Победитель рейтинг-теста 2024: от баллов жюри до ценовой эквализации
Как вы помните из предыдущих серий, мы до последнего момента не знаем, кто победит в очередном рейтинг-тесте: уж слишком много переменных! Но первые обоснованные предположения возникают на третий-четвертый день проведения испытаний, когда редакция фактически в полном составе собирается на Дмитровском полигоне. Уже готова ездовая экспертная оценка половины участников, отгремели аудиосистемы на первом прослушивании, в протокол внесен измеренный объем бачка омывателя последнего автомобиля. И вот тогда, отдыхая под любимыми яблонями напротив ворот техцентра Авторевю, мы прикидываем шансы.
— Атлас?
— Сбалансирован, но не Монджаро.
— F7 недотянет по эмоциональности.
— Учтите, что партия низкого центра тяжести завалит T2!
— Префейс...
— Он хорош. И ненамного дороже трех миллионов, верно? Вот вам и новая Октавия!
Меньше всего нам хотелось бы закрепить за Geely шкодовскую славу многократного победителя рейтинг-тестов Авторевю. Но против чуйки не попрешь.
Если только на пониженной передаче.
В самом деле автомобили Geely, как подражатели фольксвагеновским устоям (только с «восточным» акцентом), заочно имеют высочайшие шансы на победу в рейтинг-тестах Авторевю: у них сбалансированный набор характеристик и средняя по «палате» участников цена. А уж когда два автомобиля этого бренда бьются за лидерство... Правда, в действительности битвы не случилось. Geely Atlas отвалился еще на экваторе путешествия: по первичным отзывам было понятно, что судьи его высоко не оценят — кто из-за работы климат-контроля, кто из-за мультимедийки, кто просто потому, что зажатые подвеска и руль еще не означают азартный автомобиль, который понравится нам в Авторевю. Что уж говорить о комфорте.
А вот Preface надежду оставил.
Но проставили баллы — и только у двух членов жюри седан оказался на высшей ступени пьедестала, а по сумме всех судейских оценок он лишь делит второе место с внедорожником Haval H9. После добавленных бонусных очков за испытания на полигоне, где Preface в силу своего форм-фактора не блеснул, он и вовсе опустился на четвертое место по баллам. Кроме того, у него ни одной награды в наших номинациях-категориях.
М-да, вот вам и чуйка.
Впрочем, похожая ситуация была три года назад с победившей тогда Октавией. Хотя нет, у Шкоды на этом этапе было даже еще печальнее: значительный отрыв от общего лидера, ни один судья не вывел ее в своих оценках на первое место... Что ж, Префейсу остается ждать ценовую эквализацию, которая может все перевернуть, а мы пока вернемся к баллам жюри. И напомним дорогим читателям о партнере рейтинг-теста Авторевю 2024 — компании Ikon Tyres, крупнейшем в России производителе шин, располагающем мощностями для выпуска 17 млн шин в год.
Третье место судейская коллегия отдала кроссоверу Jetour T2, который после бонусных баллов за полигон сохранил эту позицию. А еще одержал победу по «эмоциональности», несмотря на не самую гладкую работу трансмиссии. Второе место у внедорожника Haval H9. Он же поборол всех в номинации «быт»: жюри прониклось большим салоном и вездеходным потенциалом. Интересно, что победа в полигоновском тесте (а это весомые 40 баллов бонуса, сразу на 15 больше, чем у серебряного призера) не позволила «аш-девятому» занять первое место перед включением ценового эквалайзера.
С другой стороны, наши внимательные читатели такому развитию событий не удивятся. Ведь в этом году по баллам жюри и бонусам за полигон победу снова одержал самый дорогой автомобиль в десятке — гибрид Seres M5. Вспомните Мерседесы GLS и S-класса, поспешно ушедший с рынка Nissan Pathfinder — все они были у судей на первом месте и стоили дороже соперников. Тренд был нарушен лишь в прошлом году, когда Tank 300 по баллам жюри переиграл более дорогих конкурентов. Seres сейчас прихватил с собой не только победу по баллам, но и медали в зачетах «комфорт» и «драйв». Достойный баланс в ездовых дисциплинах! Но самый дорогой автомобиль в рейтинг-тесте побеждал у нас лишь однажды, и повторить такой успех в этом году — как заправиться электричеством на первой попавшейся ЭЗС вдоль федеральной трассы. Шансы есть, но без гарантий.
Итак, Seres M5, Haval H9, Jetor T2 и — не снимаем со счетов! — Geely Preface выходят на финишную прямую в борьбе за титул лучшего нового автомобиля 2024 года среди официально представленных в России. Есть ли шансы у других? Ведь Preface далеко не самый доступный автомобиль в десятке: GAC GS3, Haval H3 и даже Haval F7 в максимальных комплектациях по рекомендованным розничным ценам на конец декабря были доступнее. Сейчас проверим, хватит ли им баллов, чтобы навязать борьбу лидерам.
