Читатели — о дизайне автомобилей, отечественных моторах, сравнительных тестах Авторевю и многом другом
Красота требует жертв
Очень порадовала статья Сергея Знаемского «Лирика твердых тел», ведь именно из-за появления таких материалов в бесконечной череде ставших привычными «примерок», «вторых рук», «ресурсных тестов» и тому подобного я не пропускаю ни одного номера журнала уже более 20 лет.
Классика всегда считается эталоном (как и в архитектуре, и в живописи), однако мода все равно будет сильнее влиять на облик автомобиля. На нее, в свою очередь, оказывают давление технологии и требования безопасности. Например, наклон лобового стекла стал резко увеличиваться в период увлечения аэродинамикой, и только потом это стало модным, а еще позже — классическим решением. Да и при переходе на передний привод и поперечное расположение двигателя большинство автопроизводителей не стремились любой ценой сохранить классические пропорции.
Конечно, бывает и масса чисто дизайнерских находок, не обусловленных необходимостью: из недавних веяний можно привести в пример «парящие» крыши без визуальной опоры на арку. Разве не красиво?
А уж что «неклассично» в большинстве современных автомобилей, так это оформление передка: фары лезут на капот, а решетка радиатора либо расползается на всю возможную высоту, либо сужается в улыбку Гуинплена на бампере. Вот уж где притаились гуманоиды, которые наблюдают за всеми, кроме владельца и пассажиров авто. А ведь классика — фары и решетка на одной высоте!
Скорее всего, дальнейшая электрификация уже вскоре приведет к кардинальному изменению облика машин и полному отказу от большинства канонов. Сначала все будет диковато и непривычно (как все новомодное), а затем неизбежно признано красивым. Да, классика вечна, но она все чаще сдает позиции под натиском прогресса. А на вопрос, плохо это или хорошо, у каждого свой ответ.
Андрей Нагорнов, г. Самара
Одиннадцатый принцип
С интересом прочитал материал «Лирика твердых тел» в АР №17, 2017. Однако Сергей Знаемский забыл упомянуть еще один принцип дизайна, который перевешивает все остальные десять: «функция определяет форму». Именно этим принципом в первую очередь руководствовались дизайнеры прошлого века, что в итоге и дало миру большое количество автомобилей-шедевров. А получится ли среди выпущенных за последние 15 лет машин найти ту, про которую можно сказать: «Да, это классика при жизни»? Думаю, что вопрос риторический. Дизайн сегодня — это девять правил плюс «новизна ради новизны». Пускай автомобиль похож на прототип, обклеенный бутафорскими деталями, и невозможно сказать — это машина немецкой, английской, французской или итальянской школы. Главное — новизна. Неузнаваемая, некрасивая, лукавая. Поэтому, увидев в потоке автомобилей что-то старое, например Mercedes 190 серии W201, вздохнешь и подумаешь: были же времена!
Владислав Жданов, г. Березники