Что помогло победителю гонки Формулы-1 в Малайзии: стратегия или удача?

Фото: команды-участницы

Основные события были изложены в нашем традиционном дайджесте, поэтому сразу приступим к главному — к стратегии! Смены шин должны были стать одним из ключевых факторов, определяющих течение гонки на Сепанге. Поэтому перед стартом я с большим интересом взглянул на то, как видели предстоящие события официальные поставщики покрышек. И это повергло меня в грустные размышления. Специалисты Pirelli предполагали, что большую часть дистанции участники проедут на шинах Hard. Тем, кто стартовал на мягких покрышках (в это число входили все лидеры, пробившиеся накануне в финал квалификации), предлагалось на нескольких комплектах жестких шин пройти всю оставшуюся дистанцию. Альтернативный вариант предполагал старт на жесткой обувке и использование покрышек Medium всего лишь на одном из отрезков дистанции. Как же так?

Драматический старт гонки: слева виден дым из-под колес развернувшейся машины Росберга и Ferrari Феттеля со сломанной подвеской

Я в своих предположениях после квалификации, наоборот, считал, что на обязательных для использования в Гран При Малайзии шинах Hard участники проедут только один отрезок. А в остальное время будут использовать Soft, хотя его мало у кого оставалось достаточно. Но уж на два-то отрезка хватит! Если не новых покрышек, то слегка истертых на быстром квалификационном круге. В своей теории я исходил из того, что на только что уложенном асфальте реконструированного Сепанга деградация шин оказалась меньше ожидаемой, — это раз. Из того, что покрышки Hard даже по сравнению с Medium проигрывали по секунде на круге, — это два. И из того, что вряд ли в массовом порядке участники отважатся на то, чтобы пройти гонку с единственной сменой покрышек, задействовав Hard и Medium, — три. Неужели я перестал понимать закономерности современной гоночной стратегии? Или просто чего-то не учел? Ведь инженеры Pirelli непосредственно из паддока видят несколько больше, чем я из Москвы…

Фернандо Алонсо удался впечатляющий прорыв с последнего места на седьмое. Но звание гонщика дня почему-то присвоили Ферстаппену. Что же такое героическое тот совершил? Разве что выпил шампанского из ботинка Риккьярдо... Ну так это пришлось делать всем оказавшимся на подиуме!

Разумеется, нашелся один фактор, который я не принял во внимание, — колористический! Новый асфальт Сепанга был очень темным. А значит, сильно нагревался под малайзийским солнцем, которое вовсю палило с небес: старт был назначен на три часа по местному времени. Как потом выяснилось, максимальная температура асфальта во время гонки зашкаливала за 55 градусов. Что, конечно, повышало износ покрышек — но не настолько, чтобы прогнозы Pirelli сбылись. Победитель гонки Даниэль Риккьярдо проехал дистанцию именно так, как представлялось мне. То есть после первого отрезка на мягких шинах переобулся в жесткие, а заключительный отрезок проехал опять на мягких. Его, правда, дожидалась в боксах, греясь в своих термочехлах, стопка из четырех абсолютно новых покрышек Soft. Чего не было, к примеру, у его партнера Макса Ферстаппена. В результате использованные комплекты шин Макса изнашивались быстрее — поэтому ему пришлось делать на один пит-стоп больше. Но в целом и график Макса соответствовал моим ожиданиям: один отрезок на жестких шинах, три — на мягких.

Получив от читателей пожелание не особенно концентрироваться на действиях самого юного дарования Формулы-1, отмечу лишь его замечательный призыв по радио в тот момент, когда он приближался к Даниэлю Риккьярдо. Дескать, я начинаю догонять Даниэля, сделайте что-нибудь! Из боксов, однако, дистанционно помочь Максу не смогли или не захотели. А обогнать партнера в очной борьбе на трассе у него не получилось. Жаль, не состоялся еще один возможный поединок: с Кими Райкконеном, который уже стал принципиальным соперником Ферстаппена. Когда Макс собирался приступать к атаке Кими, тот повел свою Ferrari на пит-лейн.

В очном поединке пилотов Red Bull Риккьярдо проявил неуступчивость и парировал все атаки Ферстаппена. Как позже выяснилось, это и было решающей схваткой за победу

В рядах лидеров нашелся и человек, которому довольно неплохо помогла радикально консервативная стратегия с одним пит-стопом. Валттери Боттас стартовал на шинах Medium и ехал на них до двадцать девятого круга — больше половины дистанции! А потом поставил обязательный Hard и спокойно финишировал на пятом месте. Сумев, между прочим, опередить двух быстрых соперников из команды Force India. А идеально-атакующей выглядела стратегия Фернандо Алонсо: один отрезок на жестких шинах и три на мягких. Но у Алонсо была уникальная ситуация. Он из-за многочисленных штрафов в связи с заменой агрегатов стартовал в любом случае с последнего места. Поэтому от борьбы в квалификации уклонился — и перед гонкой имел три целеньких комплекта мягких шин. Ни у кого из соперников такой роскоши не было. Результат соответствует усилиям: стартовавший последним Алонсо сумел заработать очки, закончив гонку седьмым. А вот для победившего Риккьярдо все-таки не стратегия стала главным фактором, а удача. Не сошел бы лидер…

Тяжкая участь проигравшего: ну давай... еще глоточек!

