Скорые на форуме Здравоохранение — часть первая: модульный Transit-Нижегородец и ульяновский Автодом
Столичный медицинский форум Здравоохранение в этом году должен был оказаться очень безопасным с точки зрения ковидного заражения действом: попасть на него можно было только по пресловутым QR-кодам… Увы, именно с их проверкой у организаторов возникли проблемы, что вылилось в длиннющие очереди (социальная дистанция, говорите?) на входе в Экспоцентр, в которых посетители теряли долгие часы. Ради чего? Среди многочисленных стендов со всяческим врачебным оборудованием меня в первую очередь интересовали медицинские автомобили. И к счастью, их здесь было в избытке — обзор даже пришлось разбить на две части.
В кругах российских кузовостроителей нынешняя мода на скорые с модульными кузовами была запущена ГАЗом — еще пару лет назад он показал Газель с такой будкой собственной разработки. К той машине было много вопросов, но и последователей за прошедшие годы у этой концепции в нашей стране появилось много. Теперь в их число вошла и компания "СТ Нижегородец".
С торчащей ступенькой сзади модульный кузов выглядит странно
Сейчас этот производитель стал фактически придворным ателье для елабужского завода Ford Sollers, где производят Транзиты. Потому неудивительно, что базой для новой разработки был выбран именно фордовский малотоннажник — а именно шасси с задним приводом. На нем установлен огромный модульный стеклопластиковый кузов собственной разработки — куда более «раздутый», чем стандартный цельнометаллический аналог. Соответственно, и внутреннее пространство огромное — внутренняя высота достигает 2,2 м. Простор кажется даже слегка избыточным: кресла бригады врачей и ложемент для больного тут как-то теряются.
Сдвижная дверь очень широкая, но ее замок заедает
Что же до функционала, то он тут вполне достойный. Например, мебель для оборудования тут выполнена из прочного пластика, который легко мыть. Но некоторые компоновочные моменты все же вызывают вопросы. Между медицинским отсеком и кабиной нет даже сдвижного окошечка, не говоря уже о полноценном проходе, — тут предусмотрено лишь «нормативное» переговорное устройство. Боковая сдвижная дверь — широченная, с низкой ступенькой. Но стоило мне ее закрыть, как в замке что-то заклинило — представителям компании пришлось колдовать, чтобы снова ее открыть…
Понятно, что пока это лишь опытный образец — и при наличии заказов и более-менее полноценном производстве конструкцию легко можно довести до ума. Но вот только при предполагаемой цене аж 4,25 млн рублей вряд ли за такими машинами выстроится очередь.
Так что пока главная медицинская движущая сила компании — это стандартные скорые на основе цельнометаллических Транзитов. Например, такая вот линейная скорая. Конечно, станцевать внутри здесь не получится, но и особой тесноты медики не ощутят. К тому же в аккуратном салоне также установлена пластиковая мебель, а в кабину из салона ведет удобная сдвижная дверка. Впрочем, стоит такой Transit тоже недешево — за него попросят как минимум 3,7 млн рублей.
А этот Transit переделан в Ульяновске
А вот и еще один медицинский Transit, но переделан он уже ульяновской компанией Автодом. Этого кузовостроителя можно назвать наиболее «традиционным» среди всех отечественных. К примеру, только в его гамме до сих пор присутствуют медицинские машины на базе уазовских «буханок». Впрочем, и при переоборудовании других автомобилей технологии используются не самые современные.
Например, мебель в салоне этого Транзита класса В самая обычная, выполненная из ДСП. Такой «гарнитур» тяжел, не любит влагу, «вздыхает» при проезде неровностей, да и к долговечности его возникают вопросы. Все самое необходимое тут есть (например, в кабину ведет небольшое окошечко), но общее впечатление от этой машины — максимальная простота и экономия на деталях. Впрочем, такой Transit и дешевле аналогичной машины Нижегородца — без медицинского оборудования эта машина будет стоить около 3,4 млн рублей.
Немногим дешевле (в 3,1 млн рублей) обойдется стоящий рядом Peugeot Expert с высокой крышей. Это также автомобиль класса В, но салон тут теснее, чем у Форда. К тому же некоторые решения вызывают ощущение недоработанности. Например, при наличии высокой стеклопластиковой крыши проем задних дверей тут оставлен стандартным. Понятно, что так проще сохранить заводскую жесткость кузова, но при установке сюда носилок придется ощутимо пригибаться.
Этот медицинский "крокодил" построен на шасси Профи с двускатной ошиновкой сзади
Ну а самый настоящий экономвариант в гамме Автодома — это, конечно, медицинский УАЗ-Профи с огромным круглобоким стеклопластиковым кузовом за кабиной. Причем этот автомобиль построен уже на доработанном шасси с приставкой Полуторка — его легко отличить по двускатной ошиновке сзади. На выставке Армия летом эту машину я видел еще в образе прототипа, а это уже серийный вариант.
Места в медицинском салоне много
Кузов тут большой — внутри просторно и светло. К тому же здесь вполне удобно, с эргономикой также порядок. Например, ступенька на входе невысокая, а распашная боковая дверь подкреплена газовым упором.
Боковая дверь открывается широко и фиксируется газовым упором
Только вот вспоминая наши испытания аналогичного грузового УАЗа, водителям этой машины можно лишь посочувствовать — с дохлым и прожорливым бензиновым ЗМЗ под капотом такая скорая доедет до пациента не скоро. Впрочем, при цене 2,1 млн рублей у этого УАЗа, особенно в полноприводном исполнении, на медицинском рынке остался, по сути, только один конкурент — это Соболь 4х4 с кузовом нижегородского завода Промтех. Об этой машине и другой медицинской технике из Нижнего на форуме Здравоохранение читайте во второй части нашего обзора.