«6 часов Сильверстоуна»: прототипы-невидимки и другие
Когда-то французские устроители чемпионата мира по гонкам на выносливость (FIA WEC) кичились своей выставкой технических достижений — ведущим классом LMP1. Но когда оказалось, что автопроизводители не готовы больше тратить огромные суммы на соревнования технологий, им только и остается завлекать зрителей сражением звезд (нынешних и уже бывших) Формулы-1. Чуть ли не главным событием «6 часов Сильверстоуна» по замыслу организаторов должно было стать очередное противостояние заклятых друзей, Фернандо Алонсо и Дженсона Баттона, на легендарной трассе. Не вышло. Если бы в этой гонке гибридных прототипов вообще не было на трассе, этого никто и не заметил бы.
После первой же тренировки Баттон, выступающий за российскую команду SMP Racing, заявил, что по ходу марафона Алонсо сможет обогнать его на несколько кругов, — настолько велико преимущество заводских прототипов Toyota TS050 перед частными машинами. И никакие послабления для частников не помогают. По идее, у независимых команд есть шанс доработать машину по ходу сезона, но на третьем этапе чемпионата FIA WEC их отставание от заводчан, которые едут на слегка модифицированной технике 2017 года, только выросло! Самое время французам из Западного автомобильного клуба (АСО) выбросить белый флаг и признать, что их многоходовые интриги с заманиванием частников в класс LMP1 и одновременное умасливание единственного заводского коллектива ни к чему не привели.
Старт шестичасового марафона: Тойоты уже отрываются, а позади них через мгновенье частники организуют небольшую аварию, из-за которой экипажи команд Rebellion и SMP откатятся в хвост пелотона
Более чем туманным сейчас выглядит и будущее класса прототипов-гиперкаров, на участие в котором пока что подписались все те же японцы из Тойоты. Судя по всему, представители Ferrari и Porsche уже охладели к этой идее. Англичане из Астон Мартина до сих пор размышляют о целесообразности возвращения в старший класс — для них эта авантюра представляет такой же интерес, как и неожиданный дебют в DTM. А фирма McLaren уже практически решила попробовать свои силы в американском чемпионате IMSA, где до тотальной аэродинамической уравниловки еще не додумались, да и мощность двигателей регламентируют не так жестко, как это планируется в новом LMP1…
Бруно Сенна попал в аварию на тренировках и получил травму, не позволившую бразильцу выйти на старт
Что касается гонки, то за неимением конкурентов экипажи команды Toyota вновь пересекли финишный створ первыми. И снова по ходу заезда у «семерки» возникли технические неполадки (с днищем), вынудившие пропустить экипаж Фернандо Алонсо вперед. В оправдание двукратного чемпиона мира нужно заметить, что по чистой скорости испанец снова был в тройке лучших. Правда, как потом оказалось, неисправности на одной машине оказались предвестниками того, что после технической инспекции грянет дисквалификация: оба японских прототипа сильнее положенного истесали планку под днищем, контролирующую дорожный просвет и угол наклона кузова. В Тойоте сразу же оправдались: мол, новые поребрики на Сильверстоуне слишком «злы»! Естественно, такое объяснение не помогло, и очки за первое и второе места достались экипажам коллектива Rebellion, которые провели почти безупречную гонку, за исключением оригинального ремонта на последнем пит-стопе, когда для замены заднего антикрыла потребовалась весьма грубая сила.
Кстати, пример швейцарской команды просто-таки вопиет о еще одном грубом просчете АСО. Прототип Rebellion (Oreca R13 Gibson) появился на трассах буквально накануне первого этапа, а второе шасси собирали чуть ли не прямиком в гараже в Спа. Но это не помешало машине показать не только хорошую скорость, но и впечатляющую надежность. Все дело в том, что автомобиль является «прокачанной» версией техники младшего класса LMP2. Ясно, что, имея огромный опыт в этой категории, фирма Oreca находилась в заведомо выигрышном положении по сравнению с другими частниками. Повторить их маневр вряд ли кому-то уже удастся, так как зачет LMP2 закрыт для новичков, — там технику могут строить лишь четыре одобренных конструктора. Однако американо-канадское предприятие Riley-Multimatic выпустило на редкость дрянной прототип, который никто не покупает. Итальянцы из Даллары ориентировались на чемпионат IMSA — их автомобиль в младшем зачете звезд с неба не хватает даже на относительно медленных трассах, где у продукции Oreca дела идут неважно. А фирма Ligier перегружена заказами на машины категории LMP3. Вот и получается, что в АСО сделали «закрытый клуб» в LMP2, чтобы, по их идее, сконцентрировать все внимание зрителей на противоборстве гонщиков. Вот только у конструкторов не осталось больше возможности набраться опыта перед шагом в старшую категорию, где его невозможно купить ни за какие деньги!
