Радикальные гонки: в Подмосковье прошли четырехчасовые соревнования на выносливость

Фото: Григорий Голышев

Сразу же по окончании Гонки Звезд на призы журнала «За Рулем» на автодроме Moscow Raceway был дан старт еще одному нетривиальному соревнованию — Russian Endurance Challenge (REC). Напомню, что первый четырехчасовой марафон под этим названием прошел на трассе близ Волоколамска осенью прошлого года, а главной особенностью нынешней гонки на выносливость стал финиш в темное время суток.

Гонщикам на быстрой технике порой приходилось несладко: например, этом кадре экипаж будущих победителей пытается совершить двойной обгон круговых

Впервые длинную гонку в истории современного российского автоспорта провел организатор Кубка Volkswagen Polo Сергей Крылов в начале 2000-х. После соревнований на автодроме Невское Кольцо устроители «немецкого» монокубка провели еще один, ночной марафон на городской трассе в Лужниках. А после этого знамя длинных гонок подхватили организаторы Кубка Honda Civic, которые несколько лет проводили 500-километровые соревнования Хонда Челлендж 500.

Porsche Cayman GT4 серебряных призеров в классе GT радовал зрителей спецэффектами

Возрождение марафонских гонок после многолетнего перерыва было хорошо воспринято гонщиками. На второй розыгрыш «русского эндуранса» было заявлено 24 экипажа и, в сравнении с первой гонкой REC, состав участников и автомобилей оказался гораздо интереснее. На старт должны были выйти сразу четыре спортпрототипа (два болида Radical SR3, один Ligier JS51 и российский Fenix), а также несколько автомобилей категории Grand Turismo: Lamborghini Gallardo GT3, построенные в России BMW M3 и Audi R8, плюс парочка Porsche. В «среднем» классе старовали туринговые Honda Civic FN2 и Renault Megane RS, ну а основу пелотона составили более бюджетные машины класса Национальный, «исторические» болиды из серии Moscow Classic Grand Prix (MCGP) и Мазды из любительского турнира MX5Cup.

Большая часть гонки прошла в позиционной борьбе, но все же иногда пилотам приходилось бороться c соперниками, а не с секундомером

А еще состав гонщиков в этом году приобрел интернациональный характер. Так, в экипаже на Gallardo компанию владельцу автодрома Moscow Raceway Рустему Терегулову составили знаменитый архитектор трасс для Формулы-1 Герман Тилке и его сын Карстен. Еще два немца, Клаус Бахлер из Суперкубка Porsche и раллист Марк Валленвайн, стартовали на Каймане. Были и необычные заявки — например, москвичи Михаил Засадыч и Андрей Севастьянов готовились выступать сразу в двух экипажах!

Audi R8 Игоря Мухина и Георгия Ефросинина

Основная интрига в «абсолюте», по идее, должна была заключаться в борьбе двух экипажей на прототипах: Андрей Севастьянов, Михаил Лобода и Михаил Даев на Ligier против Ефима Гантмахера и Виталия Ларионова на Радикале. Но, увы, их спор закончился еще на стадии квалификации. Прототип Ligier был быстр, показав первое время, но обрыв шатуна оборвал и гонку для экипажа DK Racing Team. Пришлось понервничать и некоторым другим пилотам: в команде Нева Моторспорт закончили менять прокладку мотора на Хонде под самый конец квалификации, а ошибка Владимира Череваня заставила коллектив RALF Car Team стартовать на немного помятом Мегане.

Прошлогодний марафон REC стал непростым испытанием для команды Нева Моторспорт: тогда ее пилотам все четыре часа пришлось ехать без пятой и шестой передач. В этот раз обошлось без поломок, и квартет «туринговых» специалистов уверенно финишировал в первой шестерке

Гонка стартовала за пару часов до заката, но уже через круг экипаж быстрейшего Радикала обогнал стартовавшую с поула Lamborghini — и был таков. Вот что рассказал после финиша один из победителей марафона, Ефим Гантмахер: «Для нас в гонке было два важных отрезка: первый, когда Виталий Ларионов вышел в лидеры и сделал хороший задел, и последний, когда мне выпало ехать в темноте. Пришлось адаптироваться к непривычным условиям, но я смог найти «ночную траекторию» и быть быстрейшим на трассе. Была, правда, пара моментов, когда круговые нас не замечали, но все обошлось. Я получил удовольствие и отличный опыт езды ночью на столь быстрой машине!».

Главное событие в борьбе за лидерство: на втором круге гонки Виталий Ларионов обходит соперника на Lamborghini

Второе место в «абсолюте» и первое в классе GT3 занял экипаж на Lamborghini, и для него четыре часа на трассе также обошлись без особой драмы. «Соревнование непростое, но поскольку это не спринт, можно собраться и сэкономить силы, — подвел итоги марафона давно не снимавший гоночный шлем с гвоздя Рустем Терегулов. — Мы справились. Машина осталась целой, мы научились обгонять, в том числе в темноте, и даже кураж на этом поймали!».

BMW M3 команды «Винтик и Шпунтик» уверенно лидировал в своем классе после первого часа гонки, но поломка рулевой колонки заставила экипаж финишировать в боксах

Хотя на трассе несколько раз появлялся автомобиль безопасности, последний час большинство экипажей начали в позиционной борьбе. Темнота принесла новый вызов пилотам, а для знакомых с длинными гонками в Европе появилась возможность вспомнить, каково это — угадывать приближающийся из-за поворота автомобиль по характерным отблескам фар или звуку двигателя.