Только сначала выясним реальные цены. Мы собрали коммерческие предложения на каждый из десяти автомобилей у дилеров в трех городах — двух российских столицах и Пскове как главном городе нашего рейтинг-путешествия этого года (если дилера марки в Пскове не было, мы заменяли его дополнительным автосалоном в Москве или Санкт-Петербурге). Как обычно, брали в расчет цену покупки автомобиля за наличные, без кредита и трейд-ина, то есть лишали себя «участия» в фирменных скидочных программах (с ними декларируемая цена всегда ниже).
Какие новости на дилерском фронте? Былых накруток нет уже третий год подряд, и практически все автосалоны в конце декабря 2024 года готовы были торговаться, несмотря на надвигающуюся волну роста цен из-за повышения утилизационного сбора. Причем охотнее, как и прежде, скидывают в регионах. А общий принцип такой: торгуясь, за наличные можно купить автомобиль чуть ли не по той цене, которая заявлена с учетом кредита и трейд-ина! Иногда разница была лишь в несколько тысяч рублей. Надо отметить, что для более корректного подсчета мы проходим только первый этап «торгов», получая от дилера начальное скидочное предложение и не вступая в дальнейшие переговоры. Поэтому те цены, которые представлены на графике ниже, скорее всего, не минимальные — перед Новым годом при должном напоре и коммуникативных навыках некоторые автомобили из нашей десятки можно было купить еще дешевле.
Загружаем баллы и прайсы в АР-систему ценовой эквализации и затаив дыхание смотрим. А попутно напоминаем, как устроен этот механизм.
Для определения победителя мы используем экспоненциальный метод, который доказал свою состоятельность с 2022 года в сравнении со старыми и всяческими альтернативными методами выведения победителя рейтинг-теста. Соль нашей экспоненты в том, что каждый последующий балл жюри «стоит» дороже предыдущего.
Мы строим график зависимости цены от количества полученных баллов по специальной формуле, вычисляя так называемую расчетную цену. В очередной раз мы говорим, что не надо считать ее справедливой в реальных рублях: она служит нам только для математического определения победителя рейтинг-теста. Если хотите, расчетная цена — это виртуальный кошелек, в котором есть криптовалюты «драйва», «комфорта», «быта», «эмоциональности» и «полигона». И вот после ценовой эквализации вся наша десятка делится на «дефицитные» (что называется, недоложили) и «профицитные» (естественно, на фоне остальных конкурсантов) машины. А побеждает в рейтинг-тесте тот автомобиль, у которого превышение расчетной цены над фактической больше в процентах.
И кажется, тогда под яблонями кое-кто из игроков ввел нас в заблуждение своим покерфейсом с круглыми «зиловскими» глазами и дизельным рокотом. Наибольшее превышение расчетной цены над реальной — у внедорожника Haval H9: аж 63%. Поздравляем победителя! И заодно новую марку в пантеоне рейтинг-теста Авторевю! Практически вся олдскульная часть редакции счастлива. Кроме шуток, Haval H9 — новый автомобиль, который может прийтись по нраву тем, кто сейчас ездит на японских внедорожниках последних двадцати лет выпуска. Для них это как спасательный круг в Южно-Китайском море в сезон муссонов.
Гибриду Seres M5 до победы не хватило чуть-чуть — «профицит» мы оценили в 56%. Причем решили даже перепроверить, а не повлияла ли на судьбу победителя готовность дилеров снижать цену? Загрузили значения РРЦ и… Нет, даже с ними побеждает H9, причем отрыв от Сереса только увеличивается. Любопытен другой факт (его мы тоже высчитали отдельно): если бы Seres M5 мы купили за 5,72 млн рублей, а цену на Haval H9 сбить больше не удалось, то победил бы гибрид.
В общем, достойная борьба сильных — и, главное, таких разных! — финалистов. А вот Префейсу для победы нужно было демпинговать до 2,47 млн рублей. Это нереально. Тем не менее Preface наряду с Джетуром и Jaecoo J7 оказался в списке «профицитных» автомобилей. Если выбирать себе машину из десятки рейтинг-теста, именно эта пятерка стоит своих денег по нынешним временам — по крайней мере, в тех версиях, которые были у нас на испытаниях.
К слову, неминуемый рост онлайн-продаж автомобилей в России и, возможно, полное исчезновение дилерских накруток вскоре заставят нас задуматься, а нужно ли вычислять реальные цены или для расчетов остановиться на РРЦ, исключив человеческий фактор и роль конкретного дилера? Решим в следующем году. В котором рейтинг-тест обещает быть не совсем типичным. Сиречь не только китайским: следите за анонсами!
Благодарим партнера рейтинг-теста Авторевю — шинную компанию Ikon Tyres.