Сергей Знаемский о главных премьерах автосалона в Шанхае (+ВИДЕО)

Фото: компании-производители | Сергей Знаемский

Дженерики

Skoda, Audi, Volkswagen учатся у китайцев копировать Теслу

Вряд ли найдется журналист, который, попав на китайский автосалон, не спешит сделать репортаж о пиратском дизайне. Правда, охота на китайские Geländewagen, Evoque или Hummer с каждым годом все скучнее: эти автомобили кочуют с салона на салон и уже не беспокоят даже самих обкраденных дизайнеров. А если подражание считать признанием успеха, то свежеклонированные китайцами Ford S-MAX, Volkswagen Tiguan или Audi Q3 скорее должны вызывать у авторов оригинального облика что-то вроде гордости. Примерно так же, как у нас — Landwind X2 с лицом Лады XRAY.

Хиты, китайцы, экзотика: на какие автомобили всех пересадит КНР. Наш спецпроект

Вот почему куда больше в Шанхае удивили не местные копипастеры, а концерн VW AG, который после дизельгейта пообещал исправиться и «позеленеть», а теперь выкатил под знаменами марок Skoda, Audi и Volkswagen три электрокроссовера, суть которых скопирована у компании Tesla. В фармакологии есть термин «дженерики» — им называют препараты-аналоги, которые отличаются от патентованных лекарств только брендом. Фольксвагеновцы используют очень похожий подход.

Непривычнее всего смотрится Skoda Vision E — пятидверный паркетник с большей, чем у Кодиака, колесной базой, без фальшрадиаторной решетки и с двумя ярусами оптики на передке. Понятно, что внутренний компас у дизайнеров и маркетологов Шкоды давно показывает куда-то в сторону премиум-сегмента, но купе-кроссовер — это все-таки слишком лихо для нынешнего имиджа марки. И проблема не в том, что получился «BMW X6 для бедных», а в том, что подобные кроссоверы у BMW и Мерседеса подражают спортивным двухдверным машинам, а у Шкоды такой модели нет. Зато есть Rapid Spaceback — самый близкий аналог по форме кузова. И Vision E от такого сходства вряд ли выиграет.

У концепт-кара полностью электрическая начинка, скомпонованная в точности как у Теслы: плоская батарея под полом и два электромотора на осях совокупной мощностью 306 л.с. Но предполагается, что вначале на свет появится все-таки серийный купе-кроссовер с традиционными моторами (техникой поделится Kodiaq), а электрический вариант запустят только после 2020 года.

Однако если исходить из корпоративной табели о рангах, то чуть раньше Шкоды должен выйти электрокроссовер марки Volkswagen: его в Шанхае показали под именем I.D. Crozz. По архитектуре и даже по элементам Volkswagen и Skoda — клоны: у них одинаковая платформа MEB, два электромотора одной и той же суммарной мощностью (306 л.с.), а судя по идентичному запасу хода в 500 км, батареи тоже унифицированы (на Фольксвагене ее емкость составляет 83 кВт·ч). Максимальная скорость у обеих машин — 180 км/ч, но представление о возможностях разгона дает только I.D. Crozz — 6,0 c до 100 км/ч.

Разница — в дизайне и в размерах, фольксвагеновский купе-кроссовер немного компактнее Шкоды, но все равно крупнее, чем короткобазный Tiguan. Кроме того, Volkswagen обещает полную автономность и оснащен складным рулем, а Skoda пока говорит только о третьем уровне автономности — это самостоятельное движение в пробках, подруливание в пределах полосы, обгоны на магистрали, а также поиск парковочных мест и самопарковка.

Новая стратегия концерна VW AG провозглашает появление серийных электрических моделей к 2020 году, в виде концепт-каров уже показаны хэтчбек I.D. и минивэн I.D. Buzz, но I.D. Crozz явно будет самым востребованным. И прежде всего — в Китае, как объявили на салоне топ-менеджеры VW. Поэтому производство наладят не только в Германии, но и в КНР, причем немцы собираются локализовать там выпуск батарей и электромоторов.

Еще одно подразделение, которому купе-кроссоверы и электромобили нужны как воздух, — это Audi. Казалось бы, в Ингольштадте создать такой автомобиль было бы проще, чем где-либо: взял A7 Sportback и перенес его на высокое шасси от Q7. Но в реальности кроссовер с покатой крышей появится только в 2019 году — он будет похож на шанхайский концепт e-tron Sportback.

На самом деле Audi готовит два кроссовера: сначала в 2018-м выйдет электрический e-tron quattro с более традиционным кузовом универсал, а еще через год — купе-кроссовер. Причем специалисты на стенде уверяли меня, что индексы Q6 и Q8 на этих машинах не появятся, во всяком случае у версий на электротяге, которые решено именовать «е-тронами».

