MICHELIN и ледяные рекорды
Участники фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» в этом сезоне пополнили Книгу рекордов России сразу несколькими достижениями, причем в разных классах автомобилей. А помогли им в этом технологии, разработанные специалистами компании Мишлен.
Зимние соревнования на скорость по льду самого глубокого озера на планете придумал российский автомобильный журналист и автогонщик Андрей Леонтьев, установивший за рулем Porsche Panamera Turbo S абсолютный мировой рекорд скорости на скользком покрытии для автомобилей в заводской комплектации и без специальной подготовки — 295 км/ч. Организатором заездов является Группа LAV, а проводятся они по регламенту, установленному Международной автомобильной федерацией (FIA). На ледяной трассе размечается контрольный участок пути длиной 1 км, на котором участники соревнований должны показать максимально возможную скорость, причем в двух дисциплинах. В одном случае стартуя с места, а в другом — предварительно разогнавшись. Судьи, имеющие лицензию FIA и специальное омологированное оборудование, определяют среднюю скорость на километровом отрезке и готовят документально-фактологическую базу для Книги рекордов России.
Скоростной фестиваль на Байкале проводится в естественных условиях, без выравнивания покрытия и намораживания льда. Организаторы лишь расчищают снежные переметы, удаляют торосы и заливают водой глубокие трещины. Коэффициент сцепления в таких условиях в 150 раз ниже, чем на асфальте, и, чтобы разогнаться перед зачетным участком, а потом еще и остановиться, участникам требуется огромная дистанция. Риск возникновения боковых скольжений здесь тоже велик. Именно по этим причинам байкальская трасса вытягивается в длину более чем на десять километров и имеет специальную 300-метровую полосу безопасности.
Первым достижением 2019 года стал «ледяной» рекорд скорости на серийном внедорожнике Jeep Grand Cherokee SRT 8 Track Hawk, претендующем на звание самого мощного и динамичного транспортного средства в сегменте SUV. При старте с места на километровом ледяном участке пути пилот Андрей Леонтьев развил на нем скорость 100 км/ч, а с хода разогнался до 257 км/ч. Максимальная скорость во время заезда, попавшая в Книгу рекордов России, оказалась равной 280 км/ч.
В этом году впервые в мировой практике на Байкале был установлен рекорд скорости в классе электромобилей. Электрический кроссовер Jaguar I-Pace продемонстрировал эталонную разгонную динамику на льду, формально обойдя по цифрам многие суперкары с двигателями внутреннего сгорания, и под управлением пилота Максима Леонова развил скорость 202 км/ч.
Формула на льду? Такое в этом году тоже было! Пилот Степан Ануфриев попал в Книгу рекордов России, разогнав гоночный заднеприводный автомобиль Эстония-21 (класс — Формула-1600) до 166 км/ч. Средняя скорость Формулы на контрольном участке при старте с места составила 80 км/ч, а при старте с хода — свыше 120 км/ч.
Автомобили разных классов, с разными силовыми установками и типами привода на байкальском льду объединяло одно — серийные шипованные шины MICHELIN. Решение поставить именно на этого производителя было принято после прошлогодних сравнительных тестов, проведенных независимой финской компанией Test World. Шины MICHELIN X-Ice North 4, предназначенные для обычных легковых автомобилей, и MICHELIN X-Ice North 4 SUV, ориентированные на внедорожники и кроссоверы, опередили тогда своих рыночных конкурентов почти во всех дисциплинах. Они лучше тормозили, обеспечивали автомобилю более адекватную управляемость и позволяли эффективнее разгоняться. А в ходе эксплуатационных испытаний показали самую высокую потребительскую «живучесть»: повторные тесты на торможение, проведенные после ресурсного пробега продолжительностью 10 000 км, выявили еще больший отрыв от продукции других производителей, подтвердив высокую стабильность параметров. В чем секрет?
Во-первых, новое поколение шин MICHELIN семейства X-Ice North является рекордсменом по количеству шипов. На каждой из шин, в зависимости от размерности, их может быть от 250 до 300 штук (в среднем это на 30 процентов больше, чем у конкурентов), однако рекордный «зацеп» на льду обеспечивается не только этим.
Изменилась конструкция самого шипа, а именно — форма верхнего фланца, благодаря чему шип стал лучше держаться на своем месте. Твердосплавная вставка — та, которая вгрызается в лед, — теперь имеет специальный обод, отвечающий за «контактную геометрию». Как бы ни дышал протектор под нагрузкой, как бы ни играло посадочное место, такой шип работает строго радиально, не перекашивается и за лед всегда цепляется твердосплавной вставкой, обеспечивая максимально возможный «зацеп».
Эту технологию компания Мишлен разработала для шин спортивных автомобилей класса WRC, участвующих в чемпионате мира по ралли, и, обкатав ее в спорте, решила использовать на «гражданской» продукции — шинах MICHELIN X-Ice North 4 и MICHELIN X-Ice North 4 SUV. А еще новое поколение покрышек линейки X-Ice North получило измененный рисунок протектора, расположение шипов в котором просчитывалось с помощью математической модели. Специальная программа проанализировала 1400 потенциальных позиций и предложила оптимальный вариант установки шипа на каждом сегменте протектора — с акцентом на улучшение тормозных свойств на льду и снижение шума.
Также рисунок протектора дополнили ламелью с п-образными зубцами, форма которой позаимствована у шин MICHELIN линейки Pilot Alpin. Благодаря ей блоки протектора увеличили боковую жесткость и стали собраннее реагировать при выполнении резких маневров — это заметно улучшило управляемость на скользких покрытиях. Шины с шириной профиля более 255 мм получили дополнительные ребра в протекторе и стали равномернее распределять нагрузку в пятне контакта, обеспечивая более высокие сцепные свойства на любом типе зимнего покрытия.