Почему Гран При Азербайджана получился таким фантастически безумным?
Жизнерадостный Энтони Пикок из пресс-службы Pirelli Autosport объясняет мне, насколько Формуле-1 нравится гонка в Баку. Гонщикам, механикам, представителям FIA – всем. Еще бы! Мы стоим в паддоке Гран При Азербайджана, на дорожке между боксами и временными домиками, заменяющими командам собственные моторхоумы. Если посмотреть налево, в перспективе дорожки виден отель Hilton, если направо – столь же представительный Marriott Absheron. В одном остановился Mercedes, в другом – Ferrari. Все остальные команды тоже выбрали себе комфортные места обитания рядом с трассой. На любой европейский автодром надо ехать от гостиницы, теряя драгоценное в гоночный уик-энд время, преодолевая неизбежные пробки. Здесь от отеля до паддока можно дойти пешком.
Боксы, здания для команд, ограждение трассы, трибуны... Все это после гонки будет демонтировано, и Баку вернется к обычной жизни
У жителей азербайджанской столицы совсем другой взгляд на гонку в центре города. Они говорят о перекрытых улицах, пробках, работах по сооружению временной трассы, которые начинаются задолго до Гран При. Естественно, болельщики Формулы-1 к возмущенным людям не относятся – но их тут не так много.
Итак, я в Баку! Не только для того, чтобы узнать у представителей Pirelli ответы на вопросы, касающиеся более широких шин нынешнего сезона. Но и для того, чтобы посмотреть, как приживается экзотическое дерево Формулы-1 на пропитанной нефтью бакинской почве. Прошлогодний Гран При вызвал ажиотаж. На первую гонку пришли посмотреть даже те, кто вообще не имел представления о том, кто такие Феттель или Хэмилтон. Любопытство удовлетворено, а интерес не появился – билетов они больше не купят. В Азербайджане уделяют традиционно большое внимание индивидуальным видам спорта, а технические или командные такой популярности не имеют. Разумеется, прослойка любителей Формулы-1 обязательно расширится, если проводить Гран При несколько лет подряд – но до этого еще далеко.
Старт гонки прошел без инцидентов, не намекая на феерию, которая вскоре случится
В этом главное отличие бакинской гонки от нашей, сочинской. За десятилетия телевизионных трансляций Формула-1 обзавелась в России преданными поклонниками. Конечно их меньше, чем, скажем, футбольных фанатов. Но этап на российской земле всегда был заветной мечтой довольно большой группы людей, готовых ехать на гонку и платить за билеты. Гран При России проводится прежде всего для них. Гран При Азербайджана – событие в большей степени «экспортное». Рассчитанное на то, чтобы дать возможность миру узнать об Азербайджане – раз. А также на то, чтобы привлечь в Баку иностранных туристов – два. И знаете, после такой гонки обе цели имеют шанс блестяще реализоваться! Обстоятельства располагают: экзотика востока в сочетании с европейским комфортом, удобная для зрителей городская трасса. На которой, как выяснилось, возможны совершенно фантастические события.
По числу достопримечательностей Баку на порядок превосходит местность вокруг других «экзотических» автодромов в Бахрейне и Абу-Даби. А российские туристы еще и ищут в Старом городе Баку точки, связанные со съемками легендарной «Бриллиантовой руки». Действительно, вполне узнаваемы места странствий Семен Семеныча Горбункова, где вспоминаются бессмертные фразы «Цигель-цигель ай-люлю!» и «Щьорт побьери!».
Двойные ворота Старого города - один из памятников истории. Раньше в Баку было два кольца укреплений, потом внешнюю стену разобрали, но ворота из нее решили сохранить, встроив во внутреннюю
Но в любом случае, на Формулу-1 едут прежде всего ради самой Формулы-1. Интересно, сколько же дополнительных билетов будет продано в будущем сезоне? Ведь нынешняя сумасшедшая гонка наверняка породит массовое желание увидеть своими глазами ту самую трассу, где Феттель, словно юный картингист, боднул машину соперника. Где снова не поделили трассу горячие финские парни Кими и Валттери. Где Хэмилтон потерял лидерство из-за плохо закрепленного подголовника. Где впервые попал на подиум юный дебютант Стролл. И где во время остановки пелотона на пит-лейне механики выкатили из боксов Ferrari решившего вернуться в гонку Райкконена, забыв… поставить ему руль!
