Спасибо, «Голливуд»! Вспоминаем самые яркие моменты гоночной карьеры Петтера Сольберга

Спасибо, «Голливуд»! Вспоминаем самые яркие моменты гоночной карьеры Петтера Сольберга
Автоспорт | 20 апреля 2019
Фото: ewrc.cz | fiaworldrallycross.com | команды-участницы

На прошлой неделе трехкратный чемпион мира Петтер Сольберг объявил о завершении активной гоночной карьеры. После двадцати лет выступлений в раллийных и ралли-кроссовых соревнованиях норвежец повесит шлем на гвоздь, сосредоточившись на собственной команде и помощи сыну Оливеру. 

Свое решение 44-летний скандинав объяснил в первую очередь проблемами со здоровьем (в 2017 году Петтер получил травму, а при исследовании сломанной ключицы врачи случайно обнаружили у него саркоидоз) и уходом марки Volkswagen из чемпионата мира по ралли-кроссу.

По ходу этого сезона Петтер проведет своеобразное прощальное турне, выступив перед своими многочисленными поклонниками на Фестивале скорости в Гудвуде, состязаниях по подъему на холм в Норвегии и соревнованиях Gymkhana GRiD в Польше. Этот список не окончателен, и к трем названным мероприятиям могут добавиться и другие. Ну а мы попробуем вспомнить самые яркие моменты из карьеры Сольберга и понять, почему Петтер стал любимцем болельщиков далеко за пределами своей родины.

Мистер Голливуд

Петтер Сольберг и Колин Макрей

Именно такое прозвище норвежец получил от поклонников вскоре после прихода в чемпионат мира по ралли — за свой яркий, жизнерадостный и оптимистичный характер, а также любовь к болельщикам и представителям прессы. Согласно другой, менее популярной версии, этот «сценический псевдоним» Сольберг приобрел по итогам фотосессии в знаменитом районе Лос-Анджелеса, куда Петтер прибыл в рамках одной из многочисленных промоакций компании Subaru.

Побег из Форда

Подобно многим молодым современным раллистам, свои первые шаги в мировом первенстве Петтер сделал благодаря поддержке британской команды M-Sport. Однако, проведя 12 стартов за рулем хэтчбека Ford Focus WRC, норвежец прямо посреди сезона-2000 переметнулся в стан Subaru, чем, по слухам, немало раздосадовал Малкольма Уилсона. На этот дерзкий шаг Сольберга толкнуло... отчаяние.

«В то время люди из Subaru неоднократно выходили на меня и предлагали контракт, — потом вспоминал Петтер. — Я отказал им — трижды. Все это время я ждал соглашения с Фордом, но в какой-то момент попросту испугался, что ничего не дождусь, и в итоге принял предложение Subaru».

Петтер с супругой Перниллой

Спустя три с половиной года на финише ралли Великобритания Малкольм Уилсон одним из первых добрался до празднующего свой чемпионский титул Сольберга, чтобы поздравить «ренегата». «Петтер, — сказал тогда руководитель команды Ford. — Это не та машина!»

Норвежский чемпион WRC

Переход в Subaru оказался для Сольберга верным решением. Уже в 2002-м он одержал свою первую победу (на ралли Великобритания), а годом позже выиграл чемпионат мира, став первым в истории норвежцем, добившимся такого результата. Успех Петтера поднял интерес к раллийной дисциплине в его стране на небывалую высоту и послужил вдохновением для целого ряда молодых норвежцев. И пусть Мадс Остберг и Андреас Миккельсен оказались не столь успешны, благодарить за сам факт их появления на вершине раллийного олимпа следует именно Сольберга.

Гонщик-эквилибрист

Образ неунывающего оптимиста дополняли и выходки Петтера на гонках: от эмоциональных реакций и торжественных обещаний «не стричься до первой победы над Себастьеном Лёбом» (это обещание сдержать не удалось) до трюков, призванных развлечь болельщиков. Излюбленный номер Сольберга перед публикой состоял в том, что гонщик, оставляя управление на штурмана, выбирался наружу из еще едущего автомобиля и приветствовал поклонников.

На излете карьеры в Subaru любовь к такому ловкачеству сыграла с Петтером злую шутку. На «Мемориале Беттеги» 2008 года, где гонщик ехал один, он решил усовершенствовать свой трюк, выбравшись на крышу Импрезы WRC. Вот только забраться обратно в машину ему уже не удалось: Сольберг упал, отпустив машину в свободное плавание до ближайшего ограждения.

