Дожить до заката: на автодроме в Сочи прошла первая в истории четырехчасовая гонка

Фото: Григорий Голышев

Мы уже писали об успехе четырехчасовых соревнований Russian Endurance Challenge (REC), которые прошли в Подмосковье в начале сентября. Однако, как оказалось, сезон длинных гонок в России на этом не был закончен — и в середине октября новый формат состязаний обкатали на автодроме в Сочи. Правда, выездной этап REC собрал куда меньше участников, чем сентябрьские старты, а некоторым смельчакам пришлось изрядно помучиться с техникой, прежде чем увидеть клетчатый флаг.

REC в Сочи прошел в так называемом клубном формате, и из зрителей здесь были только «свои». На далекое путешествие на берега Черного моря решились только полтора десятка экипажей, а самым наполненным неожиданно оказался класс спортпрототипов. Здесь, помимо двух болидов марки Radical, российского Феникса и машины проекта 527/ShortCut, должны были стартовать еще четыре Митжета из одноименной гоночной серии. При этом в классе GT участвовал всего один Porsche Cayman GT4, а в зачете Суперпродакшн была заявлена единственная команда, Нева Моторспорт, на неизменной «японке» Honda Civic.



Сочинский автодром хорошо известен повышенной нагрузкой на технику. Например, в 2014 году, во время дебютного этапа Российской серии кольцевых гонок, участники пожгли здесь немало двигателей из-за масляного голодания в затяжном третьем повороте. Вот и в этот раз технические проблемы подпортили гонку половине участников, а экипаж Ильи Буренко, Алексея Басова и Андрея Петухова и вовсе не смог стартовать. Увы, во время квалификации развалился мотор их Феникса — и фаворитам соревнований пришлось переквалифицироваться в зрителей.

Николай Грязин и Константин Гугкаев были главными претендентами на победу, но проблемы с электроникой заставили их закончить соревнования досрочно

Четырехчасовая гонка в Сочи стартовала в 13:30, а ее первым лидером стал экипаж на Каймане. Как и на сентябрьском этапе REC, за рулем Porsche сменяли друг друга россиянин Мурад Султанов, немец Марк Валленвайн и австриец Клаус Бахлер. Два Радикала, несомненно, были быстрее машины категории GT4, но первый отрезок их пилоты начали достаточно осторожно. Обмен позициями произошел только через полчаса, когда в лидеры вышел экипаж бывшего мотогонщика Леона Осипова и звезды любительских соревнований Степана Крумилова. А вот второй «радикальный» дуэт, Николай Грязин и Константин Гугкаев, продержался на трассе чуть больше часа, после чего сошел из-за проблем с электроникой на английском прототипе.

Российско-немецкий экипаж на Porsche Cayman GT4 начал последний час гонки в роли лидера

Хотя лидеры были на три секунды с круга быстрее своих соперников на Porsche, на руку «каймановодам» сыграла стабильность. Трио пилотов на машине GT4 показывало близкие времена, а вот владелец Радикала Леон Осипов не мог поддерживать темп своего напарника, да еще и заезжал на пит-лейн отбывать наложенный судьями штраф. В итоге последний час экипаж прототипа начинал в роли догоняющего и только за 11 кругов до финиша он все же смог выйти на первое место. Разрыв между Радикалом и Porsche после четырех часов борьбы получился совсем нехарактерным для длинных гонок — каких-то четыре секунды! А вот бронзовые призеры, Борис Шульмейстер, Станислав Яровой и Повилас Янкавичус на Митжете, отстали от пары лидеров уже на пять кругов.

Победители сочинского REC Леон Осипов и Степан Крумилов объединились в один экипаж буквально перед стартом — а Крумилов проехал свой первый круг на Радикале уже в самой гонке!

