Дом солнца: новая Scania пришла в Россию
В Питере — пить? Да нет же, в Питере — рулить новыми S500! Такой индекс теперь носят не только легковые Мерседесы, но и дальнобойные Скании нового поколения: в нашу страну пришли первые три экземпляра. Я побывал на церемонии их передачи клиентам — ну и порулил, разумеется.
Почти год назад я раcсказывал о дебюте новых тягачей Scania в Швеции: это событие стало самым ярким в дальнобойном мире за последнее время. Ведь прежние «скамейки», как называют их водители, выпускались с 1996 года, хотя и с изменениями, — а тут им на смену пришли модели с совершенно новыми кабинами!
Их появления в нашей стране и мы, и любители марки ждали как манны небесной, а представители фирмы только подогревали интерес: мол, потерпите немного. И вот я на дилерской станции Петроскан, куда в последнее время езжу с завидной регулярностью. Испытывал здесь грузовичок-ветеран Scania-Vabis, участвовал в передаче покупателям газовых тягачей.
А в этот раз — как повезло с погодой! Вместо хмурого питерского пейзажа — синее небо, яркое солнце. И под ним ярко-желтая «скамейка», а рядом еще две, синяя и белая. Все три — модели S500, то есть с кабиной S, в которой абсолютно ровный пол (впервые у Сканий). Расстояние от пола до потолка (207 см) такое же, как от моторного тоннеля до потолка в прежнем варианте Topline.
И двигатель новый — рядный 500-сильный, которого прежде не было в гамме. Он отвечает нормам Евро-5? Да нет, Евро-6, и наклейки на топливных баках требуют использовать дизтопливо с содержанием серы не более 10 ppm (частиц на миллион). На наших заправках о солярке Евро-6 даже не слышали, а у той, что продается, содержание серы иногда в десятки раз выше требуемого!
Но у сканиевского 500-сильного варианта, к счастью, нет системы рециркуляции EGR, чувствительной к сере, — только мочевинная нейтрализация SCR. Так что, в принципе, машины можно заправлять и в России, только хорошим топливом, — что уже подтверждает эксплуатация.
Итак, желтый тягач получил крупный перевозчик Траско (у него более 350 Сканий), синий — питерский Нордленд, который возит мороженую рыбу из Норвегии и Дании, а белый — фирма Блэйзер из Выборга.
Покупатели заказали очень большие баки, чтобы можно было не думать о заправке: у Блэйзера — 1100 литров, у Траско — 1370, у Нордленда — все полторы тысячи!
И это далеко не единственное различие машин, несмотря на одинаковый индекс: тем и сильны европейские производители, что собирают грузовики по индивидуальным заказам из разных компонентов, словно из кубиков лего.
Желтый тягач для Траско, несмотря на эффектный цвет, проще других по комплектации: это отчасти связано с тем, что он ездит в основном по России. Бампер здесь черный, а не окрашенный в цвет кабины — что хорошо на наших дорогах с их камнями. Трансмиссионного ретардера-замедлителя, актуального, например, в горах Норвегии, нет — только моторный тормоз. Фары не светодиодные, а галогенные. Но коробка передач, как и у других экземпляров, — «робот» Opticruise. И передаточное число главной передачи трассовое, очень экономичное — 2,92.
Еще здесь есть круиз-контроль, отслеживающий топографию дороги по GPS (причем эта функция уже работает в Московской области), стояночный кондиционер, работающий при выключенном двигателе, и FMS — фирменная сканиевская система управления автопарком. Она позволяет делать массу вещей: руководство может дистанционно отслеживать машины и оценивать действия водителя, сам шофер — например, включать печку-автономку из дома (при помощи программы в мобильнике или планшете) и даже посылать диспетчеру сигнал о нападении, нажав на кнопку в грузовике.
Особенность белой машины — задняя подвеска европейского типа на четырех пневмобаллонах (у других экземпляров — на двух).
