Ралли Таллин: огонь, вода и новые приключения Жигулей

Ралли Таллин: огонь, вода и новые приключения Жигулей
Автоспорт | 18 мая 2018
Фото: margusefotod.eu | rallifotod.eu | Андрей Клещев | Кристс Андерсонс | Марк Алексеев | Тимо Анис

Далеко ли до Таллина? От Москвы — 1100 километров. От Кирова, где живет мой пилот Клим Байков — две с лишним тысячи, или больше тридцати часов пути на автомобиле. Дальше ралли Таллин из всех этапов чемпионата Эстонии, в котором мы защищаем свой прошлогодний титул на олдскульных Жигулях — только гонка на острове Сааремаа.

Старый Таллин прекрасен в любое время года, но особенно хорош он весной

Раньше путь до Таллина был непростым испытанием — и из-за многочисленных ремонтов дорог, и из-за постоянных сюрпризов на границе. Но сейчас самые ядреные пробки остались в прошлом, маршрут отработан, точки общепита проверены, а таможня при грамотном подходе неизменно дает «добро». Так что дорога до Таллина пролетает незаметно — в неспешных разговорах, в наслаждении аудиокнигами, в общении с коллегами по гоночному цеху и даже фанатами, которыми наш скромный экипаж обзавелся за три года выступлений в Прибалтике. На этот раз приятный сюрприз поджидал нас в городке Выру, где местные болельщики одарили единственную жигулевскую команду из России сувенирами.

В Выру, к слову, тоже проводят роскошное ралли — оно зовется Южная Эстония и состоится в конце августа. А пока нас с Климом ждала не такая приятная по трассе гонка. Самые «вкусные» спецучастки в окрестностях Талллина уже давно закатали в асфальт, так что организаторы вынуждены выбирать из того, что осталось. Отсюда — и длинные перегоны, и не самая интересная конфигурация допов. Трехмерные виражи и повороты с прыжками, привычные для дорог в южной части Эстонии, на севере страны отсутствуют от слова совсем. Зато зрителям раздолье: тут тебе и супер-СУ по асфальтовым дорожкам Певческого поля в Таллине, и «слалом» вокруг громадных ветряков в приморском городке Палдиски, и эффектный проезд по карьеру на допе Ваймыйса, и гонка на живописной ралли-кроссовой трассе Вазалемма, которая была построена еще во времена СССР.

Всего в Таллин приехало 66 экипажей из шести стран, включая далекую Индию. Наш национальный 1600-кубовый класс EMV9 с девятью машинами на старте разделил второе место по «популярности» с международным полноприводным зачетом EMV3. А знаете, каких автомобилей было больше всего? Ралийных грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-53, которых собралось аж двенадцать штук!

Латыш Иво Килпис, который был нашим главным соперником на зимних гонках в Алуксне и Гулбене, в Таллин не приехал. Но и без него конкурентов в классе EMV9 хватало. Тут тебе и мощный финн Паси Тиайнен, который на своей легкой заднеприводной малютке Toyota Starlet два года назад обскакал всех соперников в Кубке Суоми. И «полноприводный» чемпион Эстонии 2014 года Тимму Кырге, который из-за нехватки финансов вернулся за руль Жигулей. И уроженец острова Сааремаа Райдо Лаулик, чей Nissan Sunny мы никак не можем догнать вот уже три года. И пара темных лошадок, включая победителя эстонского первенства по ралли-спринту Патрика Юхе на свежепостроенной Хонде Civic. В общем, хорошая компания! Для полного счастья не хватало разве что Янара Тянака и его супер-Жигулей. Но, увы, двоюродный брат Отта Тянака, выступающего в чемпионате мира, сейчас проходит преддипломную практику и, по слухам, вместо гаек крутит хвосты коровам на одной из эстонских ферм.

Начали мы гонку (как, впрочем, и все остальные участники) с упражнений в кромешной пыли. Дождей в окрестностях Таллина не было несколько дней, ветер к вечеру тоже стих — и в некоторых поворотах приходилось сильно сбрасывать, поскольку в них не было видно ни-че-го! В результате дважды пришлось сдавать задом: сначала зарулив в канаву на СУ1, а затем промахнувшись мимо шпильки на втором спецучастке. И только на Певческом поле в Таллине мы обошлись без потерь, с удовольствием промчав эти полтора километра узкого асфальта. По итогам дня наш дуэт оказался третьим: впереди — только экипаж Тиайнен на куда более мощной и легкой Тойоте, да Лаулика на Ниссане. А вот Кырге потерял все уже на первом спецучастке: на его Жигулях отвалился проводок, питающий систему зажигания, и Тимму простоял на допе в поисках неисправности почти пять минут!

Во второй день, на более жестких дорогах, с проблемами столкнулся уже Тиайнен. Почти после каждого спецучастка финн лежал под своей Тойотой, пытаясь починить крепление заднего моста — и в конце-концов все же был вынужден сойти. А вот к нашим Жигулям по ходу почти всей дистанции вопросов не было — претензии можно было предъявлять только самим себе. У меня временами не получалось читать стенограмму «под ногу», а Клим на СУ5 промахнулся мимо быстрого левого поворота, посчитав, что он будет за следующим перегибом дороги. Хорошо еще, что прямо по курсу не было деревьев — только трава и кусты. Так что, потеряв около двадцати секунд, мы благополучно продолжили гонку — на втором месте в своем зачете.

