1978 Chrysler Newport: последний из могикан

С середины по конец 70х американские автомобильные компании переживали не лучшие времена, и Крайслер не был исключением. На автопроизводителей США навалились сложности в виде нарастающей конкуренции с импортными моделями, энергетический кризис и рецессия, обусловившие резкое изменение покупательского спроса, ужесточение государственного регулирования и рост издержек производства. Привыкшие к консервативным методам управления автогиганты с трудом адаптировались к новым условиям, и от их способности быстро меняться зависело будущее концернов.

В 1973 году в модельной линейке Крайслера оказались только полноразмерные седаны, хардтопы и купе Imperial/New Yorker/Newport (различие - только в комплектациях) и универсал Town & Country (прим. - речь идёт именно о бренде "Крайслер").

Эти машины, сделанные на платформе C-Body, выпускались с 1969 года - первый серьёзный рестайлинг с момента запуска C-Body в 1965 году. Интересной особенностью данных автомобилей был несущий кузов - Крайслер постепенно внедрял его в своей линейке с 1960-го года. Кроме того, подход Крайслера впервые в мире позволил обеспечивать структурную прочность кузова не за счёт толщины металла внешних панелей. Тем не менее, часть рамы - а именно, подрамник - присутствовал в передней части машин, являя собою опору для двигателя и торсионной подвески “Torsion-Aire Ride”. По заверениям производителя, такая комбинация обеспечивала лучшие по сравнению с конкурентами комфорт и управляемость.

1974 год ознаменовал собою серьёзное обновление C-body, затронувшее как конструкцию автомобиля, так и его дизайн. Помимо угловатого модного облика, Крайслеры получили новые системы электронного зажигания и контроля выбросов.

Кроме того, Imperial оснащался дисковыми тормозами на всех колёсах, что было крайне необычно для того времени: второй американской машиной с такой опцией являлся Chevrolet Corvette.

Линейка двигателей и трансмиссий не поменялась: на выбор предлагались V-образные "восьмёрки" объёмом 5.9, 6.6 и 7.2 литра (последний - в базе для Империала) - все агрегатировались только с 3-ступенчатой автоматической трансмиссией "Torqueflite"; а пакеты оснащения были немного пересмотрены и дополнены.

К сожалению, Крайслер опоздал: нефтяное эмбарго 1973 года привело к переориентированию покупательского спроса с больших, просторных, но прожорливых машин, на небольшие экономичные компакт-кары (в том числе азиатского производства). В итоге продажи модернизированных моделей C-Body еле достигли половины показателей предыдущего года. В 1975 году появилось среднеразмерное купе класса "люкс" - Крайслер Кордоба, и его продажи в том году оказались выше, чем у остальной линейки Крайслера в совокупности.

Не желая менять модельную линейку, автопроизводитель был вынужден "жонглировать" названиями моделей в 1976 году, когда самый роскошный Крайслер - Империал - ушёл со сцены. То, что раньше называлось Imperial, переименовали в New Yorker Brougham, а New Yorker Brougham - в Newport Custom. Продажам это никак не помогло. Помимо того, по некоторым свидетельствам владельцев тех машин, качество сборки Крайслеров было удручающе низким.

Производство седанов прекратили в 1977 году, а хардтопы, сошедшие с конвейера в 1978-м, стали последними американскими седанами без центральной стойки.

В 1979-м году Крайслер, наконец, представил новый Ньюпорт на уменьшенной платформе R-body, что временно исправило ситуацию с продажами - но это совсем другая история.

В наших руках - Chrysler Newport 4-door hardtop 1978-го года, купленный летом 2019 года. Парой месяцев до его покупки мы задались вопросом: а можно ли в наше время найти недорогой американский автомобиль 70-х годов, на котором можно ездить каждый день? Более ранние десятилетия не рассматривались по причине проблем с доступностью запчастей, эргономикой, вентиляцией салона и другими обстоятельствами, которые бы делали передвижение на машине неудобным. Более поздние десятилетия не интересовали из-за удешевления моделей во всей индустрии. Изначально нацелившись на Ford LTD/ Mercury Grand Marquis, мы пришли к двум неутешительным выводам: 1) в диапазоне до CAD 10000 цена машины вообще никак не коррелирует с её зачастую печальным состоянием, 2) даже если сделать поправку на общую усталость кузова и агрегатов, эти Форды и Меркурии олицетворяют собою т.н. "сухопутные яхты" с соответствующей валкостью и рулевым управлением. Но мы зацепили и один Ньюпорт - и несмотря на насквозь гнилой кузов и подвеску, требующую вмешательства, поняли, что машина нам видится намного приятнее на ходу. Тот Ньюпорт управлялся куда предсказуемее Фордов, но был пошумнее и менее гладко проглатывал неровности. Впрочем, как показала практика, это и есть расплата за несущий кузов.

"Наш" Ньюпорт нашёлся ни много ни мало за тысячу километров от Калгари - в Ванкувере.

