Ослобыки и фаэтон: глава из книги «Полет Чайки», часть II

Ослобыки и фаэтон: глава из книги «Полет Чайки», часть II
Ретро | 4 декабря 2017

Первая часть книги Вадима Челака про автомобили Чайка появилась в начале этого года, а на февраль 2018-го запланирован выход второго тома, в котором можно будет прочитать об интересных незаводских модификациях Чайки ГАЗ-13. С позволения автора мы публикуем главу «Гибриды» из будущей книги.

Гибрид (греч. ὕβριδικά — помесь) — объект, сочетающий

в себе свойства других (двух или более) объектов.

(из словаря)

Кроме модификаций автомобиля ГАЗ-13 Чайка, выпущенных Горьковским автозаводом и на РАФе, существовало множество переделок, собранных на небольших заводах и автобазах различных ведомств, в гаражах и ремонтных мастерских предприятий. В 1960–70-х годах было собрано несколько гибридных экземпляров, получивших в народе название «ослобыки» или «овцебыки». Известно также меткое прозвище «последний ублюдок», которое дал небезызвестный Александр Новиков (Зубастик). Разберем по порядку эти машины. В современной литературе часто встречается такое описание:

«После начала выпуска комфортабельной и скоростной «Чайки» большинство номенклатурных работников, пользовавшихся автомобилем ЗИМ, оказалось вне неписаной «табели о рангах»: ГАЗ-13 был им по статусу не положен. Как быть? На помощь пришло Министерство обороны СССР. На одном из подведомственных заводов было переоборудовано около десятка автомобилей ГАЗ-13 с использованием внешних панелей, облицовки радиатора, бамперов и эмблем от автомобиля ЗИМ. Формальность была соблюдена: военные чиновники получили более современный автомобиль с экстерьером предыдущей модели».

Гибрид Чайки и ЗИМа метко называли в народе ослобыком. Фото А.А. Новикова (Москва)

Для подтверждения этого (или опровержения) было произведено графическое построение проекций такого «ослобыка», учитывая размерную цепочку звеньев: стандартное переднее оперение ЗИМа — расстояние от передней колесной ниши до кромки передней двери — ширина дверей — расстояние от кромки задней двери до задней колесной ниши — стандартное заднее оперение ЗИМа. В итоге получилось, что колесная база этого гибрида была увеличена примерно на 100 мм по сравнению с базой автомобиля ГАЗ-13. Такое увеличение колесной базы шасси автомобиля Чайка сопряжено с большими трудностями: пришлось бы увеличивать длину рамы, а также крепить по-новому все узлы, связанные с этим увеличением. Гораздо логичнее выглядит отрезка передней и задней частей несущего кузова ЗИМа и последующая их сварка с «проставкой» в виде кузова ГАЗ-13 с дополнительным усилением стыка элементами жесткости. При этом также логично сохранить переднюю и заднюю подвески, двигатель, гидромуфту и коробку передач от автомобиля ЗИМ. Но умельцы вполне могли поставить какие-то узлы от «тринадцатой». «Резать» ходовые автомобили для такой переделки нет никакого смысла — скорее всего, были использованы части аварийных машин. Указанное количество — десяток переделанных экземпляров — также вызывает сомнение. Известна всего одна фотография такого автомобиля, на которой он запечатлен с государственным номерным знаком образца 1977 года.

В настоящее время сохранился в относительно комплектном состоянии еще один гибрид с госномером образца 1958/1965 годов серии ЮБМ — регистрация в Московской области. На шасси и кузов автомобиля ГАЗ-13 установлены крыша и фары от ЗИМа, цельное лобовое стекло и рулевое колесо от автомобиля Renault. Смысл такой переделки не совсем понятен. Возможно, автомобиль побывал в аварии и, как говорится, «встал на уши» — крыша не подлежала восстановлению и была заменена имевшейся в наличии от автомобиля ЗИМ.

Также известен так называемый «ГАЗ-13В купэ», или автомобиль сына Брежнева, — гибрид с открытым двухдверным кузовом. Историю этой машины поведал автомобильный историк Владимир Киреев (Москва).

