Как я старел этим летом. Бортовой журнал «ресурсных» седанов Hyundai Solaris и Toyota Camry
За три летних месяца автомобили-участники нашего ресурсного теста проехали две трети дистанции от положенных по методике 32 тысяч километров. Каждую неделю команда испытателей присылала в редакцию донесения с Дмитровского полигона, которые мы решили объединить в бортовой журнал Ресурса-2017. Многие из них не уместились в краткий отчет о первой четверти пробега, но без них рассказ о том, как проходят наши испытания на выносливость, был бы неполным. Бортовой журнал останется на сайте и будет обновляться до окончания пробега, а в первых числах сентября мы дополним его очередным промежуточным отчетом с анализом сумм, в которые обходится содержание автомобилей.
Древние китайцы придумали все свои изощренные пытки только потому, что не были знакомы с методикой ресурсных испытаний Авторевю. В частности, с упражнением «Разгон—торможение». Старт, разгон с переключениями вручную вплоть до пятой, далее торможение двигателем (подтыкая пониженные), остановка — и все с начала. И так в общей сложности 310 километров. По пять часов в день на каждом автомобиле.
К счастью, программа предусматривает еще и режим «Горная дорога», но на серпантине машины пока накрутили только по 200 км.
Подошла к концу вторая неделя испытаний, и Solaris с Camry, кажется, начинают догадываться, куда попали. Особенно когда выруливают на булыжную дорогу. Мы уже успели погонять их и по двум кругам этого ада: каждый автомобиль прошел по 440 км на ровном булыжнике и еще по 120 км на профилированном. Solaris позволяет держать более высокую скорость, но это как раз тот самый случай, когда нельзя просто так взять и быстренько проскочить «булыгу»: вибрации такие, что уже к обеду можно не попасть ложкой в суп. Неспроста в снаряжение испытателя на «ресурсе» входит тяжелоатлетический пояс, снижающий нагрузку на позвоночник. И только в Camry можно обходиться без него: родные амортизаторы все еще отлично сглаживают дорогу. Главное, не допускать повторную раскачку кузова на волнах покрытия, чтобы не приложиться брюхом.
Конец третьей недели. Открытие скоростного кольца на полигоне задерживается, — там еще лежат поваленные деревья, — поэтому пробег пока растет только за счет «медленных» упражнений. Пройдено по четыре тысячи боевых километров, и этого хватило, чтобы Toyota начала понемногу ретироваться: первыми испытания пытались покинуть передний бампер (у него отщелкнулось крепление) и шумоизоляция капота, которая отделилась по причине износа крепежных отверстий и едва не упала на двигатель. Пришлось применить пистоны со шляпками большими, нежели стандартные. Solaris в этом плане пока держится молодцом, без претензий.
Кстати, попутно стало ясно, что торчащая накладка на правой стойке ветрового стекла Тойоты — это не старческая болезнь, а «подвиг» установщиков аудиосистемы и камеры заднего вида, поломавших крепеж.
Открыто скоростное кольцо автополигона. Наконец-то мы начали ездить с максимальной скоростью. Процесс сразу пошел быстрее, правда, как обычно, есть нюансы: во время технических остановок после нескольких часов на максималке кажется, что при 60 км/ч машина уже стоит на месте, и появляется желание открыть дверь и выйти.
Мог ли кто-нибудь еще лет десять назад предположить, что бюджетные седанчики будут способны ехать со скоростью свыше 200 км/ч? А Solaris может. На спусках скоростного кольца он набирает 218 км/ч по спидометру! Даже Toyota, которая на 50 «лошадей» мощнее, едет немного медленнее: стрелка замирает на отметке 215 км/ч, хотя по ощущениям мотора хватило бы и на 230, потому что в ограничитель скорости Camry упирается всего при 4600 об/мин. У Соляриса двигатель при этом ревет на 6200 оборотах.
При пробеге 4000 км меняем на Тойоте передние тормозные колодки, которые были наполовину изношены еще до начала испытаний. Задние пока не просятся. Ход педали остается большим, а информативность низкой, но к замедлению претензий нет, поэтому решили посмотреть, что изменится, когда диски очистятся от ржавчины.
Четвертая неделя. Тойотушка приложилась-таки пузом к булыжнику — и чуть не лишилась щитка, прикрывающего днище и бензобак: крепеж вырвало, а щиток согнуло пополам, но мы эту неприятность быстро исправили. А вот сама Camry, похоже, решила заедать стресс. Моторным маслом. Пока в пределах заводской нормы, но расход уже не из приятных.
Еще одна беда приключилась с нею на скоростном кольце: при обгоне грузовика, также проходящего там испытания, в ветровое стекло влетел камень. Образовалась приличная выбоина, от коей немедленно поползли трещины. Попросили службы полигона подметать скоростную дорогу — они подмели, да только тяжелые грузовики прямо на глазах выбивают покрытие. Думаю, одним стеклом может и не обойтись.
Я опасался, что мягкая подвеска Тойоты и на максимальной скорости обернется опасной раскачкой, но на деле она еле ощутима: Camry очень уверенно едет по скоростному кольцу, почти не реагируя на изъяны покрытия. А вот Solaris реагирует — бывает, переставляется и требует подруливаний.
