Секретные проекты Porsche: минивэн, внедорожник 911, два цилиндра и другие
У автомобильных дизайнеров не бывает «сегодня». Есть только «вчера» и «завтра». Серийные новинки для них бородатая история. Премьеры, как правило, происходят года через два после того, как дизайнеры закончили свою работу. А сами они живут в «завтра» и в «послезавтра», занимаясь проектами, которые выйдут очень не скоро. Или вообще не выйдут. Компания Porsсhe рассекретила архив экспериментальных моделей, которые были разработаны в период с 2005 по 2019 год, но так и не увидели свет. Это досье назвали Unseen — «невиданные» Porsche. Его частями будут выкладывать на официальном сайте компании, покажут в музее и уже выпустили отдельной книгой. А у нас был виртуальный доступ к полной коллекции прототипов и возможность разобраться, что все это значит.
Главный дизайнер Porsche Михаэль Мауэр
— Есть два пути. Первый — эволюция, когда ты шаг за шагом улучшаешь свои сегодняшние модели для завтрашнего дня. Но в этом случае тяжело быть новатором. Второй — полная свобода фантазии, когда ты мысленно переносишься в послезавтра и уже оттуда движешься назад, в сторону завтра. В моем понимании именно такой подход рождает инновации.
Так главный дизайнер Porsche Михаэль Мауэр объясняет принцип работы его команды. Особенно колоритно в этой формуле смотрятся немецкие слова «morgen», «завтра», и «über-morgen», «послезавтра». Хотя на самом деле прием этот называется backcasting, и о нем должен знать любой мало-мальский менеджер: сначала нужно поставить далекую стратегическую цель, а затем задом наперед по шагам спланировать действия от нее до текущего момента. Но, согласитесь, в случае с Porsche это звучит как настоящее откровение.
Неспроста же до сих пор жива заезженная шутка, что в этой компании работают самые ленивые дизайнеры: пример семейства 911 не оставлял сомнений, что Porsche с большим удовольствием идет по первому, эволюционному пути. А теперь выясняется, что у них там на самом деле прыжки во времени, бэккастинги и «морген убер аллес».
Впрочем, если серьезно, то работа мистера Мауэра и его команды вызывает уважение. Мы недавно рассказывали о Михаэле в рамках дизайн-атласа, но если вкратце, то именно Мауэр сделал последние два поколения 911, удачно перенес фирменный стиль марки на автомобили новых сегментов и выстроил нынешнюю дизайн-структуру.
Департамент дизайна Porsche устроен самобытно — существует всего одна студия в деревне Вайсзах, что в 25 км от Цуффенхаузена. Никаких тебе филиалов и креативных центров на Лазурке или в Калифорнии, как принято у других компаний. И это неслучайно: единая команда и живой контакт работают лучше. Тем более что прямо под окнами находится знаменитый испытательный трек Porsche со штаб-квартирой автоспортивного подразделения, и до студии нередко долетает звук с испытаний новых моторов. О каком еще вдохновении можно мечтать?
Каждый год этот дизайн-офис создает около десяти больших проектов — включая серийные машины, концепт-кары, прототипы и полноразмерные макеты. Нам сейчас показали только пятнадцать — представляете, сколько всего осталось за кадром? Просто товарная линейка Porsche растет гиперосторожно, и, даже несмотря на появление электромобилей, купе-кроссоверов и универсалов, почти вся поисковая работа ложится в стол. Обидно, да? Возможно, именно поэтому и состоялся проект Unseen.
Как правило, Porsche даже концепт-кары показывает на публике, только когда уже ясно, что им прямая дорога в серию. Так было с Mission E и суперкарами Carrera GT и 918 Spyder. Если бы у совета директоров было чуть больше смелости, мы бы с вами давным-давно увидели и внедорожный 911 Safari, и двухцилиндровый углепластиковый спорткар Porsche 904 c двигателем от мотоцикла, и трехдверный Macan, и одноместный Boxster, и восьмицилиндровый супер-Cayman, и даже электрический микроавтобус Porsche. И никто бы уже не шутил про самую легкую на свете работу.