В команде CLM говорили о возможности выставить после Ле-Мана вторую машину в LMP1, но на деле все завершилось как обычно — сходом одного-единственного прототипа
Из новичков класса у SMP Racing было больше всего времени, чтобы довести до ума машину: тесты нового прототипа BR1, созданного с учетом небогатого опыта конструирования собственных LMP у Даллары, начались еще в прошлом году. По скорости автомобиль вполне может конкурировать с R13 от Ореки: Егор Оруджев по среднему темпу на круге оказался почти вровень с таким асом, как Андре Лоттерер. Однако на Сильверстоуне SMP Racing в очередной раз подвела техника. Местный герой Дженсон Баттон даже не успел сесть за руль: мотор AER снова притворился дымогенератором, что ему отлично удается уже далеко не первый год. При таком раскладе бронза, доставшаяся экипажу Оруджева и Стефана Сарразена после дисквалификации Тойоты, выглядит подарком судьбы: несмотря на череду быстрых кругов, они все равно потеряли уйму времени. Чего стоит хотя бы столкновение с представителями AF Corse Ferrari, которые по иронии тоже несут на бортах рекламу SMP Racing. Хорошо еще, что третий BR1 частников из DragonSpeed ехал еще медленнее, а CLM команды Колина Коллеса снова сошел…
Аэродинамический пакет для генерации высокой прижимной силы позволил машинам BR1 ехать вровень с прототипами Oreca R13, но до заводской техники им все равно еще очень далеко
Вишенкой на торте невеселых размышлений о судьбе LMP1 можно считать очередные злоключения команды Manor. В перерыве между Ле-Маном и Сильверстоуном англичане умудрились разорвать контракт с мотористами из Mecachrome. Да, французы сейчас испытывают трудности с надежностью своих агрегатов, но за ними — огромные производственные мощности и возможность довести двигатель до ума. Вот только за эту программу доводки нужно платить, а с деньгами у Мейнора, оставшегося без китайских спонсоров, большие проблемы. Так что пришлось британцам оснащать шасси Ginetta моторами… AER, из чего можно сделать вывод, что на следующем этапе на Фудзи до финиша они доедут только при самом оптимистичном раскладе. Если, конечно, Manor вообще доберется до Японии.
В LMP2 коллектив Jota, поддерживающий заявку команды Джеки Чана, постарался прыгнуть выше головы, обеспечив клиентам дубль
На удивление спокойно прошла британская гонка в LMP2. Удивителен лишь результат: победный дубль достался команде Jackie Chan DC Racing, поддерживаемой местными специалистами из Jota. На долю Стефана Рикельми, Габриэля Обри и Хо-Пин Туна выпали неприятности в виде штрафа и неразберихи на одном из пит-стопов, но это не остановило их на пути к победе. Еще более удивительным выглядит второе место малайзийского экипажа — вот уж на кого точно никто не ставил. Им удалось обыграть даже сильнейшее трио команды Signatech-Alpine, которое на Сильверстоуне выглядело необычно бледно.
Все самое интересное на Сильверстоуне происходило в зачете GTE-Pro
Наиболее интересные сражения в который уже раз кипели в зачете GTE-Pro. На сей раз в разборки на самом верху вернулась команда Aston Martin. Дело не только в том, что техника, слабо выступающая на скоростном кольце Ля-Сарт, обычно берет реванш на Сильверстоуне. Благодаря «балансу» англичане получили прибавку в мощности, что не замедлило сказаться на результатах. Вообще, за исключением команды BMW, которая опять шла далеко позади лидеров (и в который уже раз пала жертвой необъяснимых проблем с подвеской), все участники класса вели весьма упорную борьбу за победу.
Лучшими на этот раз оказались итальянцы, которые не только воспользовались преимуществами Ferrari 488 GTE Evo на трассе со скоростными поворотами, но и провели безупречную гонку с точки зрения стратегии. Удивительно, но с переходом на «средне-заднемоторную» компоновку в Porsche начали то и дело упускать победы на последних дозаправках — вот и сейчас возможный дубль обернулся лишь третьим местом после того, как финишировавший вторым немецкий экипаж дисквалифицировали из-за нарушения по минимальному клиренсу. В итоге серебро в GTE-Pro досталось Форду.
Если бы не авария с «дружественным» экипажем SMP, в AF Corse вполне могли бы рассчитывать на дубль — Сильверстоун подходит шасси 488 гораздо лучше Ле-Мана
Чемпионат FIA WEC
Положение после трех этапов
Общий зачет LMP
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Кадзуки Накадзима | Япония | Toyota TS050 | 65 |
1 | Себастьен Буэми | Швейцария | Toyota TS050 | 65 |
1 | Фернандо Алонсо | Испания | Toyota TS050 | 65 |
2 | Тома Лоран | Франция | Oreca 13 Gibson | 63 |
2 | Густаво Менезес | США | Oreca 13 Gibson | 63 |
2 | Матиас Беш | Швейцария | Oreca 13 Gibson | 63 |
3 | Майк Конвей | Великобритания | Toyota TS050 | 46 |
3 | Камуи Кобаяси | Япония | Toyota TS050 | 46 |
3 | Хосе-Мария Лопес | Аргентина | Toyota TS050 | 46 |
… | ||||
10 | Егор Оруджев | Россия | BR1 AER | 15 |
13 | Михаил Алешин | Россия | BR1 AER | 10 |
13 | Виталий Петров | Россия | BR1 AER | 10 |
Зачет команд в классе LMP1
Место | Команда | Страна | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Toyota Gazoo Racing | Япония | 66 | |
2 | Rebellion Racing | Швейцария | 63 | |
3 | SMP Racing | Россия | 25 | |
4 | ByKolles Racing Team | Австрия | 12 | |
5 | CEFC TRSM Racing | Китай | 1 | |
6 | DragonSpeed | США | 0,5 |
Личный зачет в классе GTE
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Кевин Эстре | Франция | Porsche 911 RSR | 71 |
1 | Микаэль Кристенсен | Дания | Porsche 911 RSR | 71 |
2 | Штефан Мюкке | Германия | Ford GT | 57 |
2 | Оливье Пла | Франция | Ford GT | 57 |
3 | Билли Джонсон | США | Ford GT | 48 |
Зачет марок в классе GTE
Место | Марка | Страна-заявитель | Очки | |
---|---|---|---|---|
1 | Porsche | Германия | 117 | |
2 | Ford | США | 90 | |
3 | Ferrari | Италия | 71 | |
4 | Aston Martin | Великобритания | 46 | |
5 | BMW | Германия | 27 |