Ford уходит, Mercedes приходит: что творится с автопромом России?

Фото: Игорь Владимирский | компания Daimler AG

Неуверенный рост авторынка почти остановился, Ford сворачивает продажи легковых автомобилей и закрывает заводы. А Mercedes торжественно запустил подмосковное предприятие по производству дорогих машин. По большому счету, это все, что вам нужно знать о нынешнем состоянии экономики России. Но любопытно, что к таким противоположным решениям два мировых автоконцерна пришли одним путем, имя которому — СПИК.

Еще два года назад здесь было шаром покати: под завод Мерседеса правительство Московской области выделило территорию бывшего военного городка в Солнечногорском районе Московской области, что примерно в 30 километрах на северо-запад от столицы. Первый камень в июне 2017-го символически закладывали посреди огромной асфальтовой площадки, доставшейся от военных. Теперь этот район гордо называется Индустриальный парк Есипово. А предприятие площадью 85 гектаров находится посреди леса в паре километров от Ленинградского шоссе.

Общая площадь строений всего 95 тысяч квадратных метров. Склады, цеха сварки кузовов и сборки разместились под одной крышей, отдельно расположен лишь компактный окрасочный цех. Плюс, разумеется, есть электрическая подстанция, котельная и площадка для готовой продукции.

Проектная мощность завода официально не разглашается, однако на первых порах здесь смогут выпускать до 25 тысяч автомобилей в год при работе в одну смену. Показатель более чем реальный: в прошлом году российский рынок поглотил 35 тысяч новых легковых Мерседесов. Но видно, что заметно больше машин этот заводик выдать не сможет.

Я иду вдоль линии сварки кузовов — и практически не вижу роботов: они поставлены лишь в нескольких точках, где особенно важна точность при формировании геометрии кузова. А львиную долю сварочных операций совершают рабочие с помощью обычных клещей. Качество сварки страдать от этого не должно: хорошо обученный мастер сделает все не хуже бездушного автомата, — однако скорость такого конвейера сильно ограничена.

Практически ручная сборка! Большинство сварочных операций выполняют рабочие с помощью клещей

Сборочных линий будет две, но пока работает только одна, и здесь есть лишь несколько манипуляторов — например, для монтажа передней панели. А подвесной конвейер появляется только перед «свадебным» постом, где под кузов подкатывается шасси с силовым агрегатом: до этого будущие машины передвигаются от поста к посту на автоматизированных тележках.

Численность персонала составит всего 1000 человек, хотя пока набрана лишь половина. В основном это жители окрестных районов, прошедшие ­обучение в подмосковных техникумах. Главной подготовительной площадкой для российских рабочих стал завод Daimler в индийском городе Пуна, хотя часть сотрудников прошли стажировку на предприятиях концерна в Германии, Венгрии и даже Бразилии.

На этом участке устраняют мелкие огрехи сварки перед отправлением кузова на покраску

Комплектующие поступают из Европы, позже подключится Америка: все логистические цепочки приходят в Германию, а оттуда контейнеры отправляются на центральный склад в ­Санкт-Петербурге. Своей железнодорожной ветки у завода нет, хотя вечно загруженное Ленинградское шоссе выглядит не лучшим каналом для снабжения.

Степень локализации? Это тайна за семью печатями. Но мои наблюдения показали, что российские компоненты в Мерседесах сейчас если и есть, то их совсем немного: сопроводительные ярлыки, которые мне встретились на складе комплектующих, в основном на немецком, и лишь пару раз на глаза попались испанские документы.

Это не скажем, то не комментируем… К чему такая завеса секретности? Но мерседесовцы отвечают, что, мол, все параметры завода строго соответствуют условиям СПИКа, специального инвестиционного контракта. Вот только сам документ огласке не подлежит. И тут начинается самое интересное.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи