Амстердамская ярмарка InterTraffic 2014: светофоры, шлагбаумы, отбойники... А где автомобили?

Фото: компании-производители | Сергей Знаемский

Для того, кто привык к автомобильным выставкам в Женеве, Париже, Франкфурте или Детройте, амстердамская ярмарка InterTraffic 2014 покажется автосалоном «наизнанку». Вместо машин на стендах тут светофоры, шлагбаумы, отбойники, паркоматы, видеокамеры... В том числе - и наши, российские.

-Смотри, наша стойка держит велосипед не за колесо, а за вилку, вот поэтому мы и выиграли.

Один из менеджеров компании HR Groep из Эйндховена объясняет мне, как устроена рампа велосипедной парковки MB Track&Trace - в этом году именно ей достался Гран При конкурса на лучшую дорожную инновацию, который проходит в рамках выставки. В мире Интертрафика - это нечто вроде премии Car of The Year. И победа «велосипедистов» - лучшая визитка всего европейского дорожного хозяйства.

InterTraffic - главная и самая крупная отраслевая выставка, которая проводится с 1972 года. Периодичностью - раз в два года - она похожа на автосалоны во Франкфурте или Париже. Причем с 2001 года, сразу после амстердамского Интертрафика, в Турции стартует еще один - InterTraffic Istanbul со своей регио­нальной спецификой. А с недавних пор проводятся также и два других официальных «клона» - InterTraffic India и InterTraffic China.

Не знаю как индийская и китайская выставки, а амстердамская живет нуждами Западной Европы, где все магистрали уже построены, потоки распределены и у дорожников, по сути, остаются лишь проблемы транспортного «тюнинга». В самом Амстердаме это велосипеды. Внутри административных границ города живет 800 тысяч человек, у которых зарегистрировано 300 тысяч автомобилей - и 850 тысяч велосипедов. Днем их принято бросать пристегнутыми к оградам мостов и каналов (тут власти, похоже, бессильны), хотя есть и цивилизованные многоуровневые велопарковки. Но большинство из них держат велосипед за колесо - а значит, есть риск погнуть обод. Вот почему «рогатина» MB Track&Trace и вызвала такой интерес.

Вдобавок на зафиксированный за вилку велосипед удобнее грузить поклажу или усаживать ребенка. Причем HR Groep предлагает оснащать такие парковки датчиками свободных мест и объединять в общую онлайн-систему бронирования и оплаты.

Базовый модуль велопарковки MB Track&Trace — некрашеную металлическую «рогатину» — можно купить и для персонального использования (примерно за 150 евро), а в полной комплектации для публичных паркингов (с датчиками и бетонным основанием) цена одного веломеста поднимется до 300 евро
Французский «переносной» светофор может работать и от солнечных батарей, и от аккумулятора — заряда батареи емкостью 200 А·ч хватает на два месяца
С прошлой осени испанская компания Cidro предлагает закрывать торцы дренажных кюветов решетчатыми пандусами, чтобы при вылете с трассы автомобиль не врезался в вертикальный бетонный откос, а «перепрыгивал» его
0 / 0

Металлургический гигант ArcelorMittal, который поставляет прокат половине автоконцернов, продвигает на выставке отбойники из автомобильной высокопрочной стали вместо традиционной нержавейки. Коррозия? От нее должно защищать новое цинк-алюминий-магниевое покрытие Magnelis, которое, правда, делает отбойник не намного дешевле автомобильного кузова.

Но если требуется сэкономить, можно установить и отбойники из... дерева! Причем такие в Европе стоят не только на загородных дорогах, но и на горных серпантинах.

Важной новинкой европейцам показался переносной светодиодный светофор Tempo с возможностью питания от солнечных батарей и дисплеем таймера. Другое ноу-хау - пластиковые госномера, символы которых составлены из отдельных объемных букв по принципу детской азбуки: внешний вид и читаемость таких табличек лучше. А как вам специальный автомобиль, предназначенный для быстрой автоматизированной установки резиновых конусов?

Впрочем, в Амстердаме были и более насущные новинки. Например, легкие фонарные столбы с замками в основании, которые «отстегиваются», если в мачту въезжает автомобиль. Или безопасные энергопоглощающие законцовки для тех же самых отбойников.

Однако почти половину стендов Интертрафика заняли паркоматы, «парконы», шлагбаумы, турникеты и всевозможное оснащение для платных стоянок. Например, голландская система фотофиксации нарушений Scan-a-Car: в отличие от наших Парконов, ее «фотомобили» вооружены не двумя, а шестью или десятью камерами. Прямо на ходу такой экипаж и фотографирует, и распознает номера всех автомобилей, припаркованных с каждой стороны дороги. Данные отправляются в головной вычислительный центр не на флеш-карте, а в режиме реального времени, причем в ответ «скан-патруль» тут же получает все данные об автомобиле из полицейской базы. И если тот числится в списке парковочных неплательщиков, нарушителей правил движения или угнанных машин, то к месту стоянки тут же направляется наряд пешей полиции, чтобы оформить «письмо счастья».

Норвежская компания SafeRoad, наоборот, борется с трамплинами, которыми становятся «заземленные» концы дорожных отбойников. Чтобы при наезде машина не взлетала, на брусья устанавливается скользящий сминаемый демпфер, который поглощает энергию удара
Номерные таблички из пластика лучше читаются и менее опасны при наезде на пешехода, однако дороже традиционных алюминиевых в два-три раза. Поэтому даже в Западной Европе на них пока приходится не больше 20% от всех номеров. Разные компании предлагают комбинации символов, отпечатанные на самоклеящейся пленке или набранные из объемных букв и цифр
0 / 0

Восемь машин Scan-a-Car уже работают в Амстердаме, а на Интертрафике голландской системой заинтересовался и «десант» московского департамента транспорта.