При длине 4900 мм e-tron Sportback почти на 100 мм короче, чем Q7, и заметно ниже его. В основе лежит не платформа MEB от Шкоды и Фольксвагена, а собственное шасси MLB Evo с передней двухрычажкой и пневмобаллонами, но перевод на электричество и эту платформу превратил в теслоподобную «тележку»: «плита» батареи вмещает 95 кВт·ч, на задние колеса приходится два электромотора, на передние — один, совокупная отдача 435 л.с., разгон до 100 км/ч — за 4,5 с, а запас хода все равно 500 км.

Если фольксвагеновцам можно копировать Теслу, то кто же запретит делать это китайцам? Они подхватили идеи Илона Маска и принялись тиражировать их, как будто это не электромобили, а калькуляторы. Любой свежеиспеченный местный бренд хочет стать новой Теслой. Но и старые тоже. В Шанхае настоящая электролихорадка.

Сегодняшний лидер китайского «электрорынка» — это компания BYD, которая за прошлый год продала почти 50 тысяч электромобилей. Их немало на улицах Шанхая, однако в основном это высокие хэтчбеки e6 и седаны e5 на основе старой Короллы. Электрокроссоверов BYD не делает, но будет: публике показан семиместный паркетник Dynasty, который к тому же стал первым автомобилем, созданным при участии нового шеф-дизайнера Вольфганга Эггера. Да-да, тот самый Эггер, который создавал Альфы моделей 159, 147 и 8C Competizione, а также все Audi с начала нынешнего десятилетия, теперь работает в Китае. Правда, в BYD он пришел лишь в октябре прошлого года, поэтому в Dynasty успел только исправить экстерьер: судя по некоторым деталям, изначально кроссовер был очень похож на Nissan Murano. Ну а в целом Эггер будет занят примерно тем же, чем Стив Маттин на Ладе, — полной переменой фирменного стиля.

BYD Dynasty

Фирма Qoros маститых инженеров и дизайнеров наняла с самого начала. Конструкторы из BMW и бывший стилист Mini Герт Хильдебранд помогли создать седаны и кроссоверы семейств Qoros 3 и Qoros 5, но выйти на экспорт пока не удалось, успехи на внутреннем рынке больше похожи на катастрофу (24 тысячи машин за год), да к тому же пошли слухи о финансовых трудностях. Тем не менее Qoros теперь сотрудничает еще и с фирмой Koenigsegg, которая помогает разрабатывать электроседан Model K-EV. По идее, Tesla уже должна нервничать, ведь суммарная мощность электромоторов «модели К» превышает 1300 л.с., а разгон до 100 км/ч должен занимать всего 2,6 с. Но ездовые испытания намечены только на следующий год, и еще не факт, что фирма Qoros доживет до них в своем нынешнем виде.

В Шанхай не приехали компании Faraday Future, LeEco и Lucid Air, но и без них новых электромобилестроителей было достаточно. Особо выделим компании Iconiq и Singulato, которые попытались копипастить c креативом. То есть вместо электрокроссоверов предложили электровэны.

Iconiq Seven

Iconiq Seven задуман как ­бизнес-шаттл, но с внешностью Дарта Вейдера сойдет за своего и на разгоне митингов. Электрическую платформу помогали разрабатывать компании Magna и W Motors, дизайном занималась Studiotorino Альфредо Столы, а платила за все китайская фирма Tianjin Aiking New Energy. Iconiq планирует стартовать в 2019 году, а в обойме будут еще кроссовер и беспилотник.

Singulato iS6

Бренд Singulato принадлежит компании Zhiche Auto, у которой нет столь именитых партнеров. Но есть японская фирма GLM, поставляющая электротехнику, и бывший дизайнер китайской студии группы PSA Peugeot Citroen, который по-своему переосмыслил Model X, добавив профиль от внедорожника Bentley, двери от лимузина Rolls-Royce и нос от BMW i3. Получился вэноподобный семиместный кроссовер Singulato iS6. Его собираются вывести на рынок в следующем году и продавать по цене седана Tesla Model 3.

Nio ES8

Но самая интересная «китайская Tesla» — это все же кроссовер Nio ES8. Компанию NextEV основали два китайских интернет-миллиардера, которые начали свой путь в автоиндустрию с команды Формулы-Е и постройки электросуперкара EP9 мощностью 1 МВт (1360 л.с.), который уже поставил рекорд Нюрбургринга среди электромобилей. А теперь бренд переименован в Nio, и все силы брошены на гражданский внедорожник. Он должен стать первым китайским автомобилем с алюминиевым несущим кузовом и пневмоподвеской. Почти пять метров в длину, семь мест, по электромотору на каждой оси — и сменные батареи! То есть Nio собирается эксплуатировать идею, над которой долго и безуспешно бились Tesla и проект Better Place. Почему она должна сработать у китайцев, пока не очень ясно, многие детали Nio держит в секрете. Хотя есть и другое объяснение: у этого стартапа пока нет своего завода, так что в первую очередь нужно найти производственного партнера.

Короли в капусте

Шанхай-2017: от седана Mercedes-Maybach S 680 до кроссовера Kia Rio

На любом китайском автосалоне действует нехитрый принцип успеха: неважно, какой автомобиль вы показываете, главное, чтобы он назывался Mercedes, BMW или Porsche. Интерес публики строго подчинен принятой здесь иерархии брендов, поэтому главная новинка автосалона — это, без оговорок, модернизированный Mercedes S-класса.