Трасса в Баку предъявляет серьезные требования к технике и выявляет ее слабые места. В частности, Ромен Грожан был вне себя из-за проблем с тормозами, которые чуть не привели к аварии
Случайно ли, что всё это феерическое сумасшествие случилось именно в Баку? Отчасти да. Но обратите внимание – три серьезных инцидента между товарищами по команде произошли именно в тех коллективах, где вопрос взаимоотношений уже давно стоял на повестке дня.
В Force India Перес уже не пропускал Окона по просьбе из боксов – и вот в Баку Эстебан решил взять дело в свои руки, что кончилось контактом. Столкнулись два Заубера? Не мудрено, команда приехала в Азербайджан без своей уволенной руководительницы Мониши Кальтенборн. По слухам, причиной увольнения было желание акционеров оказывать Эриксону приоритетную поддержку за счет Верляйна, не поддержанное Монишей. Слухи, конечно же, опровергались самим Эриксоном, но отношения между пилотами здесь явно далеки от идеальных. Как и в Toro Rosso, где вскоре после старта Квят, возвращаясь на трассу, стал невольным виновником разворота Сайнса. А также подтвердил свое фатальное невезение, преследующее его в нынешнем сезоне. В гонке, где, можно сказать, «даром раздавались очки», финишировать он не смог.
Вскоре после старта Квят мог испортить гонку Сайнсу, но в итоге испанец заработал очки, а Даню подвела машина
В общем, все просто совпало – внутреннее напряжение, накапливавшееся в Формуле-1 долгие месяцы, разом вырвалось наружу. Однако были и объективные предпосылки, придавшие бакинской гонке экстремально острый характер. Разумеется, свою роль сыграла недостаточная ширина трассы в некоторых местах в сочетании с возросшими габаритными размерами машин. Но основная причина мне видится в другом. Асфальт и шины!
Тротуары в Баку во многих местах липкие от сока раздавленных тутовых ягод. Над трассой деревья шелковицы нигде не нависают, поэтому колеса машин Формулы-1 к покрытию не прилипают. Наоборот, уложенный поверх брусчатки свежий временный асфальт очень скользкий. И уложен он как раз в самых узких местах трассы – возле стен Старого города. Это уже само по себе провоцирует гонщиков на ошибки. Плюс к тому, по сравнению с прошлым годом в нескольких местах, где раньше граница трассы была обозначена лишь разметкой, появились поребрики, сильно мешавшие пилотам.
UltraSoft в Азербайджан Pirelli решила не привозить. Почему? Обычная предосторожность. Летнее солнце раскаляет асфальт, а скорости на прямых участках в Баку и без того очень велики. Но покрышки более жестких составов прогреваются с трудом. Особенно, когда машины Формулы-1 едут за гораздо более медленным пейс-каром. О том, что Mercedes в этом году испытывает особые трудности с прогревом «обувки», мы тоже знаем. Вот вам и объяснение (но не оправдание) поведения Хэмилтона, едущего за пейс-каром. Он боялся потерять на рестарте лидерство. И, как хороший психолог, постарался воспользоваться стрессовым состоянием своего соперника, провоцируя его на агрессивные действия. В футболе такое встречается сплошь и рядом. Слишком горячие парни в каждой команды известны, и соперники стараются специально задевать их, чтобы те вышли из себя и заработали удаление с поля. Практика для любого спорта циничная. Хотя и поведение Феттеля, поддавшегося на провокацию, это тоже лишь объясняет, но не оправдывает.
Рестарт гонки в Баку еще долго будут вспоминать, говоря о борьбе Феттеля и Хэмилтона за чемпионский титул
В следующем году ультрамягкий состав наверняка в Азербайджане появится – и у команд возрастет выбор вариантов тактической борьбы. Тем более, что гонка по местному времени начинается в пять часов, когда жара уже начинает спадать – да и сам Гран При будет перенесен на менее жаркий апрель. А Pirelli всегда делает выводы из полученного опыта, а иногда и заранее предугадывает возможное развитие событий. К примеру, раньше производство шин для Формулы-1 было отдано заводу в Турции. Теперь тот же самый процесс налажен и на другой фабрике – в Румынии. Даже если в одной из этих стран случится форсмажор вроде революции, землетрясения или иного бедствия, ни один этап Формулы-1 при этом не пострадает.
Руководитель автоспортивного подразделения Pirelli Марио Изола оценил переход на новые размеры шин в целом позитивно. Более того, уже сейчас ясно, что серьезных изменений характеристик покрышек в будущем сезоне по сравнению с нынешними не будет. Новое руководство Формулы-1 пока не считает шины, провоцирующие большое число пит-стопов, обязательным элементом шоу. Поэтому нынешние износостойкие образцы, дающие возможность ограничиться одним пит-стопом практически на каждой трассе, Росса Брауна устраивают – хотя не исключено, что после всестороннего анализа нынешнего сезона его позиция изменится.
