Армия-2017: кто на новенького?
За три года своей работы форум Армия, проходящий в конце августа в подмосковном парке «Патриот», успел стать традиционным. Более того, его территория год от года только увеличивается. Растет и количество экспонатов: военные используют самую разнообразную технику. И хотя ярких новинок было немного, на нынешней выставке все равно было на что посмотреть.
Танк Армата
Так, впервые для всех желающих демонстрировался новый танк Армата. Впервые его показали на Параде Победы в 2015 году. Главными особенностями этого танка являются необитаемая башня, а также специальная бронекапсула для экипажа в передней части корпуса.
Неожиданно популярными среди разработчиков стали медицинские машины, созданные на базе бронеавтомобилей. Так, на стенде компании ВПК стоял белый Тигр с красным крестом и высокой надстройкой в задней части. В ней в два яруса размещаются носилки, на которых можно перевозить раненых, а также предусмотрено место для фельдшеров и медицинского оборудования. Технически бронескорая от обычного Тигра не отличается. Здесь тот же двигатель ЯМЗ-534 мощностью 215 л. с. и пятиступенчатая механическая коробка.
На стенде КАМАЗа стояла аналогичная машина, построенная на основе броневика Тайфун-К. Она больше Тигра, но места в «медицинском кабинете» в задней части здесь примерно столько же. Машина оснащена дизелем мощностью 350 л. с. и может развивать максимальную скорость в 105 км/ч.
А в глубине камазовского стенда стоял танковоз Торнадо. Четырехосный тягач оснащен камазовским двигателем мощностью 550 л. с., а его грузоподъемность достигает 48 тонн. Эту машину мы видели на выставке Интерполитех в 2016 году, и тогда нас очень удивила огромная щель между бампером и кабиной, из которой торчали шланги и провода. А на нынешнем образце эту щель просто прикрыли резинотканевой шторкой зеленого цвета.
На стенде УРАЛа новинок не было. Но зато нам удалось проникнуть внутрь бронеавтомобиля Тайфун-У. Он предназначен для переброски войск в зонах горячих точек, а также для ведения огня непосредственно из машины. Под длинным капотом – дизель ЯМЗ мощностью 450 л. с. Полная масса такого двухосника – 16 тонн. Максимальная скорость – 110 км/ч. Салон аскетичен, но эргономика проработана неплохо.
Были на выставке и менее известные производители бронетехники. Вот, например, броневик Буран из Нижнего Новгорода. С щитов на стенде заявляется, что он «создан частной группой разработчиков без единого рубля государственной поддержки». Построен он на основе агрегатов газовского Садко, а интерес представляет его внутренняя компоновка, когда у каждого седока внутри есть собственная дверь.
А вот и белорусский Витим, о котором мы уже рассказывали. Он построен по образу и подобию Тигра, и даже оснащен таким же двигателем ЯМЗ мощностью 215 л. с. Но, в отличие от Тигра, Витим умеет не только ездить (со скоростью до 125 км/ч), но и плавать: его кузов полностью герметичен.
Эта смешная машинка умеет ездить, плавать и летать
А недалеко от него стояла маленькая неприметная машинка, которая умеет ездить, плавать и летать! Называется она БОРТС, что расшифровывается как Бегалет Оперативной Разведки Трех Стихий. Построена она группами инженеров из Москвы и Ставрополя. Технически этот бегалет – гибрид. По земле он передвигается на электротяге, причем обещанный запас хода – 150 км. Впереди озеро? Можно смело спускаться на воду, включать двигатель внутреннего сгорания, от которого приводится винт за спиной, и плыть со скоростью до 40 км/ч. Колеса при этом втягиваются на гидроопорах, чтобы уменьшить сопротивление.
И, наконец, если установить на каркас сверху крылья, то машинка сможет еще и летать при помощи все того же винта. Небыстро, со скоростью до 75 км/ч, зато расчетный потолок – 4200 м. Правда, ребята на стенде сказали, что ездить и плавать бегалет уже умеет, но летать они пока не пробовали.
Будущее универсальное транспортное средство от компании Солитон
А что это за монстр, напоминающий технику из постапокалиптических фильмов? Оказывается, это прототип нового универсального транспортного средства компании Солитон из Саратова. А кузов – всего лишь временная оболочка, для проверки возможностей шасси. Аппарат оснащен агрегатами от УАЗа (одно из направлений компании – постройка бигфутов Ратибор на базе Патриотов). Уже в таком виде автомобиль может плавать: сзади встроен гребной винт. Подвеска всех колес – независимая.
На стенде УАЗа - Патриоты и Пикапы
Многие ждали, что сам УАЗ покажет на форуме Армия новую полуторку Профи, о которой мы недавно писали. Но, похоже, что ее премьеру решили отложить до выставки COMTRANS, которая пройдет в начале сентября. Пока же на ульяновском стенде стояли Патриоты и Пикапы для различных спецподразделений.
Бронированный Duster (фото Андрея Михайлика)
А рядом с УАЗом, на стенде компании Renault, стоял бронированный Duster, да еще и на гусеницах! Бронепанели в его кузове съемные, их общий вес составляет порядка 80 кг. Установить или снять броню можно за 10 минут.
Багги концерна Калашников
Концерн «Калашников» помимо электромотоциклов, о которых мы писали отдельно, представил прототипы багги, получившие название Турист. Технические данные о них скупы: известно лишь, что багги оснащены двигателем внутреннего сгорания. Но сделаны машинки ладно и аккуратно.
Лада Веста
А что на военной выставке делает обычная Лада Веста? Оказывается, она предназначена для «обеспечения служебной деятельности руководящего состава Министерства обороны Российской Федерации».
Арктический комплекс Белый Слон
Ну а теперь совсем уж военная экзотика. Как вам, к примеру, такой комплекс под названием Белый Слон? Он предназначен для прокладывания дорог в арктических условиях. При этом его производительность – до 1,5 км дороги за один час! Техника может работать круглосуточно и автономно. Базой для нее послужил европейский Ратрак, предназначенный для расчистки горнолыжных склонов. Но вся «навеска» на нем – отечественного производства. В будущем планируется разработать и собственное шасси. Пока же приблизительная стоимость комплекса – 120 млн рублей.
А эта машина может прокладывать дорогу по зыбкой местности и по болотам. Полотно из металлических профилей выкладывается из рулона, размещенного в кузове.
Внушительно выглядели и военные бронированные бульдозеры, предназначенные для землеройных работ при фортификации в условиях боевых действий.
Была на выставке и знаменитая «шишига», ГАЗ-66. Она уже много лет не выпускается, но в армии все еще служит.
Ну и напоследок! Полицейские сегвеи с дополнительными ящиками, мигалками и сиреной. Они разработаны Ковровским электромеханическим заводом. Предполагается, что на таких аппаратах полиция будет патрулировать парки и зеленые зоны крупных городов.
P. S. Про новый пикап ГАЗ Вепрь Next мы рассказывали в отдельном материале. Но мало кто знает, что на форуме Армия-2017 был еще один необычный Газон. Этот красавец работал фудтраком на одной из площадок форума.