В Ижевске начали тестовое производство Ларгуса: наш репортаж
АВТОВАЗ готовится к возобновлению выпуска еще одного семейства — универсалов и фургонов Лада Ларгус. Делать их будут уже не в Тольятти, а в Ижевске. Я побывал на заводе «Лада Ижевск» и своими глазами увидел тестовое производство Ларгусов.
Почему из всех моделей на платформе B0, которые АВТОВАЗ выпускал до февраля 2022 года, спасительный билет достался только Ларгусу? Во-первых, в отличие от других соплатформенных моделей (XRAY, Logan, Sandero, Almera), на Ларгус, то есть перелицованный Logan MCV образца 2006 года, у АВТОВАЗа есть все необходимые права. Скажем, рестайлинг 2021 года был проведен российской стороной самостоятельно. А во-вторых, из всего семейства B0 только Ларгус оказался уникальным продуктом для нашего рынка: других автомобилей подобного формата в России просто нет. Поэтому АВТОВАЗ все же начал работы по возобновлению производства.
Но если для перезапуска Гранты, Нивы и даже Весты у завода не хватало преимущественно электронных компонентов и систем безопасности, то с Ларгусом все оказалось сложнее. Конвейер остался без широкой номенклатуры штампованных деталей! Крылья, двери, крыша и другие крупные панели — все это было локализовано в России. А вот всякая «мелочь» (кронштейны, уголки, несущие элементы) приходила в Тольятти из Румынии и Польши! До 2022 года экономического смысла в локализации этих компонентов не было, но, когда поставки прекратились, АВТОВАЗу пришлось срочно искать поставщиков, которые смогут организовать производство с обеспечением необходимого качества, внутри страны.
Этот процесс занял больше года. В качестве примера вазовцы приводят детали замка распашных задних створок: казалось бы, простейшие элементы, но долгое время никто из потенциальных поставщиков не соглашался осваивать их производство: невыгодно! В итоге в рамках импортозамещения Ларгуса было локализовано 235 деталей — их выпуском занялось около десятка поставщиков внутри страны.
Решение о переносе производства Ларгусов из Тольятти в Ижевск было принято минувшим летом, и оно во многом продиктовано социальными обязательствами. Завод «Лада Ижевск», вошедший в структуру АВТОВАЗа еще в 2011 году, нужно было чем-то загрузить. Хотя прессовое и пластиковое производство здесь и не останавливалось. Например, в Ижевске вовсю штампуют кузовщину не только для Весты (129 позиций) и Гранты (48 позиций), но и для уже снятых с производства моделей (Самары, Приоры, Калины, Датсуны, «десятое» семейство). Капоты, крылья и другие панели отправляются на вторичный рынок. А теперь к этому ассортименту добавится штамповка для Ларгуса.
С конца лета, когда было принято решение о переносе производства из Тольятти, на заводе «Лада Ижевск» успели освоить штамповку восьми деталей. До конца 2024 года ассортимент будет расширен до 64 позиций. Также с головного завода сюда перевезли 1100 единиц сварочного оборудования, хотя роботов на линии только шесть плюс по одному для зафланцовки и нанесения VIN-кода. Большинство сварочных операций производят «клещами» вручную. Всего на кузов Ларгуса приходится примерно 5200 сварочных точек. А мощность сварочного цеха — 25 кузовов в час.
Цех окраски остался еще от Весты, он рассчитан на 32 кузова в час, потребовалось лишь перенастроить 13 имеющихся роботов. Но дефицит краски в полной мере коснулся и Ларгуса: пока машины будут красить только в два цвета (белый и серебристый), хотя по плану предусмотрено восемь. Здесь же, в Ижевске, постепенно освоят и пластиковые детали для Ларгуса: например, до конца декабря рассчитывают начать выпуск бамперов. А на сборочный конвейер длиной 640 м из Тольятти перевезли только необходимую специфическую оснастку, остальное универсальное оборудование здесь уже было. В целом уровень автоматизации производства Ларгуса составляет всего 9%, но такой же был и в Тольятти.
Пока производство работает в тестовом режиме, и некоторые компоненты для машин берутся из сформированных запасов. В ближайшее время АВТОВАЗ проведет повторную сертификацию Ларгуса (она необходима после смены производственной площадки), а начало выпуска товарных машин запланировано на май 2024 года. Набор персонала уже идет. Если после остановки производства автомобилей в 2022 году штат ижевского завода усох до тысячи человек, то сейчас его уже расширили до 1500 сотрудников, а к началу массового производства штат должен включать 3500 человек. С поиском такого количества точно возникнут сложности, и на заводе уже готовы привлекать людей из других регионов.