Про каждый из проектов коллекции Unseen можно рассказать отдельно, но прежде несколько соображений, родившихся после небольшого видеоинтервью, которое Михаэль Мауэр дал группе журналистов накануне выхода досье. От России там было всего два человека — я и Миша Петровский из Драйва.
Во-первых, у Porsche где-то хранится огромная коллекция нереализованных проектов прошлых лет. Про запасники музея в Цуффенхаузене известно всем, но дизайн-студия собирает свой собственный архив, в который попадают почти все машины, дошедшие до стадии полноразмерных макетов и тем более ходовых прототипов. Только представьте, что это за гараж мечты!
Но хвастаться ими на весь мир никто не спешит. Даже позавчерашние идеи из Вайсзаха для кого-то окажутся технологией будущего — таким не принято делиться бесплатно. И хотя заголовки из серии «Секретные прототипы Porsche» обычно идут с пометкой «breaking news», я на своей памяти видел только два «слива» секретных материалов, подобных нынешнему. Они случились в 2014 и в 2017 годах, когда музей Porsche открыл запасники и показал всем Cayenne-кабриолет 2002 года, родстер 984 Junior 1987 года (предвестник Бокстера), седан 932, сделанный Джуджаро в 1991 году, и еще несколько менее интересных машин.
Но обратите внимание, что и тогда, и сейчас красная линия доступа проходит через конец девяностых и начало двухтысячных. Человечеству известно очень много опытных проектов Porsche из семидесятых, восьмидесятых и начала девяностых, но с чем дизайнеры экспериментировали на стыке веков и в первую декаду двухтысячных — все еще тайна. А ведь именно тогда, по логике Мауэра, они заглядывали в тот über-morgen, который сегодня стал реальностью. Даже проект Unseen обходит это время стороной.
Во-вторых, пятнадцать рассекреченных сейчас машин — это в основном концепт-кары, многие из которых существуют лишь в виде полноразмерных макетов. Но среди них почти нет автомобилей, которые говорили бы нам, как Porsche видит себя в далеком будущем. Ни одного футуристичного проекта пусть даже пятилетней давности. Вместо этого проекты из альтернативного сегодня. Вот так на 2020 год дизайнеры смотрели из своего убер-моргена, но не угадали.
Если задуматься, то почти любой из рассекреченных автомобилей мог бы сейчас ездить по дорогам. В архиве есть модели, про которые думаешь — а что, собственно, не так? Почему не выпустили, например, версию 911 Safari на основе купе поколения 991? Или чем плоха была идея трехдверного Макана с таким же сафари-обвесом?
Михаэль Мауэр говорит, что на самом деле ни один из пятнадцати проектов изначально не был задуман как серийный автомобиль и что все они были просто креативными поисковыми идеями, на которые студия получает финансирование без обязательств по производству. Но в некоторых случаях бизнес-кейс все-таки просчитывали. А еще Мауэр сообщил, что часть из этих проектов на самом деле до сих пор не закрыта, а только отложена. Уже интереснее!
Porsche 911 Safari
И отсюда вытекает третье соображение. Похоже, Porsche готовит почву для какой-то новой большой затеи. Есть сразу несколько версий, почему они решили рассекретить эти машины. Первая — самая простая: без презентаций и автосалонов нужно самостоятельно подбрасывать дровишки в костер информационной активности. Причем Porsche не сжигает все поленья сразу — обратите внимание, что лишь у одного проекта показан салон. Значит, интерьерный Unseen II нам практически обеспечен. Тем более что с интерьерами у Porsche не все гладко. Вернее, как раз чересчур гладко, если говорить о количестве тачскринов.
Вторая версия: Unseen — это широкое маркетинговое исследование. Зондирование общественного мнения. То, что обычно делают с помощью выставочных концепт-каров, в этот раз «оптом» решили провернуть через книгу и онлайн-платформы. Porsche как бы говорит нам: «Мы вот тут набросали кое-какие мысли насчет электрических гиперкаров и однообъемников, как вам? Стоит продолжать или не надо?»