Ну а синий тягач самый навороченный, что неудивительно: директор Нордленда Евгения Турутина — любитель эксклюзивных Сканий. В свое время она купила версию Dark Diamond, «темный бриллиант», подготовленную сканиевским придворным дизайнером Свемпой, затем — аналогичный Black Amber, «черный янтарь», и еще тягач с самым мощным в гамме 730-сильным двигателем.
Покупатель синей Скании — Евгения Турутина, директор компании Нордленд
И вот теперь у Турутиной одна из первых в стране «скамеек» нового поколения, да какая! Тут и пневмоподвеска по кругу, и дополнительные фары, и даже кофеварка с микроволновкой. Поворотное сиденье пассажира, подготовка под телевизор... А также ассистенты водителя: видеоконтроль полосы, адаптивный круиз-контроль и система аварийного торможения перед препятствием. Даже ретардер — и тот не обычный, а отключаемый для пущей экономии.
«Нашей фирме исполнилось 11 лет, и вначале мы брали бэушные машины. На подъемах норги обгоняли наши автопоезда и кидали водителю в кабину зажигалку: плетешься, мол, сожги свою машину, — комментирует Турутина. — Потом я ездила в Норвегию и Швецию, изучала комплектацию местных тягачей, мучила Петроскан заказами... Зато теперь очень приятно оттого, что за границей увидят новую Сканию с русскими номерами, — это престиж». В сентябре на кабину поставят еще и «люстру» с прожекторами: без нее в зимней Норвегии никуда.
Среди особенностей машины Нордленда — аккумуляторы в заднем свесе и бачок для мочевины под «брюхом». Аккумуляторы сзади встречаются на тягачах разных марок, но, скажем, на модели DAF XF пластиковые защелки ломаются при неправильной установке крышки.
Илья Дорофеев, водитель: «Зачем бачок с мочевиной разместили снизу, если сбоку полно места?»
Можно покритиковать и задний аккумуляторный ящик новой Скании: фиксаторы из тонкого стального прутка, во-первых, имеют довольно хлипкую конструкцию (я с непривычки крутил и так и этак, пока пытался застегнуть). Во-вторых, есть подозрение, что они станут перетирать пластик. И не будут ли уплотнители крышки пропускать воду и грязь?
Не будут ли фиксаторы крышки ящика аккумулятора перетирать пластик?
Бачок мочевины под рамой и вовсе удивил: он подвержен ударам камней из-под колес. Зачем его туда засунули, если справа на раме полно места за топливным баком? Ведь на двух других машинах бачки расположены традиционно — сбоку рамы!
Зато крепление боковых обтекателей, по словам водителей, теперь более грамотное и надежное: на машинах предыдущего поколения силуминовые кронштейны привинчены к пластику и через полгода эксплуатации по нашим дорогам ломаются от тряски. А сейчас конструкция другая, без силумина.
Я немного порулил новыми Сканиями, правда без полуприцепов, и скажу еще раз: машины и впрямь очень хороши. Они, как и полагается «скамейкам», великолепно рулятся (для улучшения управляемости переднюю ось сместили на 50 мм вперед), и в них очень тихо — не сравнить с прежним поколением!
Управление моторным тормозом отныне перенесено с пола (кнопку под левой ногой можно было случайно нажать с непривычки) на тот же правый подрулевой рычажок, которым управляется коробка-«робот».
Есть еще одна особенность, о которой я не знал прежде. Раньше три режима Драйва (экономичный, обычный и мощностной) переключались вращением кольца на том же подрулевом рычажке. А теперь пытаюсь вращать кольцо — ничего не происходит. Оказывается, надо нажать кнопочку на баранке. И если включен экорежим, щиток приборов дополнительно подсвечивается зеленым, а если мощностной — синим. Красиво!
Кстати, заявленная экономия топлива, по сравнению с прежней моделью, до 5%. А сколько тягачи расходуют в действительности и что уже показала их эксплуатация?