«Автомобиль был куплен реставратором и коллекционером Евгением Шаманским под видом экспериментальной «Чайки» и привезен в Москву из Ставропольского края. Документов на автомобиль не было. Когда дело дошло до разборки, оказалось, что в его основе «заложен» автомобиль Mercedes 1930-х годов. Рама, мосты, механизм тента, рамка лобового стекла, да и сам остов кузова были от автомобиля Mercedes. Остов кабины был обшит панелями от автомобиля Чайка, каркасы дверей были мерседесовские. Двигатель — ГАЗ-51.Удивляло то, что автомобиль был очень аккуратно скомпонован и собран.

По легенде, маршал В.И. Чуйков подарил трофейный Mercedes трижды Герою Советского Союза летчику А. И. Покрышкину. Со временем автомобиль стал приходить в негодность, а запчастей к нему не было. Александр Иванович очень любил свой Mercedes и, видимо, не хотел расставаться с его «пылким нравом». Машину пригнали, по одной из версий, на военный авторемонтный завод, где попросту заменили всю обшивку (панели, облицовку), по другой — все работы выполнили на ГАЗе.

Евгений Шаманский был расстроен покупкой: в то время в его мастерской находился точно такой же Mercedes в процессе реставрации. Многие узлы, в том числе и рама гибрида, оказались в лучшем состоянии и в итоге были использованы для Мерседеса. Автомобиль на финальной стадии реставрации был продан другому реставратору —  Сергею Симонову. В мастерской Симонова случился сильный пожар, и все автомобили сгорели! Так трагически прервалась история автомобиля «Мерседес-Чайка».

Дополнительную информацию предоставила директор реставрационной мастерской Simonov Motors Ирина Сергеева:

«Автомобиль приехал в мастерскую Шаманского. Это был Mercedes 320, который был облеплен «чаечным железом». Там в таком виде он и перестал существовать, так как был разобран на запчасти. Передний и задний мосты ушли на комплектацию автомобиля Mercedes-Benz 320 самого Шаманского. Колесные диски представляли из себя середину от Мерседеса, а ободья 15-го размера с «чайковскими» колпаками. Стеклоподъемники дверей и механизм тента были использованы при реставрации Шаманским.

Раму выкупили мы. Она выжила и не сгорела, так как была в другом помещении. С нее удалили неправильные кронштейны, остатки приваренных труб. А вот Mercedes Шаманского, купленный нами, на котором были мосты, механика тента и т.д. от «Чайки-Мерседеса», побывал в пожаре. Впоследствии этот автомобиль восстановили, и он ушел в Германию. А для выжившей рамы мы купили остатки кузова автомобиля Mercedes-Benz 320 Cabriolet В. И сейчас эта машина в завершающей стадии реставрации».

А в итоге совсем недавно была получена информация от председателя правления НБО «Фонда трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина» Светланы Борисовны Покрышкиной (снохи Александра Ивановича):

«У А.И. Покрышкина никогда не было упомянутого в легенде «Мерседеса-Чайки» и вообще никакого Мерседеса. Но ему действительно был выделен один из трофейных автомобилей. В каком году это произошло, выяснить не удалось. Судя по всему, это было либо в самом-самом конце войны, либо, что более вероятно, в самые первые послевоенные годы. Этим автомобилем был Horch. Похоже, он тоже был открытым и двухдверным. Но это не 100% уверенности. Александр Иванович пользовался им очень короткое время. Может, год или чуть больше, а то и меньше года. В тот период у Александра Ивановича еще не было шофера, и он водил машину сам. Никакого гаража не было, парковался на улице где попало. Автомобиль был видный, привлекал внимание. Были опасения, что его могут украсть или повредить. И Александр Иванович подарил его какому-то генералу, у которого была огороженная дача, и Horch мог быть в сохранности. По воспоминаниям об этом автомобиле взрослых, которые запомнил мой муж, будучи еще ребенком, автомобиль был знатный, красивый, с сафьяновыми сиденьями, Александру Ивановичу он нравился и снаружи, и в движении».

Рекомендованные статьи