Ну а третья версия — это подготовка почвы для подразделения эксклюзивных автомобилей. Нет никаких сомнений, что уже вечером после публикации архивов телефон студии в Вайсзахе раскалился докрасна от звонков тех, кто прямо сейчас готов купить эти автомобили за любые деньги. Думаю, в этом деле не зазорно ориентироваться на Ferrari и на ее программу постройки машин по индивидуальным проектам. Тем более что у некоторых концептов уже есть реальная техническая основа. На прямой вопрос, что они будут делать, если в Вайсзах заявится какой-нибудь шейх с чемоданами наличных, Мауэр ответил так: «У Porsche есть опыт в производстве эксклюзивных проектов, хотя и не в таких экстремальных формах. Но можно вспомнить, например, трековую модель 935, выпущенную тиражом 70 машин. Я, как любой дизайнер, молюсь, чтобы каждый из сделанных нами проектов превратился в реальный автомобиль, но мы не просто художники, а часть индустрии и подразделение большого концерна. Так что если запросы случатся, то мы будем размышлять и просчитывать. Может, согласимся, а может, и нет».
В общем, хватайте телефоны.
Бензо-Taycan
Porsche 960 Turismo
Макет, 2016 год
Легенда гласит, что проект Taycan появился случайно. Михаэль Мауэр просто шел по студии и краем глаза увидел на планшете одного из дизайнеров силуэт модели 918 с задними дверями. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это был обман зрения и главный дизайнер просто принял за дверной разъем одну из черновых линий контура. Но за идею ухватились. Вскоре появился полноразмерный макет четырехдверного суперкара 960 Turismo с расположенным позади салона двигателем внутреннего сгорания. Ходовым прототипом он так и не стал. Противоречивая компоновка привела дизайнеров к мысли о том, что такому автомобилю нужен новый тип силового агрегата, — так родилась концепция электрического суперхэтчбека Mission E, который выглядел уже совершенно иначе. Интересно, что какое-то время эти два проекта жили параллельно: Mission E показали в 2015 году, а 960 Turismo датирован 2016 годом. Кстати, именно от него нынешним серийным автомобилям досталась светящаяся полоса с надписью: «Porsche» на корме.
Van Turismo
Porsche Vision Renndienst
Макет, 2018 год
Кроссоверы, универсалы, электромобили — что дальше? Минивэн? Он уже существует. Насколько однообъемник вписывается в идеологию Porsche, проверяли два года назад параллельно с подготовкой Тайкана. В принципе, за историческим алиби далеко ходить не надо: был и Porsche B32 на основе микроавтобуса Volkswagen T3, и еще более ранняя гоночная техничка в кузове T1. Поэтому Porsche-вэн пока сделали — или, точнее сказать, «пока показали» — в образе автомобиля скорой автоспортивной техпомощи. Но на корме написано: «Sport Tourer» — это самый настоящий семейный шаттл на пять человек, в котором у каждого седока индивидуальный «ковш», водитель сидит в одиночестве по центру салона, а под полом должны быть установлены батарея и электромоторы. И обратите внимание на новую прозрачную фирменную эмблему. Правда, пока такой Porsche Sport Tourer — это только полноразмерный демомакет, но вы же помните, что случилось с концептом универсала Panamera Sport Turismo?
Суперкар, два цилиндра
Porsche 904 Living Legend
Макет, 2013 год
Еще одна необычная история эстафеты идей между разными проектами. Вспоминаем углепластиковый Volkswagen XL1, показанный в 2013 году. Мелкосерийный сверхлегкий автомобиль с расходом 1 л топлива на 100 км. Свой вариант «литрового» купе сделали и в Porsche. Правда, в Вайсзахе больше интересовались технологией легкого кузова, чем экономичностью, поэтому если Volkswagen использовал дизель-электрическую силовую установку с рядным двухцилиндровым двигателем 0.8 TDI, то вариант Porsche предполагал бензиновый мотоциклетный двигатель V2. Такой автомобиль получился намного тяжелее, чем XL1, зато выглядел куда лучше. Вообще Porsche 904 Living Legend — самый элегантный проект из всего архива Unseen: жаль, что машина так и осталась полноразмерным макетом. Однако Porsche почему-то не рассказывает всю историю до конца. Ведь получается, что идею, которая не подошла Porsche, снова вернули на Volkswagen — и через год после создания этого макета вышел Volkswagen XL1 Sport. Пусть не такой красивый, как Porsche, но оснащенный как раз V-образной «двойкой» 1.2 (200 л.с.) от мотоцикла Ducati 1199 Superleggera. Он мог разгоняться до «сотни» за 5,7 с и набирать 270 км/ч. А еще нельзя не заметить, что силуэт и некоторые детали этого Porsche семилетней давности нашли воплощение в концепт-каре Hyundai Prophecy 2020 года. Жаль, что Porsche не называет имен авторов тех проектов, которые попали в проект Unseen. Но причиной может быть как раз то, что не все из них продолжают работать в Вайсзахе.
