С ветераном шутки плохи, или Каким получился дебютный сезон в кузовном Кубке мира?
Первый сезон Кубка мира по кузовным гонкам WTCR завершился в минувшие выходные в Макао. Гонки в бывшей португальской колонии получились немного хаотичными и богатыми на драмы, что для самой сложной городской трассы планеты дело обычное. Но, помимо борьбы за титул, финал Кубка мира дал отличный шанс посмотреть на то, как за год изменился главный кузовной турнир планеты.
Дебютный сезон WTCR получился столь насыщенным, что на его фоне последний год существования чемпионата мира WTCC с дорогущей техникой категории TC1 уже кажется давней историей. В 2018-м были и неожиданные победители (взять хотя бы успехи пилотов на Alfa Romeo и Peugeot), и непредсказуемый ход событий (чего стоила одна только гонка в Португалии с грандиозным завалом на старте). Однако если говорить про «железо», то в Кубке мира предсказуемо доминировала 350-сильная турботехника TCR нового поколения, а именно хэтчбеки Hyundai i30. Сильный состав двух команд во главе с опытными Габриэле Тарквини и Иваном Мюллером помог «корейцам» выиграть 13 гонок — почти половину из всех состоявшихся заездов! А вот их главные соперники из Хонды (второго производителя с недавно омологированной техникой) брали скорее стабильностью, чем скоростью: гонщики на Сивиках одержали всего четыре победы.
Лучшим из представителей «старой гвардии», выступавших на технике неофициального первого поколения TCR, стал Жан-Карл Вернэ: француз выиграл на Audi RS 3 четыре гонки. Отличный двигатель и удачное стечение обстоятельств помогли «четырем кольцам» за счет результатов Гордона Шеддена и Фредерика Вервиша довести итоговый счет побед до шести — по этому показателю они опередели представителей Купры и Фольксвагена. Конечно, текущее положение дел не очень устраивает представителей «первой волны», которые призывают организаторов Кубка мира дать им возможность доработать свою технику. Ведь текущий период омологации «старых» машин заканчивается только в 2020 году, а с учетом скорого прихода в серию китайской марки Lynk & Co поводов для волнений может стать еще больше.
С появлением в гонках марки Lynk & Co двухэтапное китайское турне перестанет быть просто промежуточным звеном календаря WTCR по дороге в Макао
Несмотря на солидное преимущество хэтчбеков Hyundai i30, дебютный сезон Кубка мира избежал судьбы театра одного актера: в качестве претендентов на титул в Макао приехали шесть гонщиков! Правда, четверо из них имели лишь математические шансы на золото: только фантастическое невезение могло помешать Тарквини и Мюллеру разыграть между собой почетный трофей. Тем не менее факт остается фактом: по ходу десяти этапов 15 разных спортсменов стояли на первой ступеньке подиума! Это говорит о том, что состав участников главной мировой серии стал сильнее. И если бы не повысившаяся из-за формата с тремя гонками за уик-энд стоимость выступлений (в сравнении с бюджетом на TCR International Series образца 2017 года), то сезон мог бы быть еще интереснее. Жаль, что несколько быстрых гонщиков предпочли мировому турниру участие в европейском трофее TCR, но и без этого полузаводские коллективы закрыли своими силами максимальную квоту из 26 автомобилей на старте.
Ивану Мюллеру пришлось в этом году одновременно и гоняться, и руководить командой. А на этапе в Зандворте французу даже довелось помогать в эвакуации собственного автомобиля с отверткой в руках
Баланс спортивной борьбы менялся несколько раз по ходу сезона. В начале после побед в Марракеше лидировал Габриэле Тарквини, затем пальма первенства перешла в руки пилота Хонды Яна Эрлаше, а под конец сезона маститый итальянец вновь взял бразды правления в свои руки. В итоге судьбу титула решали гонки в Макао, где поначалу казалось, что Тарквини откровенно не везет. Габриэле неудачно провел квалификацию, повредив машину, в то время как его главный соперник Иван Мюллер заработал более выгодные стартовые позиции. Впрочем, на счету Тарквини было солидное преимущество в очках, из-за чего Мюллеру надо было кровь из носа выигрывать.