Еще одна потеря случилась на самом длинном спецучастке, 12-километровом СУ Руссалу: мы зацепили стопку покрышек на ретардере и Жигули отбросило аккурат в стопку бревен на обочине! Опять же, обошлось только косметическими и моральными потерями — замятое заднее крыло на скорость не влияло, а бензобак еще зимой у нас переехал из багажника в салон. А вот второй раз промчать по лучшему спецучастку гонки, увы, не удалось. Нет-нет, с нами-то было все в порядке, а вот с Хондой Крислин Сепп случилось несчастье — машина эстонской пилотессы сгорела. Причем от полыхающего на обочине автомобиля еще и занялась трава в окружающем лесу! В итоге у пожарных оказалось столько работы, что организаторам пришлось отменить второй проход по Руссалу для всех экипажей.

Удивительное дело — несмотря на все приключения, мы вплоть до последнего допа претендовали на золото! Все потому, что Райдо Лаулик, к которому мы и так подтянулись по скорости по сравнению с прошлым сезоном, «залил» двигатель своего Ниссана, форсируя брод на ралли-кроссовой трассе. Так что перед финальным спецучастком нас разделяло всего 18 секунд. Ну а то, что на Power Stage разыгрывались еще и бонусные очки, придавало дополнительные силы — хотелось проехать финальный доп и быстро, и в удовольствие.

Хотелось, да не получилось. На жестком торможении перед «левым шесть» Жигули внезапно отказались сбрасывать газ — и Клим сумел остановиться, лишь напугав зрителей эффектным разворотом! Остаток допа мой пилот аккуратничал — и только после финиша рассказал мне, что причиной наших трюкачеств стали проблемы с напольным педальным узлом. В нем что-то нарушилось, и при торможении в пол педаль тормоза увлекала за собой педаль газа, делая невозможной переключение передач секвентальной коробки «вниз»…

Хорошо еще, что это случилось под самый занавес, а не в середине гонки — сервисный парк во второй день был только однажды, а с такой проблемой быстро не поедешь. Обидно, конечно, что не удалось набрать максимум очков на Power Stage, но и серебро столичной гонки — неплохой вклад в нашу копилку для сезона в целом. Так что лидерство в классе EMV9 чемпионата Эстонии мы сохранили — ведь победитель ралли Таллин Райдо Лаулик зимой не стартовал, а выигравший Power Stage и взявший бронзу в гонке Тимму Кырге набрал с нами равное количество очков.

Райдо Лаулик и Тынис Виидас

Что еще запомнилось на соревнованиях в окрестностях эстонской столицы? Плотная борьба за победу в общем зачете, в которой хозяин трассы Георг Гросс все же переиграл гостя с Украины Валерия Горбаня и молодого финна Эмиля Линдхольма, почти на равных «разговаривавшего» с обладателями WRC на Шкоде Фабии более скромной категории R5. Яркая езда уральца Дениса Ростилова, который стал не только пятым в абсолюте, но и лучшим среди всех пилотов на «серийной» полноприводной технике. Большое количество сходов из-за развороченных подвесок — камни и пни на обочинах в этот раз изрядно проредили спортивный канал. И, конечно же, выступление пилотов Газонов, один из которых умудрились поставить в гонке на «попа», прислонив к придорожным деревьям!

Следующий этап чемпионата Эстонии пройдет в середине июня на севере страны. И на ралли Viru все для нас с Климом будет новым — гонка в городке Раквере возвращается в национальное первенство после четырехлетнего перерыва.

Ралли Таллин
Чемпионат Эстонии, 3-й этап
Таллин (Эстония), 11-12 мая
Стартовало 66 экипажей, классифицировано 43
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 Г.Гросс/Р.Мыльдер Эстония Ford Fiesta RS WRC 48.25,5
2 В.Горбань/С.Ларенс Украина/Эстония Mini John Cooper Works WRC +7,3
3 Э.Линдхольм/М.Корхонен Финляндия Skoda Fabia R5 +13,8
4 Ю.Хилтунен/Я.Каллиолепо Финляндия Skoda Fabia R5 +1.13,4
5 Д.Ростилов/А.Курносов Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +3.07,3
6 А.Попов/А.Крылов Эстония/Россия Mitsubishi Lancer Evo IХ +3.52,0
7 К.Торн/А.Леск Эстония Ford Fiesta R2T +4.10,3
8 М.Юримяэ/М.Вальтер Эстония BMW M3 +4.40,8
9 Э.Блумс/Д.Эглитис Латвия Mitsubishi Lancer Evo IХ +5.06,2
10 Р.Поом/К.Ярвеоя Эстония Ford Fiesta R2T +5.15,2
11 И.Буланцев/Я.Буланцева Россия Ford Fiesta R5 +5.20,7
12 А.Семенов/С.Якименко Россия Mitsubishi Lancer Evo Х +5.25,8
       
20 А.Кудрявцев/В.Корся Россия/Украина Peugeot 208 R2 +7.57,7
26 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +9.56,4
34 А.Михайлов/Н.Кокинс Россия/Латвия Mitsubishi Lancer Evo Х +14.00,3

Рекомендованные статьи