Большой вопрос: а как следовало проехать гонку несостоявшемуся победителю? Льюис Хэмилтон должен быть взять 25 очков в Гран При Малайзии и уверенно к этому шел. Он стартовал на мягких шинах, а на двадцатом круге переобулся в жесткие. К моменту, когда его мотор отказал, проигрышной тактики для Льюиса просто не имелось. Он мог при желании дотянуть до финиша на тех шинах, которые стояли на его Мерседесе. А мог заехать в боксы, без спешки провести пит-стоп и вернуться на трассу лидером: отрыв вполне позволял это сделать. «План А» или «план Б», которые часто обсуждают по радио после снятия всех ограничений на переговоры, были для него одинаково приемлемыми. Но абсолютно новый двигатель Хэмилтона заставил вспомнить строчки песни про пламенный мотор. Восемь машин с гибридными установками Mercedes стартуют в Гран При, но подводят они почему-то только Льюиса. Который и обнародовал эту закономерность после своего досрочного финиша.

Случайность, невезение, заговор? Тема достойна того, чтобы поговорить о ней отдельно — а заодно и о странных судейских решениях, сопровождавших гонку. Легко иронизировать над теориями, намекающими, что не все в мире так просто, как кажется на первый взгляд. Почему, например, Кими Райкконену инженеры не дали включить режим максимальной мощности мотора в самый нужный момент? Ха-ха, он с ними заранее договорился! Не хотелось финну на подиум, где победитель Риккьярдо заставил всех пить шампанское из своей обуви! И партнера Макса Ферстаппена, и руководителя Кристиана Хорнера, и даже представителя конкурирующей команды Нико Росберга. А Кими подобные экзотические емкости для спиртных напитков чужды, о чем он и проболтался после финиша!

Хельмут Марко и Кристиан Хорнер довольны успехами своего пилота

Но в случае с двумя претендентами на чемпионский титул смеяться и иронизировать не хочется. Слишком многое поставлено на кон, слишком грандиозные силы задействованы. Это стоит обсудить серьезно. Как там говорила героиня романа «Унесенные ветром»? «Я не буду думать об этом сегодня — я подумаю об этом завтра».

Гран При Малайзии. Автодром Сепанг, 2 октября

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 1:37:12.776 2
2 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull +2.443 3
3 Нико Росберг Германия Mercedes +25.516 3
4 Кими Райкконен Финляндия Ferrari +28.785 3
5 Валттери Боттас Финляндия Williams +61.582 1
6 Серхио Перес Мексика Force India +63.794 2
7 Фернандо Алонсо Испания МсLaren +65.205 3
8 Нико Хюлкенберг Германия Force India +74.062 3
9 Дженсон Баттон Великобритания McLaren +81.816 2
10 Джолион Палмер Великобритания Renault +95.466 1
11 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso +98.878 2
12 Маркус Эриксон Швеция Sauber + 1 круг 2
13 Фелипе Масса Бразилия Williams + 1 круг 3
14 Даниил Квят Россия Toro Rosso + 1 круг 3
15 Паскаль Верляйн Германия Manor + 1 круг 3
16 Эстебан Окон Франция Manor + 1 круг 2
Сход Фелипе Наср Бразилия Sauber тормоза  
Сход Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes мотор  
Сход Эстебан Гутьеррес Мексика Haas крепление колеса  
Сход Кевин Магнуссен Дания Renault тормоза  
Сход Ромен .Грожан Франция Haas тормоза, вылет с трассы  
Сход Себастьян Феттель Германия Ferrari авария  

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Нико Росберг Германия Mercedes 288
2 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 265
3 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 204
4 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 160
5 Себастьян Феттель Германия Ferrari 153
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Toro Rosso/Red Bull 147
7 Валттери Боттас Финляндия Williams 80
8 Серхио Перес Мексика Force India 74
9 Нико Хюлкенберг Германия Force India 50
10 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 42
11 Фелипе Масса Бразилия Williams 41
12 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 30
13 Ромен .Грожан Франция Haas 28
14 Даниил Квят Россия Red Bull/Toro Rosso 25
15 Дженсон Баттон Великобритания McLaren 19
16 Кевин Магнуссен Дания Renault 7
17 Джолион Палмер Великобритания Renault 1
18 Паскаль Верляйн Германия Manor 1
19 Стоффель Вандорн Бельгия МсLaren 1

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG F1 Team Mercedes 553
2 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 359
3 Scuderia Ferrari Ferrari 313
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 124
5 Williams Martini Racing Mercedes 121
6 McLaren Honda Formula 1 Team Honda 62
7 Scuderia Toro Rosso Ferrari 47
8 Haas F1 Team Ferrari 28
9 Renault Sport Formula 1 Team Renault 8
10 Manor Racing MRT Mercedes 1

Рекомендованные статьи