Russian Endurance Challenge стал первой гонкой для российской машины 527/ShortCut. Первый прототип был построен КБ 527 только весной этого года, но к сезону 2017 года планируется построить уже десять подобных автомобилей

За победу в классе GT долгое время боролись экипажи команд «Винтик и Шпутник» на BMW M3 и «Антикризис» на Audi R8. Победа в итоге досталась приверженцам техники из Ингольштадта, Георгию Ефросинину и Игорю Мухину. А вот экипаж на BMW в составе Ивана Кибальчича и Степана Крумилова вынужден был прекратить гонку: после контакта с круговым на их машине оказалась повреждена рулевая колонка. Тем не менее, сражение в классе GT, пожалуй, было самым интересным — в отличие от других разношерстных зачетов REC, именно здесь шла живая борьба за секунды, а не круги отставания. Ну а ее сухой остаток таков: русско-немецкий экипаж СултановВалленвайнБахлер на Porsche Cayman GT4 отстал от победителей на Audi всего на 20 секунд.

Абсолютные победители марафона Ефим Гантмахер (слева) и Виталий Ларионов

В классе Туринг первое место взял коллектив Нева Моторспорт: их хэтчбек Honda Civic с экипажем из двух столиц (Сергей Голубев, Роман Голиков, Павел Яшин и Владимир Удаленков) был быстрее соперников на автомобиле Renault Megane, которые все гонку промучились с электроникой своего болида. Среди машин класса MX5Cup быстрейшими стали Антон Шатров, Дмитрий Рыжак и Александр Андреади.

Volkswagen Polo команды B-Tuning: один автомобиль и две победы за день!

В классе Национальный, как и год, назад не было равных команде B-Tuning, выступавшей на седане Volkswagen Polo. Ее победа примечательна тем, что несколькими часами раньше на этой же машине Николай Карамышев выиграл Гонку Звезд! Несмотря на вмятины на бортах, седан уверенно продержался на трассе все четыре часа и принес победу экипажу в составе Глеба Кузнецова, Николая Карамышева, Андрея Севастьянова и Антона Захарова. Два оставшихся дуэта класса Национальный выступали на Калинах. И хотя изначально у части гонщиков были сомнения в том, что вазовская техника продержится весь марафон, экипаж Артемьев/Макушин обошелся без разрешенной регламентом замены машины, хоть и отстал от победителей на восемь кругов. Третьим стали Альберт Гайнуллин и Ильдар Фаттахов, однако им пришлось использовать запасную Калину после того, как на «основной» Ладе отвалилось левое переднее колесо.

Во избежание возгораний команды проводили дозаправку не на пит-лейне, а в отдельной зоне. На фото — дозаправка и смена пилотов будущих победителей в зачете MX5Cup

В двух оставшихся классах для автомобилей из серий RHHC и MCGP победу одержали соответственно Вахтанг Димитрадзе, Дмитрий Лебедев, Константин Литвинов и Роман Майнулов (Subaru Impreza WRX STI) и Даниэль ам Энде, Даниил Шамалов и Александр Алибеков на ВАЗ-2105. Стоит отметить, что за счет отменной надежности и стабильности трио на Жигулях финишировало 11-м в «абсолюте», опередив немало более быстрых соперников — в том числе и экипаж «cубаристов».

Технические проблемы и проведенные полчаса в боксах не позволили экипажу на российском Фениксе побороться за подиум в классе прототипов

Из остальных событий гонки можно отметить неудачу Ильи Буренко и Михаила Степанова на российском Фениксе. Прототип, созданный конструктором Игорем Ермилиным, получил в этом сезоне новые аэродинамический обвес, выпуск, блок управления двигателем и более производительные форсунки для мотора Alfa Romeo. Однако проблемы с электроникой и поломка привода не позволила экипажу российского болида повторить прошлогоднюю победу в Russian Endurance Challenge.
По словам Ермилина, под конец гонки команда на Фениксе все же надеялась побороться за третье место в классе прототипов с автомобилем 527/ShortCut – российской «репликой» легендарного болида Lotus 7. Длинная гонка на Moscow Raceway стала первым боевым выездом для этой машины, и команда КБ 527 также не смогла избежать небольших проблем — по ходу гонки пришлось менять генератор. Тем не менее, третье место оказалось за нею. Ну а вторым в классе прототипов стал еще один экипаж на Радикале: Илья Кашин, Леон Осипов и Анатолий Евдокимов.

Экипаж победителей в классе Moscow Classic Grand Prix своим примером показал, насколько в длинных гонках важна стабильность

Отдельного упоминания заслуживает Михаил Засадыч. Как и было запланировано, москвич проехал гонку в двух экипажах и провел на трассе чуть больше двух с половиной часов — за рулем вазовской «классики» и Мазды МХ5.

В планах организаторов Russian Endurance Challenge — продолжить традицию длинных гонок. Возможно, что еще один подобный марафон пройдет поздней осенью на трассе в Сочи, ну а соревнования 2017 года на автодроме Moscow Raceway намечены в таком же формате на середину июля.

Russian Endurance Challenge 2016
Итоговые результаты

Место Экипаж Автомобиль Круги
1 В.Ларионов/Е.Гантмахер Radical SR3 119
2 Р.Терегулов/Г.Тилке/К.Тилке Lamborghini Gallardo GT3 117
3 И.Мухин/Г.Ефросинин Audi R8 114
4 М.Султанов/М.Валленвайн/К.Бахлер Porsche Cayman GT4 114
5 Д.Ярохно/Ю.Онищенко/А.Немкин/А.Агафонов Porsche 911 GT3 112
6 С.Голубев/Р.Голиков/П.Яшин/В.Удаленков Honda Civic FN2 108

Рекомендованные статьи