На удалёнке: как работают самосвалы под Новосибирском

Фото: Федор Лапшин

Когда в прошлом выпуске рубрики мы рассказали про пятиосный самосвал Volvo, призванный заменить маленькие БелАЗы, читатели не поверили. А вот под Новосибирском как раз на смену БелАЗам пришли Скании! Я побывал там, а заодно посмотрел, как их обслуживают.

В офисной жизни удаленкой называется работа на компьютере из дома или других мест. А «удаленная станция техобслуживания» — что это? Такие сервисы активно начала открывать в нашей стране Scania: они меньше основных, а базируются там, где надо постоянно обслуживать машины этой марки, — чтобы не гонять их далеко. Одна «удаленка» работает в дальневосточном Алдане, другая — рядом с трассой Крым, еще есть, к примеру, в Бийске, Братске и ­Усть-Илимске. Ну а я отправился в Искитим под Новосибирском, но сначала, разумеется, прилетел в сам Новосиб.

До него от Москвы — четыре часа лету, и разница во времени тоже четыре часа. Однако местная дилерская станция Сибтракскан мало отличается от тех, что, скажем, в Питере или Рязани. Новенькое здание, светлая ремзона, забитая машинами (по области работает больше 1700 «скамеек», как зовут их водители), есть даже класс обучения механиков и отдельный бокс для прицепов. И нормо-час как у других дилеров: примерно от 2500 рублей за обычные ТО до 3300—3800 за сложную диагностику и восстановление форсунок.

Сюда уже заезжают тягачи нового поколения: при мне стояли S500 из Якутии с самодельным утеплением двигателя и еще более роскошный S730 из Питера — с 730-сильным мотором V8, прожекторами на лбу, пневмодудками... Да это же машина питерской фирмы Нордленд, чья владелица Евгения Турутина покупает самые-самые «скамейки»! Так и есть: «семьсот тридцатая» заходила на сервис проездом в Иркутск.

В общем, никакой экзотики, если не считать комнату для бесплатного ночлега водителей, прибывших на ремонт, — с двухъярусными кроватями и таким терпким запахом, что я вспомнил нашу караулку в армии.

То ли дело было в двухтысячных! Помню, например, официальный красноярский сервис Volvo в кирпичном ангаре, где перед въездом было написано без знаков препинания: «Volvo КАМАЗ японские грузовики». Да что там Красноярск, если в былые времена на фирменной станции DAF под Москвой чинили еще и Лады, а на территории сервиса Renault Trucks в Солнечногорске делали могильные плиты.

Вот интересно, что видит «Санек 54» через оставшуюся амбразуру?

«К нам шведы приезжают — думают, тут медведи по улицам ходят», — смеются на Сибтракскане. Впрочем, рассказывают и про медведя: один из самых дальних выездов местного эвакуатора был под Красноярск, где фура сбила мишку. «У тягача вся морда разворочена, а медведь отбежал в лесок и сдох, но перед этим все вокруг уделал».

Когда-то в Сибири было полно тягачей-«американцев» — даже их первый тест я проводил в Тюмени (АР №20, 2003). А сейчас их все меньше: импорт дешевых бэушек из Америки давно прекратился, а европейские тягачи при грамотно подобранной спецификации куда экономичнее. По словам директора одной из местных транспортных компаний, для «американцев» с их колесной формулой 6х4 была установлена норма расхода 50 л/100 км, а нынешний норматив для тягачей Scania 4х2 даже зимой 30 л на сотню. Почувствуйте разницу!

Уходящая у нас эпоха — тягачи-«американцы». На первом плане — редкий Sterling (этой маркой c 1997 года владел Daimler, но она просуществовала недолго, по 2009-й)

Разумеется, в сибирской эксплуатации «европейцев» есть своя специфика. Например, зимой у Сканий может перемерзать трубка-сапун вентиляции картера, как следствие, давление в картере повышается — и масло выбрасывает наружу. Эта проблема известна давно (АР №11, 2010), и на Сибтракскане ее решают традиционно: даже у новых машин при предпродажке прорезают отверстие в сапуне, — и точно так же помогают водителям из других регионов. Сделал дырку — и нет проблемы!

А еще здесь непростые отношения с мочевиной, необходимой для системы нейтрализации выхлопа (SCR). Конечно, официальный дилер относится к ней тоже «официально»: заливает и, если система не работает, указывает на это.

В грузовики, начиная с Евро-4, положено заливать мочевину. Но...

Однако местные перевозчики, похоже, поголовно отключают SCR — либо вообще ездят без мочевины, что возможно у строительных Сканий Евро-4. Тем более что сам раствор замерзает при минус 11˚С, и приблизительно при той же температуре эта система перестает работать в принципе (опять же у Сканий Евро-4, которые поставлялись к нам до нового поколения). Так какой в ней смысл, если при мне в Новосибирске было около минус пятнадцати? Впрочем, о российских мочевинных страданиях мы собираемся подготовить отдельный материал — а пока отправимся за 60 километров от Новосибирска.

Запасов в Искитимском карьере должно хватить еще на 30—35 лет

«Снизу грязь, сверху дым — это город Искитим» — здесь что-то вроде местного Кузбасса, поскольку в окрестностях добывают уголь антрацит и породу для щебня, а возят их 250 самосвалов Scania, углевозы и «скальники».

