Рецензия: «Полет чайки» и Императорский гараж

Полет Чайки

Вадим Челак, Барнаул, 2017 год, 400 страниц, с иллюстрациями, тираж 300 экземпляров

Эту книгу мы ждали совсем от другого автора — и совсем в другом оформлении. Впрочем, к оформлению-то претензий никаких: великолепный рисунок Александра Захарова на строгом белом фоне обложки уж всяко не хуже тиснения да позолоты. Полиграфическое исполнение книги и так заслуживает всяческих похвал, а автор с издателем обещают еще и ограниченный ее выпуск «в подарочном исполнении», — вот там, по всей видимости, будут и переплет ручной работы из натуральной кожи, и позолота с тиснением, и прочие изыски. В широком ассортименте.

Повествование о «тринадцатой» Чайке автор начинает совсем с другого «тринадцатого» — с заднемоторного прототипа НАМИ-013, автомобиля действительно прорывного, который настолько опередил свое время, что даже сейчас — шесть с лишним десятков лет спустя — смотрится авангардно. Впрочем, возлагавшиеся на эту экспериментальную машину надежды оправдались не полностью, и в Горьком по здравом размышлении сочли за благо не забегать слишком уж далеко вперед, а более или менее привести в соответствие с требованиями дня существующую свою модель «большого» класса — ГАЗ-12, или по тогдашней терминологии ЗИМ. Здесь, однако же, налицо была классическая «попытка с негодными средствами»: старания хоть как-то осовременить несущий зимовский кузов за счет измененного декора и оперения так ни к чему и не привели. Новую модель пришлось делать с чистого листа.

Процесс сотворения новинки ГАЗа изложен в книге со всей возможной скрупулезностью. Приводятся разнообразные цифры и факты из числа «сведений не слишком известных», эскизы и чертежи, технические описания и фотохроника дорожных испытаний; не обходится и без образцов бюрократической переписки по поводу проводимых работ, столь характерной для того исторического периода, — знамо дело, «без бумажки ты букашка». Все это сдобрено преисполненными мягкого и доброго юмора цветными карикатурами художника А. Ткаченко, иллюстрирующими процесс работы над автомобилем. Отдельного упоминания заслуживает подробный (и довольно-таки квалифицированный) анализ господствующих тенденций внешнего оформления больших легковых машин по состоянию на середину пятидесятых годов минувшего столетия, опять-таки весьма обильно проиллюстрированный; он позволяет понять, в частности, почему автомобиль, который в процессе обработки напоминал собою американский Ford, к моменту официального дебюта более походил на американский же Packard. Воспоминания ветеранов завода, славно потрудившихся в свое время над этой машиной, сообщают всему повествованию еще один немаловажный ракурс — изнутри.

Помимо упомянутого выше парадного издания, нам обещан также и второй том — с рассказами о специальных разновидностях «тринадцатой» Чайки (а их было довольно много, и не все они широко известны) и прочей дополнительной информацией самого разнообразного плана. А декларируемая конечная цель всего проекта — это не более и не менее, как «создание клуба, объединяющего всех, кто любит автомобили Чайка».

Амбициозно…

Собственный Его Императорского Величества гараж

Горькийклассик, Москва, 2017 год, 404 страницы, с иллюстрациями, тираж 3060 экземпляров

Синяя с золотым тиснением переплетная крышка на самом деле заколдованная дверь, позволяющая читателю перенестись из нашего беспокойного времени на сто десять лет назад. Авторский коллектив, словно девять сказочных кольценосцев, проводит заинтересованных читателей туда, где — среди разнообразных препон и трудностей — ковалась история «первого гаража страны», которому в нынешнем году как раз и исполняется сто десять лет.

Нам расскажут о подковерной борьбе за гегемонию в автомобилизации царского двора между традиционалистской придворной конюшенной частью и более прогрессивным, только что образованным Императорским гаражом, о том, как государыня императрица собиралась вырядить царских шоферов придворными лакеями, о методах, которыми водители августейшего гаража отбирались и готовились, о высочайше патронируемых автоклубах и о технических экспериментах, которые проводились силами «первого гаража страны» для улучшения проходимости эксплуатируемых там машин в условиях российского бездорожья.

Перед нами встают автомобили, которыми пользовался российский царский двор, — открытые и закрытые, легковые и грузовые, отечественные и импортные. Приводятся описания таких экзотических механизмов, как пневматический стартер или полугусеничный движитель, обосновывается применение сдвоенных задних колес и так называемой платформенной подвески этих колес с тремя листовыми рессорами — двумя продольными и одной поперечной. Все это иллюстрируется превосходного качества старыми фотографиями, — немалая часть которых еще никогда и нигде не публиковалась, — и сопровождается лаконичными выдержками из царского дневника. На наших глазах последний российский самодержец преображается из человека, к механическим экипажам вполне равнодушного, в заядлого автомобилиста, который тем не менее — не в пример некоторым другим монаршим особам — ни разу в жизни не предпринял попытки усесться за руль. Что и немудрено, учитывая, скажем, тот факт, что на 70-сильном царском лимузине водителю предстояло управляться не с тремя, как сейчас, и даже не с четырьмя, а с девятью педалями, — и не дай бог перепутать. Не говоря уже о том, что дело с навыками управления чем бы то ни было вообще у государя императора обстояло отнюдь не самым лучшим образом.

Наряду с повествованиями о монарших автомобилях и людях при царском автохозяйстве в книге есть подробные рассказы и о помещениях, где эти машины хранились, а также проходили техническое обслуживание. Назвать эти корпуса шедеврами зодчества было бы, наверное, преувеличением, однако нельзя не признать весьма удачного по тем временам сочетания функциональности внутреннего пространства с внешним решением, тщательно подогнанным по стилю к той царской резиденции, где каждое строение возводилось. Кое-какие из этих построек дошли и до наших дней, — утратив, впрочем, свое изначальное предназначение.

Рекомендованные статьи