Соляной туман — самая приятная часть испытаний. Наше дело — просто загнать машины в коррозионную камеру да открыть капоты. «Солиться» автомобили будут по шесть часов подряд каждые две недели.
Разогнал Тойоту до 220 км/ч по спидометру! Бак бензина (70 л) на такой скорости заканчивается через 340 км, а это без малого два часа езды с педалью в полу. На Солярисе полного запаса топлива хватает примерно на 220 км и чуть более часа езды. Кстати, однажды увлекшись такими экспериментами, я вдобавок узнал, что маршрутный компьютер на Hyundai здорово привирает: бензин на полном ходу закончился, когда Solaris обещал запас еще на 47 км. Тойота в этом плане тоже лукавит, но все же она более правдива: на лампочке трип-компьютер до последнего показывает запас хода 150 км, но всего через пару километров берет слова обратно и выдает новый прогноз — ноль.
Toyota как будто ищет возможности получить травму и отправиться на передышку в лазарет. На прошлой неделе камень, а теперь вот орлы — Camry «поймала» уже двух. Хищные птицы на полигоне нередко врезаются в автомобили, то ли принимая их за добычу, то ли не успевая разминуться с идущей на максимальной скорости машиной. Но в этот раз выбирают они почему-то только Тойоту. Один из «охотников» врезался в номерной знак, другой — в ветровое стекло, да так, что весь салон засыпало мелкими осколками от внутреннего слоя триплекса. Птичек, конечно, жалко, но могло быть и хуже, потому что летом на дороги полигона выскакивают еще и зайцы, которые покрупнее, а ближе к осени начнут целыми семьями выходить дикие свиньи. А стекло мы поменяем.
За плечами 6400 км, переходим к «тяжелой» фазе испытаний. До этого оба автомобиля бегали налегке, с двумя мешками дроби (50 кг) в багажниках, а теперь на кресла уселись наполненные водой манекены — по 75 кг каждый. Нагрузка возрастет, и, дабы отловить неисправности в самом начале, мы дважды в день загоняем машины на подъемник и тщательно осматриваем.
Поведение груженых машин изменилось, Camry на скорости стала еще немного комфортней, а вот у Соляриса задняя подвеска так и норовит замкнуться на буферы. То же самое и на булыжной дороге: минимальный остаточный ход сжатия задней подвески стал теперь для Hyundai ограничителем скорости. Но и Toyota там сбросила скорость после того, как рассталась с аэродинамическим щитком перед задним правым колесом и несколько раз задела камни стальным поддоном двигателя, — ничего серьезного, но количество отметин на нем намекает, сколь уязвимо это место.
Заменили задние колодки на Тойоте и прокачали тормоза — воздуха там было изрядно, ход педали наконец-то уменьшился! На Солярисе замены потребовали только передние колодки, а сзади у него барабаны, и колодкам в них еще жить да жить.
Пройдена четверть дистанции, готовим наш первый промежуточный отчет. Машинки пока держатся молодцами, лишь подливаем масло да меняем шины. Аппетит Тойоты еще очень далек от критического: официально нормой для Camry считается до литра на тысячу. Solaris масло кушает еще скромнее.
Зато каждый из автомобилей уже сточил по комплекту шин Pirelli Cinturato (модели Р1 на Солярисе и Р7 на Тойоте). Покрышки продержались 7000 км, ведь скоростная да горная дороги так и пожирают протектор.
Camry только что прошла ТО — своими силами заменили масло в двигателе, масляный фильтр и фильтр системы вентиляции салона. Отлетевшую шумоизоляцию капота зафиксировали новым крепежом, поменяли лампочки габаритов. Обо всем подробно — в АР №14, 2017.
Меняем ветровое стекло на Camry. У официалов новое стоит аж 39315 рублей, а работа по замене — еще одиннадцать тысяч. Но кто обслуживает пятилетку у дилеров? Поэтому стекло подобрали неродное, всего за 3200 рубликов — подешевле, но не самое «помойное», дабы искажений оптических не случилось. Еще три тысячи взяли в автосервисе за замену. Кстати, торчавшую после «аудиотюнинга» накладку на стойке мы поставили на место с помощью обычного жигулевского пистона за четыре рубля.
Первый отказ! И это Toyota. И это тормоза. Они у Camry и на старте испытаний были далеки от идеала, но тогда помогли прокачка и очистка от ржавчины, и казалось, проблема решена. Ан нет — педаль опять к полу уходит при слабых торможениях, а нормального замедления удавалось достичь, только если резко жмешь на педаль. Решил заменить цилиндр. И Тойоту стало не узнать: не успеешь прикоснуться к педали, а она уже встала как вкопанная! Разборка старого цилиндра показала, что поршни в хорошем состоянии, а вот манжеты вследствие износа потеряли натяг и перемещаются по ним без малейшего усилия, перепуская тормозную жидкость из одного контура в другой.
