Белорусский электробус и троллейбус «из РБ»: МАЗ и УТТЗ на выставке Электротранс в Москве
Еще год назад наш редактор Федор Лапшин ездил на первом экземпляре нового городского автобуса МАЗ-303 под Минском — и тогда же минчане сообщили, что в гамме машин в этом кузове будут и электробусы. Собственно, первый такой «электроаппарат» с индексом 303E представили еще прошлой весной, а сейчас подобных машин сделано уже больше десятка — и одна из них добралась до столичной выставки Электротранс.
Красивый все-таки получился у белорусов этот бус — с эффектным горбом зубра на крыше и ломаной линией бокового остекления. Классно выполнен и интерьер — хотя здесь он проще, чем у первого образца: к примеру, вместо «диванной спинки» около центральной площадки лишь стандартный поручень.
Салон электробуса аналогичен соплатформенному автобусу — просторный и продуманный
Но зачем в салоне электробуса сохранили шахту двигателя, ведь самого ДВС здесь нет — и можно было выкроить еще дополнительное пространство для пассажиров. По словам минчан, ее удаление вызвало бы серьезный пересчет силового каркаса, что увеличило бы и так немалую стоимость. А МАЗ, наоборот, нацелен на максимальную унификацию транспортных средств в этом кузове.
Накопительная площадка обрамлена поручнями
К тому же сама шахта пригодилась — в ней разместилось шесть блоков литий-ионных батарей. Еще 12 нашли пристанище за тем самым горбом — на крыше. Суммарная емкость аккумуляторов — 285 кВт·ч. Энергию от них на колеса передает 300-киловаттный электродвигатель ZF CeTrax — и он может делать это довольно долго: заявленный запас хода электробуса составляет 300 км.
Правда, зимой этот показатель, скорее всего, окажется куда скромнее — ведь отапливается салон также за счет электричества. Впрочем, электро-МАЗ оборудован разъемом для быстрой подзарядки CCS Combo — от станций постоянного тока зарядиться можно всего за 3,5 часа.
В салоне, кстати, здесь 30 посадочных мест — еще 42 человека могут стоять. Разумеется, все удобства, такие как многочисленные порты USB, экраны и светодиодное освещение с атмосферной подсветкой боковин, здесь имеются.
Видно, что конкретно этот экземпляр в России проездом — таблички в салоне выполнены на белорусском и английском языках
Что же до стоимости, то в России такой электробус оценивается в 32 миллиона рублей — что соизмеримо с ценой московских электрических КАМАЗов и ЛиАЗов. Но поход на российскую столицу белорусы пока откладывают: перед ними стоит задача обеспечить подобной техникой города своей страны. Уже сейчас несколько подобных электробусов работают на маршрутах в Минске, а новые машины (по одной—две штуки) будут передаваться в тестовую эксплуатацию региональным предприятиям.
Это не МАЗ, а троллейбус Горожанин, построенный в Уфе
Ну а рядом с новым МАЗом на выставке стоял троллейбус — тоже МАЗ? Не совсем: кузов у него белорусский, еще предыдущего поколения, но конечный производитель — наш старый знакомый, завод УТТЗ из Уфы. Потому-то на стеклах этой машины и красуется лозунг «Сделано в РБ» — это сокращение можно расшифровать и как «Республика Беларусь», и как «Республика Башкортостан».
Этот лозунг полностью описывает происхождение данного троллейбуса
Про эту машину некоторое время назад мы подробно рассказывали. Этот троллейбус оснащается псковским двигателем ДТА-1 мощностью 180 кВт — через короткий кардан он приводит задний мост ZF. Энергию он может получать как от сети, так и от расположенных в специальных отсеках батарей суммарной емкостью 54 кВт·ч — по зимней морозной Уфе с опущенными токоприемниками мы проехали 14,7 км при заявленном автономном ходе 15 км.
Конечно, на фоне соседа с кузовом нового поколения салон этого троллейбуса выглядит простоватым. Особенно бросаются в глаза высокие подиумы, на которые не всем будет удобно забираться.
На галерке при таком расположении сидений — тесновато
Впрочем, и стоит такая машина куда дешевле. За троллейбус УТТЗ с автономным ходом просят чуть больше 20 млн рублей, а аналогичную машину без АХ можно и вовсе приобрести за 15 млн.