Неизвестные ГАЗы: книга Ивана Падерина «ГАЗ 1932—1982: русские машины»

Неизвестные ГАЗы: книга Ивана Падерина «ГАЗ 1932—1982: русские машины»
Ретро | АР №1 2012

Новая книга истового поклонника нижегородских машин Ивана Падерина воистину «томов премногих тяжелее» - это настоящий парадный фотоальбом, собравший под своей обложкою все выпускавшиеся за много десятилетий ГАЗы: велосипеды, аэросани, броневики, амфибии, гоночные машины, военные и гражданские грузовики, колесные и гусеничные вездеходы, даже самолеты (оказывается, самолеты тоже были!) - и, конечно, легковые автомобили. Из тысячи иллюстраций, составивших увесистый том, не менее 80 процентов вообще никогда инигде прежде не публиковались.

И. Падерин «ГАЗ 1932—1982: русские машины», Краснодар, 496 стр., с илл.

Ценность почти что пятисотстраничной книги прежде всего именно в том, что она открывает заинтересованному читателю доселе малоизвестные (а то и вовсе неизвестные) страницы истории автогиганта в Нижнем Новгороде с самых первых дней его существования. Изумленному взору предстают все до единой машины, когда-либо выходившие из заводских ворот, а сверх того - все нереализованные проекты, все незавершенные или не оправдавшие себя на испытаниях экспериментальные образцы, которые никогда еще не становились достоянием широкой публики. В разделах, посвященных легковым автомобилям, можно найти даже дизайнерские эскизы и фотографии деревянных или пластилиновых макетов, дабы сравнить их с окончательными всем знакомыми версиями, - большей частью, увы, отнюдь не в пользу последних.

Изобразительный ряд, который составляет львиную долю объема книги, удачно дополнен развитым справочным аппаратом. Приведена, в частности, сводная таблица развития модельных рядов ГАЗа, а также список заводских индексов, которые присваивались разработкам, - даже с указанием фамилии главного конструктора по каждому проекту. Сами эти люди тоже тут, под этой тяжелой и толстой переплетной крышкой, - особый раздел книги отдан работникам ГАЗа, которых запечатлевал на протяжении многих лет главный заводской фотолетописец Н. Добровольский: добротная черно-белая старая фотохроника, в наши пестрые да многоцветные времена уже успевшая как-то подзабыться.

Это не фантастическая, а совершенно реальная машина на воздушной подушке. Она носила индекс ГАЗ-16 и имела целых три двигателя, — два маршевых и один для создания пресловутой «аэродинамической разгрузки», иначе говоря, той самой воздушной подушки. На испытаниях в начале шестидесятых этот аппарат развивал до 90 км/ч, однако был сочтен бесперспективным

Книга выйдет не только на русском, но также и на английском языке - это будет, так сказать, «экспортный вариант». Тираж ее пока невелик (всего 3000 экземпляров), и, видимо, потребуется допечатка; если так, то иллюстрации хорошо было бы все же как-то пронумеровать - это заметно облегчило бы пользование книгой в качестве справочника: ей наверняка придется играть эту роль в самом ближайшем будущем. Невзирая ни на изрядный вес, ни на всевозможные ностальгические (а также псевдоностальгические) красивости, коими она в изобилии уснащена.

Экспериментальный образец автобуса местного сообщения ГАЗ-71В (1949 год)
Двухместный спортивный самолет «Комсомолец-2» (1936 год) конструкции В. К. Грибовского с мотором ГАЗ. Очень неплохая учебно-тренировочная машина, в два раза более дешевая, чем знаменитый биплан У-2
А ну брысь с дороги — ГАЗ едет!.. Полноприводный экспериментальный ГАЗ-64 Пигмей с крупнокалиберным пулеметом ДС-39 на турели и противотанковой пушкой на прицепе. Фото сделано весной 1941 года
Двухдверное купе с 65-сильным мотором Ford V8 группа заводских энтузиастов подготовила в 1937 году специально для скоростных испытаний и соревнований. В тогдашней прессе данную машину иногда называли М-2
0 / 0

Рекомендованные статьи