Volvo в России: без подписки, но с гибридом
Компания Volvo Cars отчиталась о результатах работы в прошлом году: объем продаж автомобилей по всему миру вырос на 7% до рекордных 572 тысяч, доход увеличился на 17% до 26 млрд долларов, а операционная прибыль — на 28% до 1,74 млрд долларов. Компания уверенно смотрит в будущее и развивает производство на разных континентах: например, с прошлого лета седаны Volvo S90 для всех рынков производятся исключительно в Китае, а в середине этого года на новом заводе в США начнется выпуск модели S60 следующего поколения (дебют ожидается на автосалоне в Женеве). К 2020 году компания обещает выйти на уровень 800 тысяч машин в год.
В России у Volvo тоже все неплохо: по данным ГИБДД, в 2017-м на учет встало 6440 машин — на 6,4% больше, чем годом ранее. Как рассказали Авторевю в российском представительстве Volvo, после нескольких кризисных лет компания вновь начала приносить прибыль на нашем рынке. Однако задел для дальнейшего восстановления колоссальный.
Продажи автомобилей премиум-брендов в России в 2002—2017 гг. (по данным АЕБ)
Посмотрите на график продаж: на заре бурного роста российского рынка сбыт автомобилей Volvo держался на одном уровне с немецкой «большой тройкой», а в 2006—2008 годах шведы даже лидировали в премиум-сегменте. Но последующие кризис, смена собственника (владельцем компании стал китайский холдинг Geely) и пересмотр модельного ряда (ушел компактный седан S40) привели к серьезному отставанию от соперников.
Целенаправленно догонять немецкие марки в России Volvo не планирует. Более того, даже о возвращении на отметку 20 тысяч проданных автомобилей в год речи пока не идет. Но покорить 10-тысячный барьер в компании рассчитывают в ближайшие несколько лет, а прогноз на этот год — рост не менее чем на 10%. Помогут в этом, конечно же, кроссоверы. Новый Volvo XC60 уже вышел на российский рынок: первая партия из 150 машин в дорогой комплектации First Edition распродана, вот-вот к дилерам начнут поступать автомобили в «обычных» исполнениях по цене от 2,93 млн рублей.
Volvo XC60
Следом у нас ожидается компактный паркетник Volvo XC40. Прайс-лист будет оглашен в марте, тогда же начнется прием заказов, а первые машины прибудут в мае. Но вот систему оформления подписки на автомобили шведы не торопятся запускать в России. Пока что абонентский сервис Care by Volvo работает в тестовом режиме на территории Швеции, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Норвегии, Польши и США. У нас же главная проблема — в низкой остаточной стоимости автомобиля после того, как он отработает положенный срок по подписке. Дело в том, что юридически такая машина будет принадлежать компании (дилеру или филиалу Volvo), которой и придется заниматься последующей продажей бэушного транспорта. Поскольку в России цены на подержанные автомобили падают очень быстро (а на прокатные тем более), покрывать эту разницу придется повышенными тарифами на подписку. Что автоматически убивает саму идею абонентского сервиса.
Volvo XC40
Не будет пока у Volvo и российской сборки: принятие решения отложено до второй половины этого года, когда должны быть оглашены новые правила промышленной сборки. Наконец, не видать нам автомобилей дочерней марки Polestar: представленное в прошлом году гибридное купе Polestar 1 в России продавать не будут. Во всяком случае, на первых порах. Хотя другой гибрид у нас все же появится. Прежний опыт с бензоэлектрическими машинами у российского офиса Volvo закончился бесславно: удалось продать только шесть универсалов V60 Plug-in Hybrid. Новая попытка будет предпринята совсем в другом ценовом сегменте: в конце лета начнутся продажи роскошных кроссоверов Volvo XC90 T8 Excellence.
Двухлитровая турбочетверка и электромотор в пике выдают 408 л.с., а в салоне — дорогая отделка и раздельные задние сиденья с индивидуальными регулировками, раскладными столиками и баром. Более того, за доплату Excellence может иметь трехместный салон: в этом случае вместо кресла переднего пассажира установлены тумба для ног и стойка с большим монитором. Такого не предлагают даже «немцы». В Германии Volvo XC90 T8 Excellence стоит минимум 124 тысячи евро, так что у нас рассчитывать нужно примерно на девять миллионов рублей.