Трибуны во время гонки были заполнены почти полностью, хотя прошлогоднего ажиотажа в городе не было
Нынешний контракт Формулы-1 с Pirelli действует до 2019 года, но почему-то сейчас снова активно заговорили о появлении в чемпионате мира альтернативного производителя и возобновлении «шинных войн». Готова ли к этому итальянская фирма? Вполне. Но реальность такова, что соперничество производителей покрышек вряд ли возможно. И связано это с прозаической причиной – деньгами. Появление дополнительного фактора соперничества приведет к существенному росту расходов команд, которым в итоге придется за все это платить. А захватывающее зрелище можно обеспечить и без всякой шинной конкуренции, силами одного поставщика покрышек – что еще раз показала гонка в Баку. Событие редкое по красоте и напряженности, хотя вместе с тем и нелогичное, хаотическое. Претендующее на то, чтобы получить звание «гонки сезона».
Посвящение Стролла в крутые гонщики? "Прописка" на подиуме? Нет, всего лишь австралийская гоночная традиция, которую по-прежнему насаждает Даниэль Риккьярдо
Рано или поздно нечто подобное должно было произойти. Давление внутри кипящей Формулы-1 все время возрастало – и, наконец, у перегревшегося чайника просто сорвало крышку! Теперь главное – чтобы вырвавшийся наружу пар никого не обварил. Слишком много сегодня в паддоке точек напряжения – как между соперниками из разных команд, так и внутри многих коллективов.
Формула-1 – это гонки, а не война. И не стрелка конкретных пацанов, решивших побазарить, кто круче. Об этом не должны забывать все, в том числе и лидеры чемпионата мира.
Гран При Азербайджана. 25 июля, Баку, городская трасса
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время/Причина схода | Пит-стопы |
---|---|---|---|---|---|
1 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 2:03:55.573 | 3 |
2 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | +3.904 | 3 |
3 | Лэнс Стролл | Канада | Williams | +4.009 | 2 |
4 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | +5.976 | 2 |
5 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | +6.188 | 2 |
6 | Эстебан Окон | Франция | Force India | +30.298 | 3 |
7 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | +41.753 | 2 |
8 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | +49.400 | 2 |
9 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | +59.551 | 2 |
10 | Паскаль Верляйн | Германия | Sauber | +89.093 | 3 |
11 | Маркус Эриксон | Швеция | Sauber | +91.794 | 2 |
12 | Стоффель Вандорн | Бельгия | McLaren | +92.160 | 3 |
13 | Ромен Грожан | Франция | Haas | + 1 круг | 4 |
Сход | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | решение команды | |
Сход | Серхио Перес | Мексика | Force India | авария | |
Сход | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | подвеска | |
Сход | Нико Хюлкенберг | Германия | Renault | авария | |
Сход | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | мотор | |
Сход | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | электросистема | |
Сход | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | мотор |
Чемпионат мира
Место | Гонщик | Страна | Команда | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 153 |
2 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 139 |
3 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes | 111 |
4 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 92 |
5 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | 73 |
6 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 45 |
7 | Серхио Перес | Мексика | Force India | 44 |
8 | Эстебан Окон | Франция | Force India | 35 |
9 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | 29 |
10 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | 20 |
11 | Нико Хюлкенберг | Германия | Renault | 18 |
12 | Лэнс Стролл | Канада | Williams | 17 |
13 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | 11 |
14 | Ромен Грожан | Франция | Haas | 10 |
15 | Паскаль Верляйн | Германия | Sauber | 5 |
16 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | 4 |
17 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | 2 |
Кубок конструкторов
Место | Команда | Мотор | Очки |
---|---|---|---|
1 | Mercedes AMG Petronas F1 Team | Mercedes | 250 |
2 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 226 |
3 | Red Bull Racing | TAG Heuer (Renault) | 137 |
4 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 79 |
5 | Williams Martini Racing | Mercedes | 37 |
6 | Scuderia Toro Rosso | Renault | 33 |
7 | Haas F1 Team | Ferrari | 21 |
8 | Renault Sport Formula 1 Team | Renault | 18 |
9 | Sauber F1 Team | Ferrari | 5 |
10 | McLaren Honda Formula 1 Team | Honda | 2 |