Поначалу на третье место претендовал квартет Дмитрия Добровольского, Сергея Голубева, Павла Яшина и Александра Антонова: не имея конкурентов в классе, экипаж Хонды целился на высокие место в абсолюте. В их пользу работала специфика длинных гонок: по расчетам команды, экипаж коллектива Нева Моторспорт должен был совершить на один пит-стоп меньше. В отличие от Митжетов с их маленьким бензобаком, на Сивике бензина хватало на два часа езды, в то время как регламент гонки оговаривал всего три обязательных пит-стопа продолжительностью четыре минуты. Остальные же остановки не были ограничены по времени. Но расчетам питерцев было не суждено сбыться: в начале третьего часа в секвентальной КПП Хонды осталось всего две передачи: вторая и третья…

Honda и Russian Drift Series? Все просто: за руль кузовной машины после большого перерыва вернулись нынешний руководитель RDS Дмитрий Добровольский и владелец команды Нева Моторспорт Александр Антонов

Впрочем, духи длинных гонок должны были остаться довольны: несмотря на проблемы, экипаж Сивика решил финишировать на трассе, а не в боксах. Ну а четвертое и пятое место в абсолюте взяли еще два экипажа на Митжетах: дуэт Ивана Лукашевича с Валерием Журавлевым и трио в составе Владимира Чарчияна, Артема Кабакова и Владимира Стрельченко.

Mitjet бронзовых призеров гонки, Бориса Шульмейстера, Станислава Ярового и Повиласа Янкавичуса. Французские прототипы счастливо избежали технических проблем, но маленький бензобак и отсутствие фар усложняло их участие в марафоне

Шестыми в абсолюте и первыми в классе Moscow Classic Grand Prix стал немецко-российский экипаж Даниэля ам Энде и Даниила Шамалова на ВАЗ-2105. Хотя будущим победителям пришлось заезжать в боксы для смены лопнувшего рычага, их соперники, Андрей Козлов и Александр Самайданов, потеряли на ремонт своих Жигулей еще больше времени, финишировав с отставанием в 11 кругов.

Экипаж Андрея Козлова и Александра Самайданова на внеплановом пит-стопе

Немало пришлось поработать механикам и в классе Национальный. Масляное голодание и обрыв шатуна на Калине экипажа Евгения Перепады, Самвела Искоянца и Виктора Дамутя сделал лидерство трио в составе Андрея Масленникова, Виталия Ларионова и Натальи Гольцовой неоспоримым. Впрочем, и будущим победителям пришлось поволноваться: на Калине команды УГМК Моторспорт развалилась ступица, и только оперативный ремонт позволил финишировать седьмой в абсолютном зачете — в каких-то 28 секундах от шестой позиции.

Развалившаяся ступица заставила команду УГМК Моторспорт ремонтировать свою Калину прямо на центральной аллее сочинского паддока

Сочи Автодром — самая длинная и скоростная трасса России. Поэтому складывается впечатление, что для пелотона, состоящего наполовину из обычных кузовных автомобилей, автодром Формулы-1 пока великоват. Здесь бы неплохо смотрелся набор из прототипов, техники категории GT и быстрых машин класса Туринг. Но пока набрать полную стартовую решетку из автомобилей «старших» зачетов в  REC сложно, да и соревнования на трассе Moscow Raceway для большинства потенциальных участников ближе и дешевле. Несмотря на это, можно не сомневаться, что российские гонки на выносливость будет развиваться. Организаторы Russian Endurance Challenge не исключают, что в 2017 году пройдет уже три соревнования в «длинном» формате.

Russian Endurance Challenge Club
Сочи Автодром (Краснодарский край), 16 октября
Итоговые результаты

Место Экипаж Автомобиль Круги
1 Л.Осипов/С.Крумилов Radical SR3 94
2 М.Султанов/М.Валленвайн/К.Бахлер Porsche Cayman GT4 94
3 Б.Шульмейстер/С.Яровой/П.Янкавичус Mitjet 2l 89
4 И.Лукашевич/В.Журавлев Mitjet 2l 88
5 В.Чарчиян/А.Кабаков/В.Стрельченко Mitjet 2l 86
6 Д. ам Энде/Д.Шамалов ВАЗ-2105 68

Рекомендованные статьи