Дальше без крыльев Red Bull. Почему Даниэль Риккьярдо уйдет из команды в конце 2018-го?
Будущее Даниэля Риккьярдо в Формуле-1 становится одним из главных предметов обсуждения в паддоке. Контракт австралийского гонщика с Red Bull Racing завершается в конце 2018 года — и все идет к тому, что в следующем сезоне мы уже не увидим его за рулем машины «Красных быков». Почему?
Пора двигаться дальше
Когда тридцатник не за горами, за плечами семь сезонов в Формуле-1, а в списке твоих достижений всего один поул и пять побед, одержанных преимущественно в хаотичных гонках, то надо что-то менять. Иначе потом будет поздно! Нет, в способностях и скорости харизматичного австралийца сомневаться не приходится. Он стал одним из немногих, наряду с Себастьяном Феттелем и Максом Ферстаппеном, кто успешно прошел школу Toro Rosso и закрепился в главной команде Red Bull Racing. Дважды, в 2014-м и 2016-м, Риккьярдо становился бронзовым призером чемпионата мира. Но есть ощущение, что это предел — и Даниэлю пора выходить из-под крыла Red Bull, под которым он находится с 18 лет, когда еще гонялся в двухлитровой Формуле Renault.
Амбициозен ли Риккьярдо?
Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом, а гонщик — чемпионом. Но одно дело мечтать и совсем другое — действительно иметь чемпионские амбиции. У Даниэля таких амбиций хоть отбавляй. «Я не хочу уходить из Формулы-1 без титула, — сказал гонщик из Перта осенью прошлого года. — Нисколько не сомневаюсь, что мне это по силам. Я хочу стать чемпионом мира, и чем раньше, тем лучше».
Вот только реализовать эти амбиции в Red Bull Racing было и будет очень тяжело. Скорость, стабильность и умение избегать ошибок у Риккьярдо есть — именно благодаря этому сочетанию качеств он дважды становился лучшим в чемпионате после гонщиков непобедимой команды Mercedes. Нет только достойной машины или, скорее, мотора, потому что шасси австрийской команды традиционно считается одним из лучших в пелотоне. Единственное, что действительно сегодня ограничивает Red Bull Racing, — мощность силовой установки Renault, дефицит которой по сравнению с двигателями Mercedes и Ferrari в «гибридную» эпоху уже стал привычным делом. Да и надежность оставляет желать лучшего: трижды в прошлом сезоне (в Австралии, США и Мексике) Риккьярдо выбыл из гонки из-за проблем с мотором, а его напарник по этой же причине досрочно завершил заезды в Канаде, Азербайджане и Бельгии.
Не изменилась ситуация и на старте сезона-2018: пилоты Red Bull Racing жаловались на нехватку скорости на прямых в Альберт-Парке и на Сахире, а на втором круге Гран При Бахрейна Риккьярдо снова подвела силовая установка!
Пилотам Red Bull сложно конкурировать с соперниками и потому, что отсутствует «волшебный» режим двигателя, который включают в квалификации Mercedes и Ferrari. Мотористы из Вири-Шатийона обещали поработать над этим, но все-таки решили прежде всего сосредоточиться на надежности, так что существенной прибавки в мощности в ближайшее время ожидать не стоит.
Печальнее всего, что альтернативы по двигателю нет. Mercedes и Ferrari отказали Red Bull Racing еще в конце 2015 года, когда команда вдрызг разругалась с Renault. Есть, конечно, Honda, моторы которой в нынешнем сезоне обкатывает дочерний коллектив Дитриха Матешица Toro Rosso. И если японцы убедят Red Bull в своем прогрессе, то в следующем сезоне к ним может присоединиться и старшая команда. Но, не имея гарантии, что с Хондой будет намного лучше, захочет ли Даниэль ждать у моря погоды? Навряд ли: он желает побеждать здесь и сейчас.
«Я не представляю, что буду гоняться в 35-40 лет, — объясняет Риккьярдо. — Поэтому следующий период моей карьеры станет решающим. Я сделаю все, чтобы добиться максимально возможных результатов».
Но есть еще одна, даже более существенная причина, из-за которой австралиец вряд ли когда-нибудь реализует свои чемпионские амбиции вместе со своей нынешней командой…
У Red Bull новая суперзвезда
«Я — новый проект Red Bull, с которым они хотят повторить историю Себастьяна Феттеля и выиграть чемпионат», — открыто заявил минувшей зимой партнер Даниэля по команде Макс Ферстаппен. В австрийском концерне никак не отреагировали на эти слова 19-летнего голландца, а молчание, как известно, знак согласия. Да и все было сказано ранее.
Еще в середине прошлого года босс Red Bull Дитрих Матешиц четко обозначил цель команды на ближайшую перспективу: «Знаете, какая у меня главная мечта в Формуле-1? Чтобы Макс стал самым молодым чемпионом мира с Red Bull Racing. У нас есть время до 2020 года». Эти слова периодически повторяет и куратор молодежной программы Red Bull Хельмут Марко.