Человек Subaru

Большую часть своей впечатляющей карьеры Петтер Сольберг провел, выступая за команду Subaru, быстро став лицом марки. В составе японско-британского коллектива он проехал 125 этапов WRC (к слову, общее число его стартов в чемпионате мира составляет 189 — больше только у Карлоса Сайнса и выступающего и поныне Яри-Матти Латвалы!), одержал 13 побед, а всего поднимался на подиум 52 раза. Придя в коллектив в середине 2000 года, Петтер отдал ему восемь с половиной лет, оставаясь преданным команде до конца.

Сказка завершилась 15 декабря 2008 года. В этот день Сольберг получил звонок из Subaru с предложением встретиться с президентом компании Икуо Мори в гостинице неподалеку от квартиры норвежца в Монако. На встрече ему сообщили об уходе японской марки из WRC.

«Поначалу я просто не мог в это поверить, — вспоминал потом Петтер. — А после всерьез задумался о том, чтобы купить ралли-кроссовый автомобиль и сменить дисциплину. К черту это ралли!»

Своя игра

Отказаться от привычной и любимой дисциплины для Сольберга оказалось затеей немыслимой. По совету жены Перниллы Вальфридссон-Сольберг, представительницы известной шведской раллийной династии, Петтер сосредоточил усилия на создании собственной команды для участия в чемпионате мира по ралли.

Чемпиону 2003 года удалось в кратчайшие сроки собрать вокруг себя скромный семейный коллектив, найти спонсоров и организовать себе десятиэтапную программу выступлений в WRC. Первый же спецучасток в составе «команды имени себя» завершился лучшим результатом — при том что стартовал Петтер в 2009-м за рулем морально устаревшего хэтчбека Citroen Xsara WRC.

«Быть быстрее любого другого гонщика — это невероятно, — вспоминал об этом моменте Сольберг. — Победа на спецучастке — круто. Первый выигранный этап WRC — потрясающе. Первый титул — вообще незабываемо. Но выиграть первый же спецучасток на домашнем этапе чемпионата мира за рулем такой машины и в составе частной команды... это один из самых памятных моментов в моей карьере».

Трижды въехав на подиум в 2009 году и сменив под конец сезона Ксару на C4 WRC, Петтер Сольберг завершил мировой сезон на третьем месте, уступив только заводским пилотам — Себастьену Лёбу и Микко Хирвонену. «Вот тогда нам и следовало остановиться», — позже скажет норвежец.

В 2010 и 2011 годах Сольберг продолжал выступать за рулем Ситроена, но теперь обслуживанием техники занималась уже не его собственная команда, а Citroen Racing Technologies.

Штурман поневоле

Дебютная гонка Сольберга за рулем новейшего на тот момент хэтчбека Citroen DS3 WRC — ралли Швеция-2011 — завершилась забавным инцидентом, после которого FIA пришлось срочно менять регламент. Борясь за победы на спецучастках и подиум, Петтер увлекся настолько, что на 32 км/ч превысил скорость на дорожной секции и, будучи пойман с поличным шведскими стражами правопорядка, остался без водительских прав.

Законодательство Швеции тогда позволяло лишенному прав водителю управлять автомобилем на протяжении еще 48 часов, чем и воспользовался Петтер, дотянув до последнего спецучастка (это, к слову, был первый в истории Power Stage), к моменту старта которого как раз и истекал установленный срок. Недолго думая, Сольберг пересадил за руль DS3 WRC своего штурмана Криса Паттерсона, который с посильной помощью своего пилота довел дело до конца, потеряв четвертую позицию в общем зачете.

После этого случая FIA скорректировала правила, подчеркнув, что действующей лицензией на управление транспортным средством в любой момент гонки должны обладать оба члена экипажа, а не только пилот.

Викинг-винодел

В 2012 году Малкольм Уилсон, некогда открывший Сольбергу путь в WRC, дал ему второй шанс: Петтер вернулся в команду, заменив в ней ушедшего в Citroen Микко Хирвонена. На жест британца бывший «перебежчик» ответил благодарностью: за рулем Фиесты норвежец пять раз приехал на подиум и усердно помогал ставшему лидером команды Яри-Матти Латвале.

Впрочем, многим тот сезон запомнится, пожалуй, самой эффектной аварией Сольберга, произошедшей на ралли Франция. Утром второго дня, ведя борьбу с Микко Хирвоненом за третье место, норвежец не удержал машину на СУ9, свалился в виноградники, продолжил движение, проскочил, не заметив, дорогу и остановился лишь после того, как врезался в опору линии электропередач!