А что сам Ларгус? На первый взгляд собранные в Ижевске машины практически ничем не отличаются от досанкционных тольяттинских. Понятно, что, как и у других моделей АВТОВАЗа, заменены электронные компоненты (АБС, блоки управления и иные элементы поставляет Итэлма) плюс использована другая обивка сидений. Но основные агрегаты останутся прежними: это вазовские моторы 1.6 (восемь или шестнадцать клапанов) и пятиступенчатые механические коробки передач. Так что на АВТОВАЗе гордо заявляют, что Ларгус достиг «технологического суверенитета». Хотя точную степень локализации не сообщают.
Сначала на конвейер вернутся пятиместный универсал и фургон, причем в простых комплектациях. Возвращение многих опций — в перспективе, равно как семиместных версий и Ларгуса Кросс. Увы, прогнозировать розничные цены за полгода до начала продаж на АВТОВАЗе не берутся. Ларгусы из последних тольяттинских партий стоили у дилеров не менее двух миллионов рублей, причем это были совершенно «голые» машины. Понятно, что вазовцы надеются выставить более низкую цену, но я предлагаю рассчитывать именно на такой уровень.
А еще в Ижевске готовят производство е-Ларгуса! Этот проект был инициирован полтора года назад, уже после ухода Renault, и сейчас АВТОВАЗ показал финальную версию. На конвейере уже выпущено шесть машин, вся опытная партия будет состоять из 30 экземпляров.
Визуально е-Ларгус отличается от бензиновых автомобилей только шильдиками да наклейками на скатах крыши. Стильные легкосплавные колеса — опция, у базовых машин будут обычные стальные «штамповки». В салоне — шайба управления трансмиссией вместо рычага коробки передач и другая комбинация приборов с большим цветным экраном.
Тяговый электромотор установлен на передней оси вместо коробки передач, его номинальная мощность — 50 кВт (68 л.с.), но пиковая — 120 кВт (163 л.с.): она достигается только в течение 20 секунд. Электрический Ларгус должен стать самым динамичным в семействе: обещано менее десяти секунд разгона до «сотни». Однако максимальная скорость — 145 км/ч.
Основной блок тягового аккумулятора установлен на месте бензобака под вторым рядом сидений, его емкость — 45,7 кВт·ч. Дополнительный блок размещен под капотом, и с ним суммарная емкость достигает 61 кВт·ч. Но если пассажирские электро-Ларгусы в любом случае будут иметь оба блока, то у фургона в базе предусмотрен только основной аккумулятор, а за второй (подкапотный) придется доплачивать. Запас хода по устаревшему циклу NEDC — 300 и 390 км соответственно. То есть в реальности будет примерно 150 и 200 км.
Базовая версия сделана для тех покупателей, которым грузоподъемность важнее дальности хода. Ведь е-Ларгус с двумя батарейными блоками на 220 кг тяжелее бензинового аналога. Для компенсации этой нагрузки на универсалы с электроприводом будут ставить усиленные задние пружины от фургона, но самим фургонам подвеску переделывать не стали, так что полная масса не изменилась. На объем грузового отсека или багажника конвертация в электромобиль никак не повлияла.
Выпускать е-Ларгусы будут на одном конвейере с бензиновыми машинами, ведь принципиальных изменений кузова и шасси нет. Только для монтажа тяжелой основной батареи оборудован отдельный участок со своей оснасткой. Но что со степенью локализации? Заявлено, что она превышает 50%, и на фоне других собираемых в России электромобилей (Эволюты, Москвичи) это немало. Однако явно далеко от «технологического суверенитета» бензинового Ларгуса. Как вы понимаете, почти все электромобильные компоненты имеют китайское происхождение. Поставщиков АВТОВАЗ не называет (чтобы не подвести их под санкции), но на корпусах основных блоков можно без труда найти надписи и наклейки с иероглифами.
Тяговые батареи будет поставлять компания САЭ («Системы автономной энергии»), «дочка» Итэлмы: она сама выпускает корпус и систему термостатирования, но самые дорогие элементы, литий-ионные аккумуляторные ячейки, все равно приходят из КНР. Локализовать их производство Итэлма планирует в течение двух лет.
Выпуск товарных е-Ларгусов должен начаться через два месяца после старта бензиновых версий, то есть ориентировочно в июле 2024 года. Цена? Не указана даже приблизительно, но меньше трех миллионов рублей точно можно не ждать. Вазовцы очень рассчитывают на государственную поддержку для локализованных электромобилей, ведь без нее продать е-Ларгус будет, мягко говоря, непросто.
Впрочем, излишних иллюзий относительно электроверсий на заводе не питают. Общий производственный план завода «Лада Ижевск» на 2024 год — 30 тысяч Ларгусов. Из них на электромобили придется не более 10%. Скорее даже сильно менее.