Отнять и поделить: почему в Формуле-1 многие команды продолжают жить на грани банкротства?
Главная новость межсезонья Формулы-1 — отставка Берни Экклстоуна. Она затмила собой другое, гораздо более скромное по масштабу событие. В команде Manor опять введено внешнее управление. Чтобы все-таки стартовать в нынешнем году, бывшей Марусе надо снова искать инвесторов. Казалось бы, коллектив прошел все круги ада ожидания банкротства, потерял проданную за долги базу, сменил владельцев, вернулся в число равноправных участников чемпионата, неплохо выступил в 2016 году. И снова полная неизвестность!
Символическая связь обоих событий очевидна. Система, выстроенная Экклстоуном, на первое место ставила популярных грандов. На второе — узнаваемых середняков, необходимых для заполнения стартового поля. Аутсайдерам доставалось не третье по важности место, а вообще никакое. Они были абсолютно неважны. «Чемпионат ничего не потеряет, если их не станет», — когда-то сказал Берни про другую бедную команду Minardi.
Ирония судьбы: Minardi до сих пор стартует, пусть и под именем Toro Rosso. А Берни получил пост почетного президента, который сам считает какой-то американской уловкой. Правильно считает: почет ему останется, но править теперь будут другие. Им же и разруливать главную проблему Формулы-1 — финансовую. Кто эти люди?
Новые руководители Формулы-1: коммерческий директор Шон Братчес (слева), исполнительный директор Чейз Кэри, спортивный директор Росс Браун (справа)
О преемнике Экклстоуна Чейзе Кэри мы уже рассказывали в прошлом году, когда американская фирма Liberty Media купила Формулу-1 у инвестиционного фонда CVC Capital Partners. Кэри, ставленник новых владельцев, — акула медиабизнеса, человек, управлявший успешными теле- и кинокомпаниями. Уже тогда было ясно, что он рано или поздно вместо Берни будет рулить Формулой, но говорили о переходном периоде в три года.
Все вышло гораздо быстрее. Как только добро на покупку Формулы-1 дали инстанции, которые, в принципе, могли бы заморозить сделку (в том числе и FIA), Экклстоуна свергли. Такая торопливость говорит о том, что полугода знакомства с новым поприщем Чейзу хватило для вывода: все плохо, надо действовать быстрее. Знает ли он, что делать?
О том, что Кэри нужен помощник, изучивший кухню Формулы-1 изнутри, говорили давно. Потом из многих кандидатов стало наиболее часто называться имя Росса Брауна, успешного руководителя нескольких команд. Человека, который вывел Mercedes в атаку на чемпионские позиции и ушел оттуда как раз перед тем, как эта атака завершилась успехом. Сразу после снятия Экклстоуна с поста исполнительного директора было объявлено, что помогать Кэри будет именно он, Росс Браун.
Дуэт был доведен до триумвирата с помощью Шона Братчеса, ранее руководившего американским спортивным телеканалом ESPN. Братчес был назначен коммерческим директором. Обратите внимание: американцы отвели Брауну руководство спортивной и технической стороной купленных ими автогонок. То есть областями, которые им по большому счету неинтересны. Сами же они станут заниматься главным — деньгами. Значит, сферой, в которой надо что-то срочно менять, будет именно финансовая. Что же с ней не так?
До середины 70-х, когда Берни Экклстоун начал коммерциализацию Формулы-1, команды могли участвовать в чемпионате и даже побеждать без больших денег — как говорится, на энтузиазме