Беби-Boxster
Porsche Vision Spyder
Макет, 2019 год
Идея самого маленького и самого доступного Porsche бродит по Вайсзаху уже больше десяти лет и питается ностальгией по культовой модели 550 Spyder, на которой ездил Джеймс Дин. Попытка создать спорткар дешевле, чем Boxster, была очень близка к воплощению еще в 2009 году. Тогда Porsche, Volkswagen и Audi совместно готовили проект родстера с четырехцилиндровым силовым агрегатом от Audi TT, но расположенным не спереди, а поперечно за спинками сидений. Фольксвагеновцы тогда продемонстрировали концепт-кар Blue Sport, в версии Porsche этот автомобиль должен был называться 550, а для Audi, по слухам, планировали использовать индекс R5. Но примерно в 2012 году весь проект закрыли. Во всяком случае, так писала немецкая пресса, а подобных автомобилей никто из троицы больше и не показывал. Однако идея жива, и в прошлом году в Вайсзахе построили макет маленького спорткара Vision Spyder, у которого есть все необходимые атрибуты нового беби-Porsche. Включая индекс 551 на бортах. Михаэль Мауэр говорит, что на этой машине его команда отработала новую форму фамильной головной оптики — вертикальные прямоугольники вместо округлых фар. Настоящая революция. Кроме того, в рамках проекта Unseen дизайнеры показали еще и пластилиновую модель проекта Vision 916 (сделан в 2016 году), который тоже несет идеи минимализма, но использует не ДВС, а четыре электромотора в колесах.
Cayman на озверине
Le Mans Living Legend
Пластилиновая модель, 2016 год
Четыре года назад дизайнеры Porsche фантазировали еще и на тему самого «злого» из своих маленьких среднемоторных автомобилей. Одним из вариантов было купе с восьмицилиндровым мотором на основе платформы Бокстера! Нос с круглыми фарами от 911 не должен вводить в заблуждение: во-первых, вдохновение искали в лупоглазом спортпрототипе 550 Le Mans, с которым команда Porsche дебютировала в Ле-Мане в 1953 году, а во-вторых, передние части платформ 911 и Бокстера, как известно, унифицированы. Больше всего удивляет восьмицилиндровый мотор, который упомянут в описании этого проекта, — подобное с Бокстерами и Кайманами вытворяли только тюнеры. Правда, если верить дизайнерам Porsche, то такой автомобиль существует лишь как пластилиновая модель, а значит, агрегаты условны, тем более что на компьютерных иллюстрациях в моторном отсеке виден обычный шестицилиндровый оппозитник. Идея «озверина» для этого семейства в итоге воплотилась в купе Porsche 718 Cayman GT4.
Формула для холма
Porsche Boxster Bergspyder
Ходовой прототип, 2014 год
Еще один вариант развития семейства Boxster — одноместный спайдер в стиле машин для соревнований по подъему на холм. В основе — родстер серии 981, который после доработок весит всего 1130 кг. Двигатель — «атмосферник» 3.8 (393 л.с.) от купе Cayman GT4. Кресло и приборы — от суперкара 918 Spyder, а на месте пассажирского кресла появился закрытый багажный отсек с доступом через обычную правую дверь. Это наименее секретный автомобиль из архива Unseen (на публике его показали еще в 2019 году) и одновременно наиболее готовый с технической точки зрения. Bergspyder даже символически поучаствовал в гонке Gaisberg Hillclimb. Проект был разработан, чтобы изучить потенциальный спрос на такие эксклюзивные версии и понять возможности производства, но оказалось, что не во всех странах одноместный спайдер без полноценного ветрового стекла может получить доступ на дороги общего пользования, а это вредит продажам. Бизнес-кейс не сошелся, проект закрыли. Но, видимо, не до конца, потому что в подборку иллюстраций для архива Unseen случайно или неслучайно попала картинка, на которой сверху показан одноместный вариант уже сегодняшнего Бокстера серии 982.
