Как Петр Грибачев сопровождал ралли-рейд «Шелковый путь» от Москвы до Алма-Аты
Дорожное покрытие меняется буквально с каждым километром: только что был идеальный асфальт — и вот уже грунтовка с ямами в полколеса. Отмеченная в «легенде» АЗС оказывается КАМАЗом-заправщиком, припаркованным на обочине... И ни деревьев, ни тени. Вместе с командой «ГАЗ Рейд Спорт» я сопровождал ралли-рейд «Шелковый путь» от Москвы до Алма-Аты.
Чемпион Дакара-2016 Жерар де Рой, который выступает на Iveco, рассказал во время визита на московскую выставку СТТ в начале лета: мол, ему постоянно звонит Владимир Чагин, приглашает на «Шелковый путь». Но если бы маршрут гонки проходил не из Москвы в Пекин, а наоборот, де Рой принял бы участие! А так — нет, поскольку пришлось бы долго ждать возвращения машины из Пекина, и ее не успеют подготовить к следующему Дакару.
Так что на нынешнюю гонку не прибыли ни де Рой, ни чешский герой Дакара Алеш Лопрайс, ни призовые пилоты на МАНах и заводская команда GINAF, что, разумеется, снизило «грузовой» градус мероприятия.
К традиционной шеренге бело-голубых КАМАЗов добавился черный капотник
Однако интрига все же была — связанная с противостоянием двух капотников. Как известно, КАМАЗ в прошлом году построил «носатую» машину с кабиной Mercedes Zetros, но ее дебют на ралли «Золото Кагана» оказался не особо успешным: лопались рессоры, пробило радиатор из-за неудачного расположения, были нарекания к арендованному двигателю Gyrtech (это Caterpillar, переделанный чешской командой Buggyra). Теперь же на машину установили более прочные рессоры, а радиатор «развели» с интеркулером, сместив назад.
Дебютант «Шелкового пути», капотник Renault Sherpa, с ходу занял третье место в «грузовом» зачете. У Шерпы, как и у «носатого» КАМАЗа, откидывается не только капот, но и кабина
Прямым конкурентом этому грузовику стал тоже «носатый» Renault Sherpa, построенный накануне «Шелкового пути» для голландской команды Mammoet Rallysport по тому же принципу, что и КАМАЗ. На гоночное шасси от бескапотника Renault K (два таких автомобиля тоже принимали участие в гонке) установили кабину от армейской модели Sherpa 5. Двигатель — 13-литровый Volvo-Renault, коробка передач — «робот» ZF AS Tronic. Если честно, мы не ожидали от этой машины высоких результатов, но знаете, что оказалось?
Москва—Казань (845 км)
Вместе с коллегой Николаем Марковым я отправился в путь на микроавтобусе Соболь 4х4 с бортовым номером 828. Хотя он считался автомобилем сопровождения и на спецучастки мы не выезжали, правила гонки распространялись и на нас. На лобовом стекле был закреплен прибор Tripy, выданный организаторами: он не только показывает маршрут и расстояние до конечной точки, но и контролирует скорость. Если превысить пару раз за день отметку 110 км/ч (90 разрешенных + 20 сверху) — получишь штраф от организаторов, да такой, что гаишники обзавидуются: около 500 евро!
Соболь 4х4, на котором я ехал, перед советским «рекламным щитом» посреди степи
Поэтому мы старались не гнать, тем более что дорога от Нижнего Новгорода до Казани не очень располагает к скоростной езде. Порой на асфальте встречаются такие жуткие надолбы, что даже на Соболе с его высокой посадкой неуютно. Вдобавок — длиннющие пробки из-за дорожных работ. В итоге на казанский пролог гонки, где в песке забуксовали разные экипажи (включая женскую газовскую команду на Соболе), мы благополучно опоздали.
Казань—Уфа (557 км)
Башкирия встретила нас непогодой (из-за которой отменили спецучасток) и отсутствием разметки: была — и нет! Вечером на бивуаке я отправился изучать грузовики каравана: помимо боевых машин, в ралли-рейде участвовало больше сотни грузовых техничек, включая экзотических «китайцев», — здесь были, кроме прочего, Dongfeng с колесной формулой «чайниз сикс», «китайская шестерка» (две оси спереди, одна сзади), и Sinotruk с моторхоумом, сделанным из контейнера.
Китайский моторхоум на шасси Dongfeng c двумя осями спереди
На их фоне газовские технички на базе новых Уралов Next смотрелись очень достойно: у них — двухрядные кабины, где задний ряд превращается в спалку, здоровенные кузова с мастерской спереди и складом для запчастей сзади. А еще — доработанные силовой агрегат и трансмиссия: мощность мотора поднята с 312 до 330 л.с., снят ограничитель скорости на 90 км/ч, установлена главная передача 6,77 вместо 7,49.
Перед «Шелковым путем» Группа ГАЗ построила технички на базе нового Урала Next
Уфа—Костанай (721 км)
Чтобы совершить марафонский перегон до Костаная и попутно сфотографировать гонщиков на броде около границы с Казахстаном, пришлось выехать очень рано. Красивейшие уральские горные дороги, серпантины-перевалы... Но где же дальнобойные фуры, которыми обычно забита трасса? На придорожных стоянках, куда их загнали гаишники на время прохождения каравана! Что касается автомобилей «Шелкового пути», то, похоже, у ГИБДД был приказ не трогать их: на моих глазах иностранные машины сопровождения обгоняли через сплошную на виду у инспекторов — а те отводили глаза.