Другого места для премьеры и быть не могло, ведь именно в КНР Mercedes продает 30% всех своих флагманских седанов. У машин серии W222 теперь три светодиодные полоски в головной оптике, трехспицевый руль с сенсорными панелями, доработанный автопилот и гидропружинная подвеска Magic Body Control с функцией «обратного крена». Но самое долгожданное новшество — возвращение рядных шестицилиндровых моторов. Первым стал трехлитровый дизель OM 656, c которым мы уже подробно знакомились: его турбокомпрессору на малых оборотах помогает электронагнетатель, а маховик объединен со стартер-генератором.

Пока такие «шестерки» ставят только на версии S 350 d (286 л.с.) и S 400 d (340 л.с.), но вскоре должен появиться и рядный бензиновый мотор того же семейства. У бывших «пятисотых» S-классов битурбовосьмерки 4.7 (455 л.с.) заменены на двигатели 4.0 V8 (469 л.с.), поэтому на шильдиках теперь будет написано S 560. Почти такой же, но форсированный до 612 л.с. мотор ставится на Mercedes-AMG S 63 — вместе с девятиступенчатым «автоматом» и полным приводом 4Matic+, у которого механический межосевой дифференциал заменен электронноуправляемой муфтой подключения передних колес.

Но в Китае даже таким S-классом мало кого удивишь, поэтому специально для КНР в Штутгарте подготовили сверхседан Mercedes-Maybach S 680. «Шестисотый» восьмидесятого уровня! Хотя на деле отличия сводятся к мотору V12 от версии ­Mercedes-AMG 65 (630 л.с.).

Лучше Мерседеса в Шанхае могут быть только... два Мерседеса. Поэтому вместе с S-классом был показан и шоу-кар Concept A Sedan, который обещает новому А-классу радикальные перемены в дизайне и расширение семейства за счет традиционного гольф-седана. Причем он должен не заменить, а дополнить модель CLA, потому что будет немного короче и выше, чем «четырехдверное купе». Обычно у мерседесовцев серийный автомобиль появляется через год-полтора после концепт-кара.

У Porsche в этот раз были только локальные премьеры, а BMW показывала удлиненную «пятерку» и полугоночное купе M4 CS (460 л.с.). Поэтому вице-королями среди серийных машин оказались обновленный Lexus NX и совершенно новый Citroen С5 Aircross.

Lexus — это плод небольшого рестайлинга с добавлением металлизированных кнопок в интерьере, увеличенного ЖК-монитора, адаптивных амортизаторов и доработанной подвески. Новый индекс NX 300 сменил прежний NX 200t.

Lexus NX 300

А вот Citroen удивил.

C5 Aircross станет старшим в будущей команде ситроеновских кроссоверов (C4 Aircross пока остается в строю, а осенью появится еще C3 Aircross). Но на семейном построении всех паркетников группы PSA он должен занять место между Peugeot 3008 и семиместного 5008.

Главные достоинства — оригинальный салон и новая «гидроподвеска». Именно так, в кавычках. Потому что вместо гидропневматики Hydractiv сперва на кроссовере DS 7 Crossback дебютировали адаптивные амортизаторы, которые подстраиваются под дорожное покрытие, ориентируясь на картинку с камеры, распознающей неровности на дороге. А теперь С5 Aircross оснастили обычными амортизаторами, но — с дополнительными гидравлическими буферами отбоя и сжатия, которые позволяют мягкой подвеске не бояться пробоев на ямах.

Citroen С5 Aircross

Прочая техника хорошо известна — это турбомоторы 1.6 (165 л.с.) или 1.8 (200 л.с.) плюс шестиступенчатый «автомат» Aisin. Полного привода нет — только гибридная версия с 300-сильной силовой установкой с электроприводом задней оси.

Выпускать C5 Aircross начнут уже в этом году на заводе в китайском Чэнду, в октябре он будет в продаже на местном рынке, а прибытия в Европу нужно ждать лишь во второй половине следующего года, когда производство запустят на предприятии во французском Ренне. Сборка в России под вопросом, но у нас кроссовер появится либо одновременно с Европой, либо чуть позже.

А еще нам стоит обратить внимание на псевдокроссовер Kia K2 Cross и на концепт-кар Toyota Fun. На первый — потому что в Китае компания Kia уже полгода продает новый Rio (под именем К2), а теперь показала, как Rio-хэтч (1.6, 123 л.с.) можно превратить в паркетник с помощью пластика и увеличенного клиренса (175 мм). Разве в России корейцам помешает такая альтернатива Крете?

Kia K2 Cross

Ну а Toyota Fun — это намек на облик будущей Camry для азиатского рынка. Вслед за своей североамериканской сестрой она станет изящнее и эмоциональнее, но подробности мы узнаем только года через полтора, когда в Питере начнут собирать нашу Camrу, которая традиционно очень близка именно к своей азиатской версии.

Рекомендованные статьи