Мы пару недель переписывались с продавцом, прося его выслать побольше фото, параллельно общались с владельцем зелёного Нью-Йоркера, который находился в Онтарио. Нью-Йоркер смотрелся привлекательнее за счёт зелёного велюрового салона и 7.2-литрового опционального двигателя, но стоил дороже, плюс по фото было непонятно состояние машины, ну и затраты на поездку и перегон вышли бы намного больше.

Мы попросили знакомого в Ванкувере изучить красный автомобиль лично - и он был в полном восторге, поэтому мы решили ехать на смотрины Ньюпорта.

Одометре Ньюпорта на момент покупки показывал 21 тысячу километров, но, поскольку одометр у него 5-значный, это может быть и 121, и 221 тысяча. Впрочем, по состоянию интерьера и ковриков, - максимум 121 тысяча.

Поверхностная ржавчина обнаружилась только под парой сколов краски да по низу машины.

Работали все кнопки, кроме регулировки водительского сиденья по горизонтали, что впоследствии удалось довольно быстро починить. Комплектация ванкуверского Ньюпорта богатая для модели: климат-контроль, круиз-контроль, радио и проигрыватель 8-трековых кассет, раздельные электрорегулировки половинок переднего дивана, электропривод стеклоподъёмников, регулирующееся по высоте и вылету рулевое колесо, обогреватель заднего стекла, тканевая обивка салона, центральный замок, декоративные щитки над задними арками, виниловая крыша и другие приятные мелочи. Беглый осмотр и пробная поездка подтвердили, что машина действительно в хорошем (а для её возраста - в отличном) состоянии и готова к длинной дороге. Ударили по рукам, отдали CAD 7500 продавцу и поехали обратно в Калгари своим ходом.

Путешествие обошлось без приключений, но по возвращении домой пришлось в срочном порядке искать новые шины, потому что старые нештатные буквально пошли волнами (понятно, что на машине раньше толком не ездили и игнорировали срок службы покрышек). Замена шин на современные сразу поправила дело с шумоизоляцией, так как автомобиль стал катиться по дороге мягче (видимо, старые покрышки были совсем дубовые).

Летом и ранней осенью мы выезжали на Крайслере практически каждые выходные. По городским пробкам не толкались, а по трассе расход топлива 16-17 литров Premium (грубо говоря, аналог АИ-98) на 100 км. Да-да, в Ньюпорт нужно лить именно Premium согласно инструкции по эксплуатации. Предыдущие хозяева самостоятельно удалили примитивное и сызнова склонное к глюкам электронное управление зажиганием и карбюратором "Lean-burn", но качество этой деинсталляции ещё только предстоит изучить подробнее. Впрочем, без неё Крайслер всё равно обладает довольно скудной по нынешним меркам динамикой - согласно разным источникам, около 14-15 секунд до 100 км/ч. Чтобы это исправить, потребуется намного более серьёзное вмешательство.

Для того, чтобы ещё хоть немного улучшить управляемость, пришлось слегка подтянуть рулевой редуктор. Небольшой люфт всё ещё присутствует, но руль налился какой-никакой тяжестью, что облегчает перестроения в плотном потоке.

К тормозам - никаких претензий. Был у меня Меркурий Маркиз 97-го года, так вот на нём тормоза работали намного хуже - к тому же, при длительном торможении нередко перегревались.

АКПП переключает передачи плавно и мягко. Единственный недостаток - на скоростях выше 90 км/ч при движении в горку самостоятельно не переключается вниз. Проконсультировавшись с владельцами других C-body, мы узнали, что это было сделано программно для улучшения экономичности (видимо, производитель рассчитывал только на движение по плоской поверхности).

Хардтоп, конечно, довольно занятное зрелище, особенно когда ты сидишь на заднем диване, а все стёкла опущены. Были опасения насчёт жёсткости кузова (небезосновательные, ибо при закрывании дверей низ средней стойки заметно дрожит), но современники машины утверждают, что седан ощущался намного менее целостным на ходу и раздражал вибрациями кузова. По их мнению, Крайслер усилил кузов хардтопа так, что он оказался прочнее седана. Что ж, подтвердить или опровергнуть эти комментарии не могу, так как не нашла данных по Ньюпортам.

Сейчас у Крайслера только одна проблема - небольшое подтекание масла из сочленения АКПП и двигателя. Работа по ремонту будет обширная, и, поскольку всё делается своими силами, надо заниматься ею уже зимой...

 

P.S. Использованные источники:

1. "American cars, 1973-1980: Every model, year by year" by J. "Kelly" Flory, Jr.

2. "Car show classic: 1974 Chrysler Newport - Sorry, Please play again" by J P Cavanaugh

3. "1974-1975 Imperials: the final cars"

4. "Chrysler moved to Unibody (unit-body construction): 1960"

5. "Chrysler Torsion Bar Car Suspensions, 1957-1992: Torsion-Aire, Torsion-Quiet"

Рассказать друзьям
Авторевю №22
Авторевю №22
<