Европейский приоритет номер два - это построение интеллектуальных транспортных систем (ИТС), то есть комплексов, объединяющих видеоконтроль, анализ транспортных потоков и управление интерактивной дорожной инфраструктурой. Камеры фото- и видеофиксации, «счетчики» плотности потока, мультимедийные придорожные табло, вычислительные комплексы...

И это как раз та область, в которой о себе могут заявить дорожники и транспорт­ники из России.

Благодаря оборонке у нас выжили и развиваются компании, занимающиеся в том числе и разработкой систем фотовидеофиксации. На Интертрафик свои новинки привезли фирма СтройИнвестПроект, выпускающая комплексы Стрелка, и ООО «Технологии распознавания», производитель систем Автоураган и ПаркРайт.

О новой Стрелке-2П, которая призвана работать на пешеходных переходах, мы уже рассказывали (АР №7, 2014). А ведь она выгодно выделяется на фоне зарубежных камер, которых на Интертрафике пруд пруди, - западные системы в основном «заточены» под более простые схемы распознавания видеоизображения: определение номера, фиксация превышения скорости или автоматическое определение внештатной ситуации на трассе по изменению векторов движения объектов на экране (резкое замедление или пересечение траекторий). А Стрелка анализирует более сложное взаимодействие пешеходов с потоком.

Прогрессивно выглядит и новый мобильный комплекс ПаркНет, созданный фирмой «Технологии распознавания», - это мобильный планшет на основе ОС Android, с помощью которого полицейские или парковочные инспекторы могут фиксировать нарушения правил стоянки и парковки. Принцип работы тот же, что и у автокомплексов ПаркРайт на вооружении московских парковщиков: планшет в реальном времени отсылает снимки, координаты и распознанные номера нарушителя на центральный сервер. Чем хуже той же голландской системы Scan-a-Car?

Правда, пока ПаркНетов мало - всего 141 планшет, который весной получил подмосковный Госадмтехнадзор, а вот московская парковочная инспекция с выбором не спешит - шесть ПаркНетов до сих пор проходят полевые испытания у столичных властей.

«Конусоукладчик» Gerard голландской компании Omega Infra монтируется на шасси любого легкого грузовичка. Вначале манипулятор кладет конусы «на бок», а наезжающая следом рамка ставит их вертикально
Одной из первых устанавливать деревянные отбойники в Европе стала итальянская компания Margaritelli. Многослойные клееные балки, усиленные стальным крепежом, способны выдержать сертификационный удар легковушки на скорости до 110 км/ч — этого достаточно для большинства загородных дорог
0 / 0

На InterTraffic приехала и киевская фирма VIT (ее начинка работает в российских камерах Кречет и Автодория), и московская компания Технотраффик (системы сбора платы Rutoll установлены на платных магистралях М4 Дон и Западный скоростной диаметр в Питере), и Simicon, разработчик комплексов Паркон.

Но европейский рынок таких систем давно поделен и практически закрыт для новичков, доступными остаются разве что страны «восточного блока» и Азия - именно там есть спрос, к примеру, на камеры и лазерные детекторы Лира, которые продвигает Simicon.

На азиатский рынок рассчитывает вый­ти и ЗАО Нефтегазоптимизация (НГО) - одна из немногих российских компаний, которые заявляют о способности разработать «под ключ» системы управления трафиком в городах и на магистралях.

При чем тут газ? Просто изначально айтишники НГО занимались расчетами модели для управления потоками в газпромовских трубопроводах, а потом увидели схожие проблемы и в транспорте. Сейчас на счету НГО запущенная сочинская ИТС, плюс система управления дорожным движением в Санкт-Петербурге - на Кольцевой автодороге (КАД) и на Васильевском острове, где около 600 светофоров объединены в общий автономный адаптивный комплекс с собственными камерами-«глазами» и датчиками-«ушами».

Правда, этим европейцев не удивишь и заказов из-за рубежа у НГО тоже пока нет - разве что признаки интереса из Бразилии, Южной Кореи и арабских стран. Зато в декабре «дочка» НГО - группа CSBI - выиграла тендер на создание системы управления общественным транспортом Москвы, включая интерактивные табло на остановках, онлайн-отслеживание маршрутов и мобильные приложения для смартфонов. Первые результаты - 600 «компьютеризированных» остановок - должны появиться уже в конце июня. Посмотрим, будет ли чем похвастать россиянам на следующем Интертрафике.

Кроме камер и компьютеров в арсенал «фото-патруля» Scan-a-Сar может входить и лазерный сканер, с помощью которого система замеряет свободные промежутки между автомобилями и составляет «живую» парковочную карту города. Погрешность геолокации — 30—40 см. Обычные амстердамские водители, смартфоны которых подключены к сервису, смогут точно узнать, где ближайший свободный карман нужного размера
Оборудование «фотопатруля» Scan-a-Car занимает почти весь салон и багажник микролит­ражки Seat Mii. За час такой экипаж распознает и обрабатывает до 1500 номерных знаков. Но предлагается и более компактный вариант — скутер, вооруженный четырьмя камерами. Его производительность — 800 номеров в час
«Железо» ПаркНета производится в Гонконге, а весь софт — российский. У планшета есть 3G-модем, модули GPS и ГЛОНАСС, одна камера, лампа подсветки для съемки в темноте и защитный корпус стандарта IP67 (пыле- и водонепроницаемый). Аккумулятора хватает на 10 часов работы. А примерная цена такого устройства — 300 тысяч рублей
0 / 0

Рекомендованные статьи