы сидел в сторонке и не слишком путался под ногами. Его усилиями в качестве «аналога» был приобретен экземпляр автомобиля Alfa Romeo с открытым кузовом от знаменитого ателье Stabilimenti Farina, — тот самый, что экспонировался на Женевском автосалоне 1946 года. Немудрено, что впоследствии он не раз ссылался именно на эту машину как на «отправную точку» для своего проекта.

После Атлантиков эту же «четверку» объемом 2,6 литра применили на родстере Austin-Healey 100, а в 1955 году появился ее вариант, форсированный до 110 л.с. Двухместка оказалась удачнее пышного кабриолета: за неполных четыре года выпустили 14634 машины трех серий
Впрочем, машина все равно так и осталась непропорциональной. Американские стилистические ходы в большинстве случаев на коротких базах не работают принципиально, а в основу будущей «трансатлантической» модели было поло­жено шасси от существующей машины Austin A70 Hampshire, — которое само по себе являлось слегка видоизмененной производной от шасси автомобиля Austin А40. (Рама автомобиля, кстати, оказалась чрезмерно хлипкой для открытой машины, имевшей длинные двери, и конструкторам пришлось дополнить ее поперечным усиливающим элементом коробчатого сечения в районе торпедо.) К сожалению, Леонард Лорд отталкивался при работе над новой моделью не столько от высших достижений итальянских кузовщиков, сколько от популярных штампов касательно пресловутого «американского стиля». Сохранился его первоначальный эскиз будущей машины, и по нему отчетливо видно, что машина эта с самого начала задумывалась именно как набор заокеанских штампов: линию передних крыльев англичанин срисовал с тогдашних автомобилей марки Buick, сверкающие полосы, пущенные по центру капота и крышки багажника, определенно подсмотрел у машин Pontiac, передний и особенно задний бампера отчаянно завернул вокруг крыльев на борта кузова, а мелкими хромированными финтифлюшками усеял весь автомобиль от носа да хвоста. В общем, получилась у мистера Лорда довольно-таки безвкусная псевдоамериканская смесь, и глава фирменных стилистов Дик Бэрзи затратил немало сил, чтобы привести все это в более или менее удобоваримое состояние.

В 1954 году кузовное ателье E.D. Abbott Ltd в городе Фарнхэм (графство Суррей) по заказу некоего управляющего из соседней деревни Френшем изготовило универсал на базе кабриолета образца 1951 года. Предприятие Эдварда Эббота строило серийные кузова для купе марок Sunbeam-Talbot и Healey, но периодически занималось и единичными заказами типа этого. Как повелось еще с довоенных времен, каркас кузова для универсала сделали из ясеня. Панель крыши выколотили из листа алюминия, а все более или менее плоские элементы выгнули из фанеры. Вместо стекол в задней части кузова установили плексиглас. К сожалению, следы машины теряются в семидесятых годах, когда ее видели в последний раз

Агрегаты ходовой части тоже были в основном позаимствованы у серийного автомобиля А70: и передняя подвеска с рычажными амортизаторами, работавшими в паре со спиральными пружинами, и задняя подвеска на полуэллиптических рессорах, и рулевой механизм фирмы Burman, и гидромеханические тормоза Girling. Четырехцилиндровый мотор от модели Hampshire под новую машину пришлось слегка переработать, увеличив ему рабочий объем до 2,6 л с прежних 2,2, немного повысив степень сжатия и поставив два карбюратора SU взамен одного Zenith; в таком виде он развивал уже не 64 л.с., как до модернизации, а все 88 — ощутимая прибавка.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи