Напряженный финал сезона Формулы-1 — Хэмилтон проиграл только титул или что-то большее?

Фото: команды-участницы

Самые последние круги чемпионата были и самыми напряженными. В конце гонки (об общем ходе которой вы уже знаете из нашего дайджеста) вопрос с титулом повис в воздухе. В своем почти безнадежном положении Хэмилтон внезапно изобрел образ действий, который при удаче мог бы ему помочь. Притормозить Росберга! Так, чтобы не дать ему пойти на обгон, поскольку в очной борьбе возможен обоюдный сход, титул Нико и серьезное разбирательство у начальства после триумфальных празднеств. Столкновения избежать удалось, а вот разбор полетов, вероятнее всего, состоится только касаться он будет не обоих пилотов, а одного.

Традиционное для последнего Гран При сезона официальное совместное фото участников чемпионата. С нетрадиционного ракурса...

Победа Хэмилтона в квалификации и лидерство в гонке были лишь предпосылками для того, чтобы отстоять титул. Льюису следовало в конце соревнования замедлиться так, чтобы подставить Нико под атаки накатывавших Феттеля с Ферстаппеном. Ясно, что Себастьяну на более свежих шинах было по силам пройти Росберга. Нико не стал бы упираться до последнего, и третье место делало его чемпионом. Однако тогда сзади него на расстоянии вытянутой руки оказался бы Ферстаппен! Да, он на изношенных покрышках. Но у этого юного кандидата в звезды при возможности попасть на первые полосы газет, как правило, перегорает датчик здравого смысла. Может быть, для того, чтобы перевернуть исход чемпионата мира, Хэмилтону и его невольным союзникам не хватило всего пары кругов.

Фелипе Масса готовится к своему последнему старту в Формуле-1, который окажется для него результативным

И как теперь оценить стратегию, избранную Льюисом для гонки? Для его болельщиков все ясно, для недоброжелателей тоже. А на самом деле ситуация сложнее. Когда задан вопрос неоднозначный, люди обычно отвечают: ну, это с какой стороны посмотреть… Давайте посмотрим! Первая точка зрения очевидная, зрительская. Если бы Льюис со старта умчался вперед к победе, растворяясь в арабских сумерках, мы бы не испытали от последней гонки сезона и десятой доли пережитых эмоций. Он подарил событию драйв и интригу и любой зритель должен сказать ему спасибо за зрелище.

Фернандо Алонсо напутствует на гонку своего партнера Дженсона Баттона, который тоже уходит. В отличие от Массы, Баттон до финиша не добрался хотя его шлем был в чемпионской расцветке времен команды Brawn

Со спортивной точки зрения Хэмилтон опять-таки все сделал верно. У него был шанс стать чемпионом, так? Значит, вцепившись в этот единственный шанс, он должен был выгрызать свой успех. В этом суть спорта не сдаваться до последней возможности! Льюису Mercedes позволил победить уже дважды, а у Нико титула еще не было? И что? Это состязание, а не благотворительная акция! Льюис защищал свой титул до последнего, как и положено.

С человеческой, моральной точки зрения история выглядит уже по-другому. Нашлось немало комментаторов, считающих, что Льюис поступил некрасиво. «Подстава» в любом своем проявлении остается грязноватым приемчиком. Даже когда ты подставляешь под атаки соперников своего партнера, вроде бы формально не нарушая буквы гоночных правил и даже духа состязаний.

На старте Хэмилтону без труда удалось удержать первую позицию

И уж совсем неприглядно поступок Хэмилтона смотрится с противоположной от главной трибуны стороны с капитанского мостика команды Mercedes. Льюис, конечно, старался замедляться так, чтобы начальники его команды ничего не поняли как можно дольше, а когда бы осознали всю красоту замысла было бы поздно. Но там же не новички сидят вроде Маурицио Арривабене, а опытные люди! Которым даже в телеметрию смотреть не надо, чтобы понять, выкладывается Льюис на трассе или едет не на всю катушку, постепенно подпуская к себе партнера. Сначала в-тот-момент-еще-чемпиона пытались увещевать дипломатично. Пугали придуманной угрозой надвигающегося с тыла Феттеля. Льюис не испугался и темп не взвинтил. На все намеки отвечал, что комфортно лидирует и все происходящее его очень устраивает.

Начиная гонку впереди партнера, Хэмилтон не становился бы чемпионом даже в случае своей победы. Ему кроме этого нужно было, чтобы Росберг финишировал четвертым или еще дальше от подиума

Наплевав на то, что команда перед всем миром предстанет не в самом лучшем свете (да еще в такой торжественный момент) из боксов по радио передали приказ ускориться. Гонщиком была получена прямая и однозначная инструкция, которую он проигнорировал. И вот это уже характеризует Льюиса как человека, который свои собственные интересы ставит выше командных. А Формула-1 командный вид спорта. На чемпионский титул он претендовал, потому что выступает за Mercedes. Если бы Хэмилтон представлял любой другой коллектив (даже не обязательно Manor или Sauber), об этом он мог бы только мечтать. А значит, приказы команды надо выполнять. Иначе утрата доверия руководства. В иных странах с такой формулировкой с важных постов снимают.  

Гонка в Абу-Даби стартует при естественном освещении, проходит на закате, а финиширует уже при свете фонарей

Mercedes, конечно, тоже хорош со своим стремлением победить в каждом заезде, несмотря на и без того триумфальный характер сезона! Но команда в своем праве. Диктовать дело тех, кто платит и заказывает музыку. Пока гонщики соперничают друг с другом вдали от соперников, у них развязаны руки. А если действия Хэмилтона вели к возможному поражению коллектива в Гран При Абу-Даби (а так оно и было), команда была вправе эти действия пресечь. Думаю, за закрытыми дверями экс-чемпиона еще ожидает некоторое, скажем осторожно, уточнение позиций. До разрыва контракта дело дойдет вряд ли, но свою репутацию в глазах Штутгарта Льюис наверняка запятнал. Впрочем, победителям прощают почти все, так что для реабилитации он должен просто в 2017 году выигрывать все подряд!  

Чтобы вернуть себе второе место, Росбергу пришлось обгонять задержавшегося с заездом на пит-стоп Ферстаппена

Росбергу в этой гонке было сложно. Сначала механики-перестраховщики, опасаясь штрафа, лишние секунды продержали его на пит-стопе, решив пропустить Ferrari, перед которой Mercedes успел бы проскочить. Потом некстати впереди образовался не заезжавший на пит-стоп Ферстаппен. Чтобы броситься в погоню за Хэмилтоном, нужно было Макса обходить а все гонщики пелотона уже успели понять, чем это чревато. Росберг пошел в жесткую борьбу и вернул себе второе место. И, наконец, когда в самом конце гонки сзади приближался быстрый Феттель, а впереди маячил коллега-партнер, Нико сумел защитить свою позицию.

Изюминка автодрома выезд с пит-лейна через туннель. Себастьян Феттель возвращается на трассу в последнем заезде сезона в Ferrari наконец-то не ошиблись со стратегией на гонку!

Да, пилот Ferrari атаковал всего раз, хотя мог бы и повторить попытки. Но подарить Ferrari первую победу в сезоне шансов все равно было мало. А быть проходной пешкой в чужой игре Себастьян вряд ли хотел. В своих комментариях после гонки он ссылался на изношенность шин. Возможно, со временем Себ расскажет больше…

Плотный финиш, порожденный неоднозначными действиями Хэмилтона, приносит чемпионский титул Росбергу

А Нико Росберга можно поздравить с тем, что он наконец покинул когорту быстрых пилотов и просто хороших парней, которые никак не станут чемпионами. Алези, Бергер, Баррикелло, Култхард, Брандл, Масса… Их уважают и даже любят, им сочувствуют, но в историю автоспорта большими буквами вписывают другие имена. Каждому из них в решающий момент для главного шага наверх чего-то не хватило. Росберг этот шаг сделать сумел.      

Чемпионат завершен но и в межсезонье нам найдется о чем поговорить. В ближайшее время ждите двух материалов о десятке самых красивых и самых сомнительных моментов прошедшего сезона!    

Гран При Абу-Даби. Автодром Яс-Марина, 27 ноября

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 1:38:04.013 2
2 Нико Росберг Германия Mercedes +0.439 2
3 Себастьян Феттель Германия Ferrari +0.843 2
4 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull +1.685 1
5 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull +5.315 2
6 Кими Райкконен Финляндия Ferrari +18.816 2
7 Нико Хюлкенберг Германия Force India +50.114 2
8 Серхио Перес Мексика Force India +58.776 2
9 Фелипе Масса Бразилия Williams +59.436 2
10 Фернандо Алонсо Испания МсLaren +59.896 2
11 Ромен .Грожан Франция Haas +76.777 2
12 Эстебан Гутьеррес Мексика Haas +95.113 2
13 Эстебан Окон Франция Manor + 1 круг 2
14 Паскаль Верляйн Германия Manor + 1 круг 2
15 Маркус Эриксон Швеция Sauber + 1 круг 1
16 Фелипе Наср Бразилия Sauber + 1 круг 2
17 Джолион Палмер Великобритания Renault + 1 круг 3
Сход Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso коробка передач  
Сход Даниил Квят Россия Toro Rosso коробка передач  
Сход Дженсон Баттон Великобритания McLaren подвеска  
Сход Валттери Боттас Финляндия Williams подвеска  
Сход Кевин Магнуссен Дания Renault подвеска  

Чемпионат мира. Итоговые результаты.

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Нико Росберг Германия Mercedes 385
2 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 380
3 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 256
4 Себастьян Феттель Германия Ferrari 212
5 Макс Ферстаппен Нидерланды Toro Rosso/Red Bull 204
6 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 186
7 Серхио Перес Мексика Force India 101
8 Валттери Боттас Финляндия Williams 85
9 Нико Хюлкенберг Германия Force India 72
10 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 54
11 Фелипе Масса Бразилия Williams 53
12 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 46
13 Ромен .Грожан Франция Haas 29
14 Даниил Квят Россия Red Bull/Toro Rosso 25
15 Дженсон Баттон Великобритания McLaren 21
16 Кевин Магнуссен Дания Renault 7
17 Фелипе Наср Бразилия Sauber 2
18 Джолион Палмер Великобритания Renault 1
19 Паскаль Верляйн Германия Manor 1
20 Стоффель Вандорн Бельгия МсLaren 1
21 Эстебан Гутьеррес Мексика Haas 0
22 Маркус Эриксон Швеция Sauber 0
23 Эстебан Окон Франция Manor 0
24 Рио Харьянто Индонезия Manor 0

Кубок конструкторов. Итоговые результаты

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG F1 Team Mercedes 765
2 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 468
3 Scuderia Ferrari Ferrari 398
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 173
5 Williams Martini Racing Mercedes 138
6 McLaren Honda Formula 1 Team Honda 76
7 Scuderia Toro Rosso Ferrari 63
8 Haas F1 Team Ferrari 29
9 Renault Sport Formula 1 Team Renault 8
10 Sauber F1 Team Ferrari 2
11 Manor Racing MRT Mercedes 1

Рекомендованные статьи