По счастливой случайности в инциденте никто не пострадал — если не считать оставшихся без света жителей двух близлежащих деревушек. Петтер Сольберг и Крис Паттерсон отделались выговором от судей.

Самое же интересное произошло уже после гонки. Оказалось, что владелец загубленного Петтером виноградника Клод Олер сам большой поклонник классического ралли. Поймав в свои «сети» живую легенду WRC, предприимчивый француз немедленно связался с Петтером, предложив тому сотрудничество. В результате была выпущена ограниченная (всего две тысячи бутылок по 20 евро каждая) партия белого вина, произведенного из уцелевших после атаки Сольберга плодов. От норвежского «сборщика винограда» потребовалось всего ничего: согласие на использование его имени, фотографии и личной подписи.

«Петтер с радостью согласился на мое предложение, — прокомментировал свою сделку Клод. — Как оказалось, он сам большой любитель вина...»

Первый двукратный

В конце 2012-го Сольберг остался без предложений в мире WRC. Лишившись поддержки от Форда, Малкольм Уилсон запросил у норвежца сумму, достать которую тот попросту не мог: в лучшем случае Петтер был согласен гоняться бесплатно.

Покинув WRC, Сольберг вернулся к однажды уже сработавшей стратегии — выступлениям за собственную команду. Только на этот раз целью был выбран ралли-кросс и свежеорганизованный чемпионат мира. Успех вышел ошеломительный: проведя не самый удачный сезон в чемпионате Европы (восьмое итоговое место), в 2014-м норвежец за рулем частного 600-сильного полноприводного Ситроена DS3 стал первым в истории чемпионом мира по ралли-кроссу и первым же чемпионом FIA в двух разных сериях. Спустя год норвежец добавил к своему послужному списку еще один титул.

Дань истории

Даже сменив дисциплину, Петтер не забыл о своей главной страсти. Не имея возможности выступать в раллийном чемпионате мира, норвежец тем не менее регулярно принимал участие в историческом зачете домашнего этапа в Швеции. Пять стартов за рулем заднеприводного автомобиля Ford Escort MkII подготовки Viking Motorsport (команды Фила Миллза, бывшего штурмана Сольберга) всякий раз завершались уверенной победой. Причем во всех случаях стенограмму Петтеру читала его жена Пернилла.

По пути с Фольксвагеном

После трех сезонов с собственной командой в чемпионате мира по ралли-кроссу Сольберг заключил соглашение с компанией Volkswagen, как раз прикрывшей свой проект в WRC. Вместе с командой из Ганновера Петтер провел два сезона, финишировав третьим в 2017 году. Параллельно чемпион мира занимался работой с новым раллийным детищем Volkswagen Motorsport — клиентским хэтчбеком Polo GTI R5. Именно Петтер в компании с Эриком Камилли получил право провести дебютную для немецкого автомобиля гонку — ралли Испания-2018, где он финишировал третьим в зачете WRC 2.

Однако мало кто знает, что за семь лет до упомянутого старта в Каталонии Петтер невольно помог созданию чемпионского хэтчбека Volkswagen Polo R WRC, с которым Себастьен Ожье завоевал четыре из шести своих титулов. Тогда в поисках контракта с заводской командой норвежец предложил свои услуги Фольксвагену, однако ему было отказано.

«Тогда возьмите хотя бы моего инженера», — перед тем, как уйти, предложил Петтер. Принятый вскоре после этого в ряды Volkswagen Motorsport Франсуа-Ксавье Демезон (тот самый инженер, работавший с Сольбергом в Subaru и его собственной команде) с нуля сконструировал автомобиль, так и оставшийся непобежденным...

Другой Сольберг

Сегодня главным «проектом» Петтера Сольберга в гонках стал его сын Оливер, работе с которым трехкратный чемпион мира и намерен посвятить освободившееся от выступлений время. Сегодня Сольберг-младший активно готовится пойти по стопам отца и в ожидании дебютного старта в WRC набивает руку на соперниках из Прибалтики и американского раллийного чемпионата, где он выступает за рулем сине-золотой Subaru в одной команде с многократным чемпионом страны Дэвидом Хиггинсом. Сам же Петтер в ближайшей перспективе намерен в третий раз за карьеру вернуться на роль руководителя собственной команды — только на этот раз выступать за нее будет уже другой Сольберг...

Рекомендованные статьи