Вот что получают из породы, добытой в Искитимском карьере. Тонна местного щебня стоит 480—630 рублей, щебеночно-песчаная смесь дешевле, 340—480 руб/т

И как раз в Искитимском карьере Скании пришли на смену БелАЗам. Раньше здесь с советских времен работало 14 БелАЗов грузоподъемностью 40 и 45 т: они вывозили скальную породу на два соседних завода по производству щебенки. Расход топлива был, по словам директора карьера, 300—350 л/100 км! А в 2014 году БелАЗы заменили карьерниками Scania 8х4.

Эта версия для горных работ, самая внушительная среди сканиевских самосвалов, появилась за год до того (АР №15—16, 2013): объем польского кузова KH-Kipper из стали Hardox — около 20 м3, а за рейс такая Scania увозит примерно 30 т.

Конечно, это меньше, чем у БелАЗов, но их кузова были более короткими и не такими глубокими: «Ехали переваливаясь, как утки, все просыпалось». А главное, расход уменьшился примерно в три раза, до 85—105 л/100 км. Я попросил распечатку с данными эксплуатации одной из машин — действительно, ее расход около 75 л/100 км в движении и примерно 93 л/100 км с учетом холостого хода и работы коробки отбора мощности на подъем-опускание кузова.

Кстати, в Искитиме есть и редкая итальянская Astra (марка принадлежит концерну IVECO, и сборку таких машин мечтают наладить на СП ­IVECO-АМТ в Миассе). Таскает она больше, чем Скании, по 40 т примерно при том же расходе топлива, — но поначалу были технические проблемы, и решать их оперативно не получалось, не говоря уже об отсутствии фирменного сервиса под боком.

«Скамейки» делают 13—15 ездок за смену, а каждая ездка — по десять километров в обе стороны. При этом директор карьера требует, чтобы оценка за вождение, которую проставляют борткомпьютеры Сканий, была не ниже 98%. Если меньше, то водитель не получит премию! А местные зарплаты — от 45 до 50 тысяч рублей. Погодите-погодите, но, когда я проходил курсы квалификации водителей Scania (АР №10, 2017), специалисты сказали, что средняя оценка у водителей по стране лишь ­60—65%, а сам я заработал 93%, что считается просто отличным результатом. Тогда же я узнал, что в одном из карьеров водители поголовно ездят с оценками 98—100%. Теперь понятно: речь шла про Искитим!

У местных углевозов за лобовым стеклом — светодиодный гаражный номер

И вот «поднимается медленно в гору лошадка, везущая...» — ну да, скальник-породу. Самосвал остановили на минутку, чтобы не прерывать челночный процесс, я запрыгнул в кабину, попросил водителя вывести оценку на экран борткомпьютера — и обомлел: ровно 100%. Впрочем, позже стало ясно, что ничего фантастического в этой цифре нет. Машины ездят по пустой технологической дороге монотонно, со скоростью 40 км/ч, коробка-«робот» всегда переключается грамотно, и водители крайне заинтересованы в результатах.

А еще местные самосвалы каждую неделю должны проходить техобслуживание — так называемую иксовку (ТО «X»), куда входят осмотр и смазка. Поезди-ка в Новосибирск за 60 км! Потому в самом Искитиме и создали сервис — круглосуточный, как и в самом Новосибирске.

Сервисная станция в Искитиме выглядит необычно, поскольку ее пристроили к существовавшему коттеджу

Он достаточно велик (16 машино-мест в двух корпусах), и что меня удивило — как только в цех заходит очередной самосвал после технологической мойки, к нему кидаются уборщицы в спецовках, шустро подтирая натекающие лужи. У самосвала 8х4 аж 22 точки смазки, еженедельное ТО — через каждые 137 мото-часов, ежемесячное с заменой масла — через 500.

­Кузовные работы делают в Новосибирске, а вот слесарный цех со станками находится здесь: так удобнее.

Конечно, без поломок не обходится: скажем, поначалу у «скальников» с польскими кузовами трескались надрамники. В них вварили П-образные поперечины, увеличив площадь контакта кузовов с шасси, — и проблема ушла. В свою очередь, у углевозов с платформами FJ шведско-питерского производства на ребрах кузова появляются трещины. Их заваривали, но потом стало ясно, что ребра декоративные и на жесткость не влияют. Кстати, кузова местных углевозов меньше, чем в Кузбассе (25 м3 против 32), — потому что новосибирский антрацит тяжелее, с коэффициентом плотности 1,4 против ­0,8—1,0.

Этому «скальнику» (кстати, он первым пришел в Искитим в августе 2014 года) меняют сцепление

И еще о поломках. На одном из маршрутов рессоры самосвалов сыпались, как осенние листья, транспортники начали предъявлять претензии Скании... Знаете, что оказалось? Дорога пересекала железнодорожную ветку с выступающими рельсами, и водители гнали через них пустые машины, не тормозя. Стоило указать на это — и поломки рессор сократились в четыре раза!

А выводы таковы. ­Во-первых, в регионах становится все меньше грузовой экзотики: рынок неуклонно захватывают марки европейской «большой семерки». Во-вторых, удаленные сервисы в случае плотной загрузки себя оправдывают — а в Искитиме ежемесячно насчитывается 1900 машино-заездов.

На переднем плане углевоз нового поколения XT — его цена у дилеров около 13 млн ­рублей против 11,8 млн за аналог прежней серии

Наконец, «скальники» и углевозы обычных грузовых марок, как и следовало ожидать, в отдельных случаях успешно заменяют специфические карьерные самосвалы — при этом они выгоднее в эксплуатации и могут ездить по дорогам общего пользования. Так что сегодня в Искитиме от старого мира остались только таблички, предупреждающие о том, что на дорогах работают БелАЗы...

Рекомендованные статьи