Древний ЗИЛ-130В с полуприцепом-автобусом работает в аэропорту Костаная
На границе с Казахстаном нас ждало приключение: чуть не проскочили без проверки. Не успели отъехать от пункта пропуска сотню метров, как видим в зеркала — сзади кричат и машут руками. Забыли пройти казахстанский паспортный контроль! Вежливые пограничники извинились за нашу же оплошность — однако так же вежливо добавили, что, если бы мы не вернулись, они бы имели полное право открыть огонь...
Костанай—Астана (723 км)
После бивуака в приграничном Костанае — прямая, как стрела, трасса, уходящая за горизонт. Вокруг ни намека на цивилизацию: лишь изредка к дороге подходит линия электропередач, и раз в 50—70 км мелькнет какой-нибудь населенный пункт. Казалось бы, включай круиз-контроль и расслабляйся. Не тут-то было: внезапно может начаться никак не обозначенный дорожный ремонт со срезанным до грунта асфальтом — и длятся такие места не сотни метров, а километры.
А это «заряженная» Газель Next Вячеслава Субботина, турбодизель Cummins которой форсирован до 200 л.с. и 500 Нм
А на спецучастке в этот день не повезло экипажу самого быстрого МАЗа под управлением Сергея Вязовича: перегрелась и треснула выхлопная труба, а из-за нее обгорели пневмотрубки. Мазовцам пришлось все это чинить...
Астана—Балхаш (618 км)
За Астаной, царством новостроек, уходим на дороги местного значения — тоже очень разнокалиберные. За 200 километров таких трасс покрытие менялось раз тридцать: то асфальт разных цветов, то щебень, а то и вовсе грунт. После того как отъехали от заправки, термометр на которой показывал +38°С, — неожиданная остановка: заскрежетало левое переднее колесо. Сняли его — и обнаружили камешек, застрявший между тормозным диском и пыльником.
Только прибыли на брод (который оказался по зубам и нашему Соболю), как пилот одного из проезжавших экипажей прокричал нам, что в километре отсюда перевернулась «боевая» Газель. Но нам-то нельзя ездить по гоночной трассе — и я побежал по жаре. Повторять не советую никому: уже метров через пятьсот такого бега я понял, что выдохся, — и, когда подъехал наш Соболь (ему пришлось объезжать по степи), выпил, не останавливаясь, три пол-литровые бутылки... с водой, конечно.
К месту аварии багги Стефана Петранселя мы подъехали первыми. К счастью, после серии переворотов экипаж не пострадал
А «перевернувшейся Газелью» оказался Peugeot Стефана Петранселя: гонщик не заметил бугорок на скоростном участке, и автомобиль сделал аж шесть оборотов через крышу. Экипаж был жив и даже цел — но предлагать помощь, а тем более буксировать пострадавшую машину нам было запрещено, поскольку за это могли дисквалифицировать и нас, и гонщиков. Если бы повреждения автомобиля оказались слишком серьезными, экипажу пришлось дожидаться своей технички или «метлы» — КАМАЗа-эвакуатора. Но Петранселю со штурманом удалось-таки привести машину в чувство и продолжить гонку — хотя и с шестичасовым отставанием.
Балхаш—Алма-Ата (641 км)
Из-за сильнейшего ветра отменили часть спецучастка, где располагалась красивая точка съемки. Поэтому нам ничего не оставалось, как встретить участников на промежуточном финише и отправиться в Алма-Ату.
Откуда я и улетел домой — а караван ушел дальше, в Китай. Итоги таковы: в легковом зачете выиграл многократный «мотоциклетный» победитель Дакара, француз Сириль Депре на заднеприводном багги Peugeot 2008 DKR. Золото и серебро среди грузовиков взяли, разумеется, камазовцы — Айрат Мардеев и Дмитрий Сотников. Голландцы на Шерпе, которые некоторое время лидировали в гонке, в итоге стали третьими. И при этом обогнали капотный КАМАЗ: его пилот Эдуард Николаев наскочил на камень и пробил поддон двигателя.
Ралли по-казахски: трактор Беларус перетаскивает через брод Газельку-скотовоз с живностью в кузове
В пустыне Гоби сразу два грузовых гонщика сделали «уши»: Андрей Каргинов на КАМАЗе и Сергей Вязович на МАЗе. Но как раз Вязович (которого быстренько подняли на колеса другими мазовскими грузовиками) стал лучшим в минской команде — шестым в итоговом зачете.
Газовские экипажи Вячеслава Субботина и Татьяны Елисеевой благополучно финишировали в Китае (хотя и в пятом десятке среди «легковых» гонщиков), их коллеги братья Коструковы завершили гонку в Алма-Ате — причем один из них, Михаил, выиграл этап чемпионата России в зачете Рейд-спорт.
Татьяна Елисеева — пилот женского экипажа газовской команды
Когда этот номер готовился к печати, Федор Лапшин испытал на бездорожье под Екатеринбургом техничку Урал Next, об этом — в следующих выпусках рубрики.