Что нас ждет в грядущем сезоне чемпионата WTCC?
Конец февраля: температура чуть выше нуля, солнце прорезается сквозь утренний туман. Я на трассе Поль-Рикар. Трибуны пусты, но в боксах кипит работа, а по треку кружат Citroen С-Elysée и Honda Civic: это их первые совместные тесты перед стартом чемпионата мира по кузовным гонкам WTCC.
Красиво звучат новые моторы! Например, Honda Civic издает ровный высокий рев, на торможении превращающийся в громкие «отстрелы». Не чета сдавленному подвыванию и бульканью на торможениях, что издавали машины прежнего поколения. Это из-за более производительного турбокомпрессора с рестриктором увеличенного диаметра, введенных к сезону-2014. Если закрыть глаза, можно подумать, что по трассе ездят не хэтчбеки класса C и седаны класса B, а настоящие спорткары категории «Гран Туризмо».
Кстати, это не так далеко от истины. Как и у большинства купе класса GT3, у новых машин WTCC много кузовных деталей сделано из углепластика: крылья, бамперы, крышка багажника, капот. Расширенные колесные арки (до разрешенных новым регламентом 1900 миллимет-ров), огромные антикрылья... По словам технического директора Citroen Racing Ксавье Местелан-Пиньона, по уровню прижимной силы (до 200 килограммов) C-Elysée WTCC ближе к спорткарам категории GT3, нежели к прежним машинам WTCC! Вкупе с прибавкой мощности в 60 л.с. (до 380 л.с.) и сниженной на полцентнера массой это позволило сбросить около полутора секунд с километра.
Заводских команд в новом сезоне будет три — это Citroen Racing с седанами C-Elysée, JAS Honda c хэтчбеком Civic и Lada Sport c четырехдверной Грантой. Кроме того, бывшая заводская команда Chevrolet — английская Ray Mallock Limited — готовит для частных команд несколько седанов Cruze.
Шеф команды JAS Honda Алессанд-ро Мариани не скрывает, что построить успели только одну машину, а на тестах занимаются выбором той геометрии подвески, которую нужно будет омологировать в FIA. «Я весь день откатал на одних и тех же пружинах, ничего не меняя в настройках амортизаторов, — рассказывал пилот Габриэле Тарквини. — Мы занимались более базовыми вещами». Ведь технический регламент был готов очень поздно, в августе — у команд было меньше полугода для того, чтобы разработать новые машины.
А они действительно новые! Теоретически правила позволяют сохранить основу прежнего мотора и кое-какие кузовные детали, но Citroen только-только пришел в WTCC и C-Elysée разработан с нуля. И даже Honda хоть и могла бы сохранить что-то от старого Сивика, но предпочла конструировать все заново, включая двигатель. Ведь первый опыт японских мотористов с непосредственным впрыском и турбонаддувом — двигатель Mugen-Honda HR412 — оказался неудачным. Так что в новом моторе изменили абсолютно все, начиная с блока цилиндров. При этом Мариани доволен: «Новые правила мне нравятся! Машины стали лишь чуть дороже, зато выглядят гораздо более... Секси!»
Сложность машин такова, что их стоимость, по неофициальным источникам, достигла трехсот тысяч евро. Сравнимо с классом GT3. Неудивительно, что многие «частники» выбрали «Гран Туризмо»: Марк Бассенг вместе с командой Рене Мюнниха теперь выступает в серии Blancpain, Дэррил О’Янг и Алекс Макдауэлл из команды bamboo engineering — в чемпионате WEC, а Стефано д’Асте — в значительно более доступной европейской серии GT4.
Но для заводских команд изменения не принципиальные. «Вряд ли WTCC нуждается в каком-то удешевлении», — уверен технический директор Ситроена Ксавье Местелан-Пиньон. — «Да, специальные гоночные двигатели куда дороже атмосферных, сошедших со сцены в 2011 году, зато они на порядок надежнее — на весь год должно хватить одного мотора против нескольких за сезон ранее». Правда, новые машины по окончании сезона уже не получится продать «на сторону», в какой-нибудь национальный чемпионат, ведь единственной серией, принявшей новые правила, остается WTCC.
Однако заводские команды озабочены не перепродажей, а маркетинговой отдачей, причем на конкретных рынках. Серийный C-Elysée продается в основном в Латинской Америке и Китае (из европейских стран — только в Испании, Португалии и России), поэтому за руль его гоночного аналога помимо четырехкратного «турингового» чемпиона мира Ивана Мюллера и раллийной легенды Себастьена Лоэба сядут еще и популярный у себя на родине аргентинец Хосе-Мария Лопес и китаец Ма Цин Хуа, променявший почетное, но бесполезное место тест-пилота «формульной» команды Caterham на WTCC.
Кстати, Citroen, похоже, вкладывает в WTCC гораздо больше, чем Honda. Ведь неспроста седан C-Elysée WTCC построили задолго до того, как FIA утвердила техрегламент. И есть подозрение, что правила получились такими радикальными и приняли их так поздно как раз из-за французов, которые, как ни крути, говорят с главой FIA Жаном Тодтом на одном языке...
Теоретически такая однобокая ставка на заводские команды в долгосрочной перспективе может и подкосить чемпионат: если грянет кризис, автопроизводители уйдут. Но пока все складывается наилучшим образом. Зрительская аудитория растет год от года — только в прошлом году она прибавила 9%, достигнув 557 млн зрителей в 188 странах. Организаторы обещают, что к первому этапу будет готово не меньше шестнадцати машин нового образца: четыре заводских Ситроена, две заводские Хонды плюс две частные, три Лады Гранты и пять-шесть седанов Chevrolet Cruze, подготовленных командой Ray Mallock Limited. Плюс пилоты на технике старого образца. В 2011 году, когда чемпионат переходил на предыдущий вариант регламента S2000 c моторами 1.6 Turbo, на старте сезона не было и половины нынешних машин.
Важно и другое. По словам нового промоутера серии Эрика Неве, пришедшего на смену Марчелло Лотти, серию наконец-то стали воспринимать всерьез автопроизводители: «Статус чемпионата мира у нас уже девять лет, и автопроизводители регулярно интересуются стоимостью участия, техническими особенностями, логистическими затратами... Это обнадеживает!»