Мы связались с Константином Булацким, водителем желтой Скании: его «дом солнца» уже колесит по всей стране. Константин заправляется только на «Газпром нефти» соляркой Евро-5 — пока без проблем.
Автопоезд с новым тягачом на границе Европы и Азии
Средний расход на маршруте Тверь—Нижний Тагил с 12 тоннами груза всего 23 л/100 км, от Серова до Качканара, уже с 21 тонной, — 27 л/100 км, после плохой дороги до Перми — 33 л/100 км, но при отличной средней скорости 68 км/ч.
«Машиной доволен как слон, — комментирует Константин. — При своем росте метр девяносто я, как и раньше, могу отодвинуть кресло так, чтобы усесться комфортно. И то, что кнопку аварийки перенесли по правую сторону от руля, правильно: удобно пользоваться в дороге.
Константин Булацкий, водитель: «Кнопка аварийки расположена очень удобно!»
Двигатель не просаживается на подъемах, коробка переключается еще лучше, чем у прежней модели. А какой здесь головной свет, несмотря на галогеновые фары, какая подсветка приборов!
Непривычно, конечно, немного: я десять лет ездил на тягаче прежнего поколения с моторным тоннелем, привык вылезать наружу по трем ступенькам. Здесь их четыре — оступаешься. И когда с сиденья переходишь на спальник, нога сама поднимается на шахту двигателя. А ее-то здесь нет!
• Четыре ступеньки — неизбежная плата за ровный пол
• Пол ровный, от него до потолка — 207 см
Хорошо, что под панелью появилось место для бутылки-полторашки. Но вот бутылочка 0,5 л выскакивает из подстаканника с пластмассовыми держателями, например, на стыках мостов: брык — и покатилась по полу. У прежней модели такого не было, там держатели были резиновыми.
Пластиковые фиксаторы в подстаканниках плохо держат бутылочку 0,5 л
Зато тут обрезинена поверхность раскладного столика, кружка стоит как влитая. Жаль, сам столик хлипкий: документы заполнять и то неудобно. Еще можно покритиковать включение света в кабине: ночью не найти нужную кнопку.
Но в остальном — отличная машина, и народ на нее внимание обращает. В Кирове проехал пост ДПС, гаишники даже догнали с мигалками: «Покажи тачку!» А когда фотографировался у знака «Европа—Азия», мужик на легковушке заинтересовался: что за машина, китайская? Я и решил пошутить: ну да, мол. — Вот китайцы молодцы, — говорит, — умеют же делать красоту...»
Когда статья готовилась к печати, Константин побывал на сервисной станции в Перми — там передвинули седло сцепки на одно деление назад, чтобы шланги между тягачом и трейлером (их водители называют перекидкой) не чиркали по полуприцепу при поворотах.
Тягач R Streamline прежнего поколения (слева) на фоне новой модели выглядит уже не так эффектно
Массовые продажи Сканий нового поколения начнутся у нас в следующем году, когда будут сертифицированы версии Евро-5. А три тягача, о которых шла речь, — пилотный проект: за ними будут тщательно следить, чтобы в дальнейшем устранить детские болезни, связанные с эксплуатацией в России. Поэтому и о ценах говорить пока рано, тем более что машины поставлены в лизинг по программе «Скания драйв», куда входят сервисный контракт, страхование, мониторинг, обучение. Но, по словам Турутиной, примерно такая же машина, как у нее, стоит в Западной Европе 125 тысяч евро.
Разумеется, гамма Next Generation Scania (или Next Gen, как называют ее сканиевцы) — это проект на долгие годы: на очереди строительные модели, тягачи с более компактными кабинами, роскошные варианты с двигателями V8.
Ну а российская публика впервые увидит Next Gen на выставке Комтранс в московском «Крокус Экспо» с 5 по 9 сентября.