Очевидно, что Даниэлю Риккьярдо с его чемпионскими амбициями в этой схеме места нет. И если Red Bull Racing на самом деле включится в погоню за титулом, то австралиец рискует повторить судьбу своего соотечественника Марка Уэббера — быстрого и харизматичного гонщика, оказавшегося в свое время в тени талантливого молодого напарника, на стороне которого была команда. Да, в 2014-м Риккьярдо сделал то, чего не удавалось Марку на протяжении целых шести лет, — с ходу одолел лидера Red Bull Racing Себастьяна Феттеля. Но важно отметить, что в том сезоне немец подрастерял мотивацию после четырех чемпионских титулов, не лучшим образом адаптировался к машине, а его новый напарник, наоборот, моментально вкатился, поймал кураж и в одно мгновение влюбил в себя команду и публику, став главной звездой Red Bull. Отчасти именно поэтому Феттель и ушел в Ferrari. «Я не убегаю от проблем. Но иногда надо что-то менять», — пояснил тогда свое решение Себастьян. И теперь, спустя четыре года, тоже самое может сказать Риккьярдо. В жизни все циклично…
Какие варианты есть у Даниэля?
У австралийского гонщика есть два варианта продолжения карьеры в Формуле-1: Mercedes и Ferrari. Все остальное станет шагом назад — куда еще уходить из третьей по силе команды? Сменить шило на мыло, присоединившись к Renault и McLaren с таким же мотором, как у Red Bull Racing, и с менее конкурентоспособным шасси? Смысла нет, тем более его никто не гонит из команды. «Мы хотим, чтобы Даниэль остался с нами как минимум до 2020 года», — пояснил руководитель Red Bull Кристиан Хорнер.
Поэтому решение за самим Дэном. Вакантные места на сезон-2019 есть как в «Серебряных стрелах», так и в Скудерии. В плане медийной привлекательности австралийский весельчак с легкостью переплюнет Валттери Боттаса в команде Mercedes, а в отношении очков в Кубке конструкторов принесет больше пользы Ferrari, чем давно потерявший чемпионскую прыть Кими Райкконен. Другое дело — захотят ли боссы двух лидирующих команд рушить гармонию внутри своих коллективов? Риккьярдо за семь лет выступлений в Формуле-1 хоть и не был замечен в конфликтах с напарниками, но попортить нервы Льюису Хэмилтону и Себастьяну Феттелю он точно способен.
Играть роль второго номера, как Боттас и Райкконен, Дэн точно не собирается, — он четко дал понять это в одном из своих прошлогодних интервью: «Если при переговорах мне скажут, что я должен быть «подружкой невесты» другого гонщика, то я точно откажусь от контракта».
На пресс-конференции в Мельбурне Феттеля и Хэмилтона, к слову, спросили о перспективе сотрудничества с Риккьярдо в 2019-м — и знаете, что они ответили? Оба четырехкратных чемпиона посоветовали ему не торопиться с решением. Но если Феттель также заметил, что не против воссоединения с бывшим напарником, то Хэмилтон намекнул Дэну на то, что не стоит срываться с места, поскольку конкурентоспособную машину он может получить и в Red Bull. Такая реакция двух сильнейших гонщиков Формулы-1 может говорить только об одном: перспектива партнерства каждого из них с Риккьярдо вполне реальна.
Так куда же перейдет австралиец?
Если абстрагироваться от того, что Риккьярдо все же может остаться в Red Bull Racing хотя бы на один сезон, то наиболее вероятным вариантом кажется Ferrari. Почему не Mercedes? Дело в том, что разговоры о переходе австралийца на место Валттери Боттаса ничем не подкреплены, кроме мнений о том, что он является идеальной кандидатурой на замену финну, будто бы недотягивающему до уровня топ-пилота. Да, босс Mercedes Motorsport Тото Вольф говорил, что к такому классному гонщику, как Риккьярдо, стоит присмотреться, — но не более того. А вот интерес к Даниэлю со стороны Ferrari еще в 2016-м подтвердил спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко. Тогда жесткие условия контракта с концерном Дитриха Матешица не позволили Даниэлю принять это предложение. Были подобные слухи и в прошлом сезоне. Теперь же Риккьярдо наконец стал свободным агентом, так что препятствий для его перехода в Маранелло больше нет.
По ходу гоночного уик-энда в Бахрейне появились разговоры о том, будто бы переговоры стартовали и Дэн даже подписал предварительное соглашение. Сам он, естественно, все это опровергает. Но как показывает практика, обычно за такими опровержениями следует официальное заявление. Инсайдеры в паддоке утверждают, что контракт Риккьярдо с Ferrari будет подписан в ближайшие недели…