Сафари без добычи
Porsche 911 Vision Safari
Ходовой прототип, 2012 год
Удивительно, что этот автомобиль так и не вышел на рынок. Исторических предпосылок — пруд пруди, и на ниве превращения «девятьсот одиннадцатых» в вездеходы вдоволь резвятся и тюнеры, и просто энтузиасты. Два десятилетия участия в ралли дают повод легализовать почти любую концепцию внедорожного спорткара — хоть по мотивам Монте-Карло, хоть по мотивам Парижа — Дакара. В дизайн-центре Porsche выбрали вариант Safari в честь подвигов экипажа на лифтованном 911 SC в африканских саваннах в 1978 году. Ходовой прототип сделали на основе только что вышедшего купе поколения 991. Увеличенный клиренс, большие колеса, накладки на арках и порогах плюс яркая историческая раскраска — у этого автомобиля было все, чтобы начать сафари на клиентов. Особенно в России и на Ближнем Востоке. Почему Porsche в 2012 году сказала «стоп», однозначно не ответил даже Михаэль Мауэр. Одна из версий — протест инженеров. Высокий кузов, новые колеса и задранная подвеска не могли не изменить ездовой характер спорткара. И явно не в лучшую сторону. Выпускать автомобиль, который не умеет ездить как Porsche, наверное, не самое мудрое решение. С другой стороны, свежие шпионские фотографии показывают, что этой осенью на тесты вышел приподнятый 911 серии 992. Его мехатронная платформа наверняка дает большую свободу для таких инженерных маневров. Думаю, если в Вайсзахе все-таки решат запустить в серию часть «невиданных» Porsche, то первый хит у них уже в кармане.
Macan-купе
Porsche Macan Vision Safari
Макет, 2013 год
Safari-пакет для Макана вроде бы куда более уместен, чем для 911, но тут идея была в другом. На дворе 2013 год — Porsche еще только готовит выход компактного кроссовера (продажи начнутся весной 2014-го), а компании Land Rover и Mini только-только запустили трехдверные кроссоверы Evoque Coupe и Paceman. Стоило ли делать такой кузов для Макана? История показала, что нет. И Land Rover, и Mini отказались от трехдверок из-за низкого спроса. В итоге купе-кроссовером у Porsche стал не Macan, а пятидверный Cayenne Coupe.
Гиперкарма
Проекты суперкаров
Макеты и пластилиновые модели, 2005—2019 годы
Отдельная папка в досье Unseen посвящена проектам суперкаров и гиперкаров. Это шесть отдельных проектов, существующих в виде макетов или пластилиновых моделей. То есть полноценных автомобилей в этом жанре Porsche не показывает. Хотя, судя по тому, что три из шести проектов разработаны в 2019 году, а еще один датирован 2017 годом, создание нового дорожного флагмана в Вайсзахе идет полным ходом. Все проекты объединяет то, что они используют мотивы автомобилей, в разное время побеждавших в Ле-Мане. Будь то Porsche 906, 917 или 919. Но пример проекта 919 Street показал, что нельзя просто так взять и продать гоночную машину частным клиентам. Хотя задумка 2017 года была именно в этом — на волне трех подряд ле-мановских триумфов предложить состоятельным фанатам мелкосерийный дорожный вариант победного болида. Оказалось, что даже суперэксклюзивная цена не окупит тех хлопот, которые вызывает такая техника. Команде механиков нужно 45 минут, чтобы просто запустить двигатель Porsche 919 Hybrid, а это значит, что бригады техподдержки должны будут летать по всему миру на каждые частные покатушки. Овчинка не стоила выделки. Хотя в 2019 году команда Мауэра снова занялась проектом клиентского болида на основе техники категории LMP1 — так появился макет Porsche Vision 920. Но, похоже, более жизнеспособна идея эволюции суперкара 918 Spyder — одним из ее вариантов стал макет Vision 918 RS. И особняком стоит проект Vision E — электрический суперкар с 800-вольтовой батареей.