Добро пожаловать в будущее: как изменится Формула-1 в 2021 году
Перед началом гоночного уик-энда в Остине организаторы Формулы-1 представили свод правил 2021 года, который изначально планировалось утвердить еще в конце июня. Но руководству чемпионата и командам потребовалось дополнительное время, чтобы прийти к соглашению по ряду вопросов, и в день дедлайна долгожданный анонс наконец-то прозвучал.
Потолок бюджетов больше не утопия
Дело, начатое еще предыдущим президентом FIA Максом Мосли и Берни Экклстоуном в конце прошлого десятилетия, наконец-то доведено до конца. Промоутеры чемпионата мира из Liberty Media и нынешний глава Международной автомобильной федерации Жан Тодт все же продавили ограничение бюджетов, против которого так отчаянно выступали ведущие коллективы. C 2021-го расходы команд будут строго контролироваться и должны составлять не больше 175 миллионов долларов в год. Исключение составят лишь затраты на маркетинг, гонорары пилотов и зарплаты трех самых высокооплачиваемых сотрудников (как, например, руководителя Mercedes Motorsport Тото Вольффа с его восемью миллионами).
Половине команд не придется даже адаптироваться к новым правилам, поскольку они все равно тратят меньше положенного, а вот коллективам Mercedes (450 млн), Ferrari (450 млн), Red Bull Racing (380 млн), Renault (280 млн) и McLaren (250 млн) придется умерить аппетиты. В противном случае можно будет нарваться на очень жесткие санкции. Спортивный директор Формулы-1 Росс Браун на пресс-конференции в Остине в четверг подчеркнул, что речь идет не о джентльменском соглашении, как это было с ограничением ресурсов десять лет назад, а о пункте в регламенте. Аудит будет тщательным, а пойманные за руку рискуют получить даже дисквалификацию в чемпионате. Так что все серьезно…
Граунд-эффект возвращается
Не сказать, что внешне концепт машины Формулы-1 2021 года получился футуристичным и радикальным, как обещали владельцы Liberty Media полтора—два года назад. До похожего на бэтмобиль болида Формулы-E ему точно далеко. Чем-то концепт даже напоминает очертания машины американской серии IndyCar. Связано это в том числе с простой аэродинамикой: убраны боковые дефлекторы, аэродинамические элементы возле носового обтекателя, упрощены конструкции переднего и заднего антикрыльев, а также заднего диффузора. Это должно помочь в борьбе с «грязным» воздухом, который сейчас отбирает порядка 45% прижимной силы при преследовании соперника. Согласно данным моделирования, с новой аэродинамикой потеря должна составлять примерно 15%, что, безусловно, положительно скажется на обгонах.
Но залогом успеха должно стать не просто упрощение аэродинамики, а возвращение к решению из 80-х — граунд-эффекту. В последние 30 лет это было невозможно в связи с плоскостью днища. Но с 2021-го днище необязательно должно быть плоским, а это значит, что вкупе с особенностью конструкции боковых понтонов внизу будут условия для образования пониженного давления и создания дополнительной прижимной силы. В подобных условиях «прижим» гораздо меньше теряется при преследовании соперника. Поэтому, возможно, в 2021-м пресловутая проблема обгонов в Формуле-1 наконец-то будет решена.
Машины станут медленнее
Рекорды круга в сезоне-2020 приобретут особое значение, ведь они останутся недостижимыми как минимум в течение нескольких следующих лет. Согласно расчетам технической группы, новые машины будут на 3—3,5 секунды с круга медленнее нынешних. То есть де-факто Формула-1 вернется на уровень 2016-го. Такой будет расплата за новую аэродинамику с граунд-эффектом, но если обгонов действительно станет больше, то, может быть, и нет ничего страшного в этих трех «лишних» секундах? Все равно визуально эту разницу не отличишь…
Нетронутые двигатели
В последние два с половиной года было немало дискуссий вокруг изменения архитектуры силовой установки. На отдельных переговорах присутствовали даже такие автопроизводители, как Volkswagen, Lamborghini и Aston Martin, которые заявляли о готовности прийти в чемпионат мира после реформ. Но в конечном итоге действующие игроки Формулы-1 отстояли нынешний регламент на двигатели — в 2021-м останется все тот же 1,6-литровый гибридный турбомотор V6. Не стала техническая группа убирать даже очень дорогой и технически сложный генератор тепловой энергии, против которого категорически выступала FIA.
Изменится только оговоренная в правилах минимальная масса силовой установки: ее увеличили со 145 до 150 кг. Кроме того, Формула-1 начнет постепенно переходить на биоэтанол, минимальный объем которого в топливе в 2021-м составит 20%.
Унификации не будет
Удалось командам Формулы-1 отбиться и от идеи FIA унифицировать все, чего не видно зрителям и что не влияет на скорость машины. А ведь буквально весной этого года немецкие инсайдеры публиковали целый перечень компонентов, которые должны были стать стандартными: рулевая колонка, колесные диски, система защиты кокпита Halo, боковые и задние структуры безопасности, педали газа и тормоза, DRS, полуоси с приводами, гайки и даже оборудование механиков на пит-лейне.
