Пахлава, манат и Формула. У российских болельщиков появилась альтернатива?

Фото: организаторы | Сергей Иванов
Болельщица Надя из Владивостока стояла на главной трибуне «Апшерон» с флагом Ferrari. Прямо напротив машины Кими Райкконена, за которого болеет. Она уже побывала и в Китае, и в Сингапуре — в общем, там, куда ближе из ее города. А вот в Сочи не была, долго лететь! Но в Баку приехало предостаточно и других гостей из России. По сообщениям организаторов, от четверти до трети билетов на азербайджанскую гонку приобрели любители автоспорта, приехавшие из нашей страны.
На трибунах в Баку было много болельщиков из России

Цены на билеты, кстати говоря, вполне европейские. От 200 евро на не очень престижные места до 590 евро на трибуну «Апшерон», с которой можно разглядеть не только стартовую прямую, но и первый поворот трассы — там бывает множество происшествий. Местные гостиницы, во всяком случае те, которые значились на официальным сайте Гран При, проявили восточное лукавство, предлагая номера как минимум на 4 дня (а в некоторых отелях надо было и вовсе заказывать неделю сразу). Впрочем, есть ли смысл ехать в Баку только на гонку?

Традиционная прогулка по трассе перед началом Гран При была для гонщиков еще и экскурсией по основным городским достопримечательностям

Город красив. Средневековая экзотика переплелась здесь со сталинским псевдоампиром. А самые изящные здания построены в начале двадцатого века, когда на Баку пролился первый щедрый дождь нефтяных денег. Я бывал здесь в детстве — то есть почти полвека назад. Сейчас другим стало практически все. Даже мрачная громада Девичьей башни, не потеряв своей древней стати, теперь смотрится свежее, очищенная от вековой грязи и копоти. Напротив достопримечательности — трибуна. Как и рядом с другими красивыми городскими видами — на здание Филармонии (источник вдохновения архитектора — казино в Монако), на ворота в Старый город и так далее. Чувствуется, что организаторы хотели представить свой город в наиболее выгодном свете — не только для телезрителей всего мира, но и для гостей на трибунах.    

Даже когда солнце клонится к закату и прячется за облака, болельщикам жарко. От духоты частично спасает лишь сильный ветер — а вот гонщикам он мешает


«Наша трасса поставила рекорд по движению задним ходом!» — восхищается азербайджанский коллега-журналист, увидев, как очередной гонщик в очередной раз ныряет в «карман безопасности» и выбирается оттуда. А я задумываюсь — все-таки хороша трасса или не очень? Глядя на схему, предполагаешь, что она похожа на былые этапы по улицам американских городов, где повороты под прямым углом не давали гонщикам толком разогнаться. Ничего подобного! Длиннющие прямые, а повороты коварные и интересные, заставляющие пилотов искать траекторию, проезжая в сантиметрах от отбойников. Почти Монако — только скорости, как в Канаде! Со временем на этой трассе наверняка образуется парочка мест, знаменитых, как канадская «Стена чемпионов». Одна беда — автодром в Баку временный, поэтому тот же первый послестартовый поворот могут в следующем году собрать чуть-чуть по-другому, дав машинам побольше простора.

В Турцию команды презжали со своими моторхороумами, здесь собрали временный паддок на площади перед Домом Правительства


Другое дело, что гонка Формулы-1 тут вышла скучноватой (не то что хаотические заезды серии GP2). Какой и должна была быть на такой «моторной» трассе гонка, в которой одна команда имеет безоговорочное преимущество над другими. Это еще Росберг некоторое время возился с настройками двигателя — поэтому отрыв его от преследователей оказался меньше, чем мог бы быть. А Хэмилтона те же трудности с подбором настроек и вовсе выкинули из борьбы за подиум — поэтому поединка с Росбергом у него не получилось. Надеюсь, что в будущем году с переменой регламента с тотальным превосходством Мерседеса будет покончено. И вот тогда на улицах Баку может быть написана одна из самых драматичных историй чемпионата. Скорости-то возрастут! Некоторые места на трассе и сейчас чреваты происшествиями — а при увеличении  скорости могут стать и просто опасными. Вероятно, организаторы учтут это в подготовке следующего Гран При Европы.

Тюнингованный "ушастый" Запорожец — разве такую красоту увидишь где-нибудь в Монце или Сильверстоуне?


Но ширина трассы (если не брать узкое место с подъемом к воротам городской крепости) позволяет вести активную борьбу практически на всей дистанции! Если силы нескольких участников, борющихся за победу, будут равны — в Баку они явно подарят нам больше интересных моментов, чем в Барселоне или, скажем, на Хунгароринге. Шинники из Pirelli, с которыми я беседовал, клятвенно обещали через год привезти UltraSoft, что сделает стратегию пит-стопов гораздо более непредсказуемой. Так что в следующем году в Баку заглянуть стоит! Столице Азербайджана можно отдать предпочтение, даже если делать выбор между поездкой сюда и в Западную Европу. Конечно, Спа или Монца — трассы легендарные, погружение в гоночную атмосферу, в праздник, единение с тысячами других фанатов там обеспечено. Но у Баку свои козыри. Нет, не экономия — азербайджанский манат по сравнению с рублем довольно «увесист». Зато – удобный прямой перелет из Москвы. Гонка в центре города — а, значит, минимальны транспортные расходы. Архитектурная экзотика. Пахлава, наконец! Если вы покупали ее (или другую восточную сладость) в своем городе — значит, вы судите о художниках по журнальным репродукциям. Пробуйте оригинал!

В отличие от ближневосточных Гран При, в Баку никто не против шампанского для призеров гонки

Приезжих здесь встречают доброжелательно. Можно объясниться с местными жителями по-русски, особенно если разговариваешь с человеком старшего поколения. В общем, Баку — достойная альтернатива любым поездкам на Формулу, ради которых приходится менять рубли на подорожавшую валюту. А если выбирать между Баку и Сочи? Между Черным морем и Каспием? Пожалуй, про это стоит порассуждать отдельно. Кстати, ездил ли в Баку кто-то из читателей Авторевю? Если да — поделитесь впечатлениями в комментариях! 

Рекомендованные статьи