Помимо постоянных участников, на этапах WTCR появлялись специально приглашенные гонщики. Например, гонки на Нордшляйфе почтил своим присутствием немецкий пилот серии DTM Рене Раст
В первой гонке француз не смог перебороть своего соотечественника Вернэ, Тарквини же финишировал рядом и потерял всего несколько очков. Однако во втором заезде Габриэле попал в завал, устроенный Пепе Ориолой и Яном Эрлаше, а затем из боксов наблюдал, как его соперник долго возится с Кевином Чекконом на Alfa Romeo и упускает возможную победу из рук. Все решал последний старт сезона, где Мюллер стартовал шестым, а Тарквини — только четырнадцатым. Однако никто из соперников не собирался играть на стороне французского Ивана: гонку выиграл Эстебан Геррери, а финишировавший четвертым Мюллер уступил Тарквини титул с разницей всего в три очка!
Несмотря на все старания быстрых юниоров, два первых места в Кубке мира достались гонщикам старой школы. Габриэле Тарквини (справа) в этом году исполнилось 56 лет, а Ивану Мюллеру — «всего» 49!
Впрочем, основным положительным моментом в дебютном сезоне WTCR стала не спортивная борьба, а тот факт, что главный кузовной турнир мира обрел необходимую стабильность. Пусть даже за этим стоит не самая приятная для промоутера серии Франсуа Рибейро сделка с Марчелло Лотти, связанная с лицензированием автомобилей TCR. Контракт заключен на два года, так что в теории сезон-2019 может стать для нынешней техники последним. Но на практике мало сомнений в том, что организаторы WTCR смогут за год найти для серии альтернативную базу. Логичным, хотя и не самым приятным продолжением (с эстетической точки зрения) может стать переход кузовного чемпионата на электрическую тягу. Как минимум это не идет в разрез со спортивной модой — уже существующей Формулой-Е и переводом в 2020-м на «электричество» мирового ралли-кросса.
Организаторы WTCR пока не отказались от идеи гонок с «джокером», однако заезды с дополнительной петлей на трассе проходили только на этапе в Португалии
Первый кузовной автомобиль на «батарейках», хэтчбек Cupra e-Racer, уже давно проходит доводку на базе команды Seat Sport в испанском Марторелле. Корейцы из Hyundai также собираются подготовить к гонкам электрокупе Veloster. Впрочем, кузовные гонки на электрической тяге — это дело в лучшем случае 2020 года, и пока неизвестно, соберется ли Марчелло Лотти сам проводить «самый востребованный производителями» кузовной чемпионат или у Франсуа Рибейро найдется достаточно аргументов в пользу очередного лицензирования. В любом случае, следующий сезон WTCR должен быть интереснее дебютного. Поговаривают, что в новом году состав участников усилят трехкратный чемпион WTCC Энди Приоль и трехкратный чемпион британского первенства BTCC Колин Теркингтон. Так что, возможно, нас ждет чемпионат чемпионов!
Кубок мира по кузовным гонкам FIA WTCR
Итоговое положение в личном зачете
Место | Гонщик | Город | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Габриэле Тарквини | Италия | Hyundai i30 N | 306 |
2 | Иван Мюллер | Франция | Hyundai i30 N | 303 |
3 | Эстебан Геррери | Аргентина | Honda Civic | 267 |
4 | Норберт Михелис | Венгрия | Hyundai i30 N | 246 |
5 | Жан-Карл Вернэ | Франция | Audi RS 3 SEQ | 245 |
6 | Пепе Ориола | Испания | Сupra Leon | 245 |
7 | Тед Бьёрк | Швеция | Hyundai i30 N | 242 |
8 | Роб Хафф | Великобритания | Volkswagen Golf | 242 |
9 | Фредерик Вервиш | Бельгия | Audi RS 3 SEQ | 228 |
10 | Ян Эрлаше | Франция | Honda Civic | 204 |