Чего коснется унификация, так это тормозная система и такие детали, как топливные насосы, магистрали, регуляторы и датчики расхода горючего. Но появится единый поставщик тормозов в Формуле-1 не раньше 2023 года. Кроме того, производители моторов должны будут покупать турбонагнетатели и тяговые аккумуляторы у сторонних поставщиков. Единственное ограничение — отсутствие статуса эксклюзивного партнера. Если, к примеру, Mercedes покупает турбонагнетатель у некоей компании, то при желании стать ее клиентами могут и Honda, и Renault, и Ferrari.
Штраф за тормоза не шутка
Есть и плохие новости: штрафы за превышение допустимого числа тех или иных компонентов не просто останутся в Формуле-1, но и получат еще более широкое применение. Под ограничение теперь попадет не только количество силовых установок и коробок передач на сезон, но и количество выхлопных труб (до шести на сезон) и даже число тормозных дисков и колодок (по одному комплекту на Гран При)! В то же время есть надежда на изменение штрафных санкций, которые сегодня приводят к потерям пилотами позиций на стартовой решетке. Еще два года назад руководство Формулы-1 говорило о необходимости пересмотра этой не совсем справедливой системы наказаний.
Уплотнение гоночного уик-энда
Расписание Гран При изменится, но только для участников, СМИ и фанатов, непосредственно посещающих этапы чемпионата мира. Теперь для них гоночный уик-энд будет начинаться в пятницу, а не в четверг, когда гонщики раздавали интервью в паддоке и автографы в фан-зонах, а команды проводили технические инспекции. Все эти мероприятия теперь будут проходить в пятницу вперемежку с двумя частями свободных заездов. Делается это с одной целью — высвободить один лишний день для сотрудников команд в свете грядущего расширения календаря до 25 Гран При.
Для болельщиков у ТВ-экранов ничего ровным счетом не изменится: да, может быть, пятничные тренировки чуть сократят и будут проводить ближе к вечеру, но формат субботы и воскресенья останется классическим — третья тренировка, квалификация и гонка. Нет речи даже о квалификационной гонке, возможный эксперимент с которой в 2020-м в итоге не получил должной поддержки команд.
Пятничные опции
Пятничные тренировки могут превратиться в своего рода тесты, поскольку команды смогут привозить сколько угодно аэродинамических и механических новинок на Гран При для оценки их работы. Но использовать в субботу и воскресенье они смогут только одну конкретную спецификацию. Причем эта спецификация должна быть установлена на машине уже во время технической инспекции в пятницу утром. Экспериментировать можно будет как в первой, так и во второй тренировке, но в третьей части свободных заездов команда будет обязана вернуться к одобренной версии.
Но и с тестированием элементов будет не все так просто. К утру субботы команды должны будут полностью определиться с настройками на квалификацию и гонку. Связано это с тем, что после начала третьей, финальной тренировки будет вступать в действие режим закрытого парка, в рамках которого конфигурацию машины менять запрещено. Так что команды окажутся перед достаточно непростым выбором: либо обкатывать в пятницу новинки, либо искать оптимальные настройки на субботу и воскресенье.
Шанс для молодых
В сезоне-2021 мы увидим в деле на свободных заездах никак не меньше 20 молодых гонщиков. Согласно новому пункту в спортивном регламенте, каждая команда будет обязана задействовать в двух тренировках по ходу чемпионата пилотов, на счету которых не больше двух Гран При. Для команд из второй половины пелотона это не проблема, потому что они и так достаточно часто дают шансы третьим пилотам в первой тренировке (как Williams с канадцем Николя Латифи). А вот топ-коллективы к такой практике не привыкли. Но с 2021-го Льюису Хэмилтону придется отдавать свой Mercedes на одну сессию, скажем, пилоту молодежной программы «серебристых» Нику де Врису, а Себастьян Феттель будет вынужден делиться машиной с юниором Ferrari Робертом Шварцманом (на фото). Согласитесь, это будет здорово, интересно и полезно для молодого поколения гонщиков. Ведь тот же Феттель дебютировал в Формуле-1 именно в качестве третьего пилота на свободных заездах, с ходу показав на них лучшее время.
Работы еще много
В официальном пресс-прелизе Формулы-1 сказано, что публикация свода правил 31 октября — это только начало. И действительно, еще остаются вопросы по формату квалификации, использованию DRS, ограничению расхода топлива, штрафам за превышение разрешенного количества элементов и многому другому. Эта работа по уточнению правил будет продолжаться на протяжении всего ближайшего года и закончится, наверное, только ближе к декабрю 2020-го, когда Всемирный совет FIA по автоспорту утвердит последние поправки. Но технический, спортивный и финансовый базисы обновленных Королевских гонок уже заложены. Как говорится, с почином!