Беда не приходит одна — загрохотала задняя подвеска на нашей Camry. Однако осмотр выявил износ не стоек, а втулок крепления. Причем износилось и само «бревно»: 0,6 мм стали стерлось! А все потому, что образовавшийся зазор тут же заполнялся дорожным песком, а это сильнейший абразив. Во внутреннюю поверхность втулок он въелся насмерть! Замена прошла с изрядными затруднениями. Болты крепления скоб втулок напрочь заржавели. Отмачивание разными средствами не помогло, ломать же крепеж вовсе не хотелось. Высверливай потом остатки да резьбу нарезай — полдня уйдет!
Помог нагрев строительным феном — все детали остались в целости. Сами стойки пока держатся, но, думаю, до конца «ресурса» не доживут. И только передняя подвеска пока молчалива.
А Солярису по-прежнему только шины подавай, да колодочки передние тоже скоро придется менять.
После двух сеансов в коррозионной камере ржавчина у Тойоты появилась на... Ни за что не угадаете где. Тарированная царапина зацвела на крыше — то есть на единственной у нашей Camry детали, сохранившей заводскую окраску! А все остальные панели кузова, которые за долгую карьеру Тойоты были повреждены и окрашены уже у дилера, пока успешно сопротивляются коррозии. Нет пока рыжих потеков и на Солярисе, но впереди еще почти 50 часов «засолки».
Пробег приближается к половине от назначенных по методике 32000 км, и Toyota продолжает «радовать» болячками. Как я и ожидал, потекла на ней левая стойка передней подвески. Поставили Camry на прикол — как водится, в наличии деталей нет, заказанных пришлось ждать два дня. Вместе со стойкой заменили и ее опору, чтобы больше не лазить в этот узел, крепеж весь отвернулся легко, в отличие от задней подвески.
16 тысяч километров — второе ТО для Camry. И очередная смена покрышек. Расход масла у тойотовской «четверки» 2.5 устаканился в буквальном смысле этого слова — 220 граммов, то есть стакан, на тысячу километров. Solaris свое первое ТО перенес чуть раньше, на 12 тысячах, и с начала испытаний в его мотор мы долили лишь 0,6 литра масла.
Всегда интересовал вопрос, зачем владельцы устанавливают на капот своих автомобилей так называемые дефлекторы. В том числе и на Camry. Защита от сколов и от насекомых? Решил проверить. Подробнее здесь. Теперь хочу попробовать дефлекторы боковых окон.
Поставил дефлекторы на дверные окна Тойоты и пока доволен. Я не курю, но люблю ездить с приоткрытыми стеклами, а такие «карнизы» позволяют делать это даже в дождь без риска замочить салон. Кроме того, на скорости вода с лобового стекла из-под левого дворника теперь попадает не на боковое стекло, а уходит вдоль дефлектора на крышу. Минусов я не обнаружил, так что 1500 рублей за такой аксессуар, в отличие от предыдущего эксперимента, кажутся мне дельным вложением.
21 тысяча километров — впереди всего треть ресурсной программы. И у Соляриса наконец-то сдалась подвеска: потек левый задний амортизатор! На радостях за малым не расцеловал его в замасленный корпус, а то уж боялся, что не доставит Solaris вовсе мне никакой серьезной работенки.
Замена проста: по последней моде верхняя точка крепления вынесена в колесную арку. Чтобы отвернуть болты, даже не требуется снимать колесо. Теперь жду отказа второго, а там, глядишь, и передние стоечки замены попросят.
Да и в мелочах у Соляриса тоже начинают вылезать огрехи. Торсионы, поддерживающие крышку багажника, постоянно выскальзывают из пластиковой средней опоры, начинают касаться друг друга и дребезжать так, что слышно в салоне. А еще задний уплотнитель подкапотного пространства не держится в своих креплениях, а прилипает к капоту; при захлопывании случается его деформация.
Но обо всем об этом подробнее, так же как и о суммах, в которые нам уже обошлись Camry и Solaris, я расскажу в новом промежуточном отчете на страницах АР №15—16.
Пошла вторая неделя без поломок. К концу августа на полигоне наконец-то подсохла грунтовая дорога (хотя, видимо, ненадолго), и можно начинать испытания на ней. Почему на сухой? А потому что мы испытываем на ней не проходимость автомобилей, а степень защищенности салонов от дорожной пыли. Здесь и случилась неприятность с нашим Солярисом. В грунтовое покрытие вдавлены камни различных размеров, а поскольку передние колеса частенько пробуксовывают, то правое камень-то и подняло. Заднее приняло «подарок», в результате чего покрышка отправилась на помойку. Колесо же поправили — и машины продолжили свой бег.
Первые дни осени наложили отпечаток на Camry. Точнее, на поддон ее двигателя. Удары о булыжную мостовую продолжаются, вмятина растет и углубляется.
Попутно подошла пора очередного ТО. На сей раз сроки совпали, но у Camry это уже третье обслуживание, а у Соляриса — только второе. Более того, Hyundai планового сервиса уже не попросит, а Тойоту ждет еще одно ТО — ровно по окончании пробега.
Подробный отчет за этот период — здесь.