Дважды шесть: Daimler Double Six 30 1927 года в рассказе Андрея Хрисанфова
«…из того, что было».
М. Танич
Случались в истории автомобилестроения моменты, когда от слишком большого и прожорливого мотора отпиливали какую-то его часть, чтобы получить двигатель более экономичный. Но бывало и наоборот: иной раз, чтобы не отстать в конкурентной борьбе, под капот приходилось заталкивать силовой агрегат, слепленный из двух поменьше…
Когда в середине двадцатых годов компания Rolls-Royce вывела на рынок свой обновленный Phantom взамен архаичного «Серебряного Призрака», пришлось подтягиваться и другим предприятиям, действующим в верхнем сегменте автомобильного рынка. Учитывая нараставшую в то время тенденцию увеличения числа цилиндров в автомобильных двигателях, компания The Daimler Company Limited из города Ковентри решила следовать этой моде — и подготовить, с использованием максимально возможного количества уже выпускаемых серийно деталей и узлов, свой собственный двигатель типа V12. Проблема заключалась в том, что мотор предстояло спроектировать не обычный, а бесклапанный, поскольку ничего другого предприятие в те времена не выпускало.
Бесклапанными четырехтактными двигателями компания Daimler увлеклась еще в 1909 году (АР №4, 2005) и с тех пор выпускала их в большом ассортименте — а моторов «нормального» клапанного типа, напротив, не производила вовсе аж до самого 1933 года. Так что на момент решения о подготовке многоцилиндровой модели все силовые агрегаты, находившиеся в распоряжении фирмы, имели золотниковое газораспределение — и, следовательно, разрабатывать новый мотор предстояло на основе именно этого принципа.
Коротко напомним, о чем речь. В бесклапанном двигателе между поршнем и стенкой цилиндра перемещаются вверх-вниз две гильзы с прорезанными в них окошками, и эти окошки в нужный момент совмещаются с прорезями в блоке, к которым подводятся коллекторы впуска и выпуска, — таким образом обеспечивая газообмен. Подобный двигатель работает тише обычного, ведь клапанный механизм — штука довольно шумная. С другой стороны, привод, обеспечивающий синхронное перемещение упомянутых гильз, ужасно сложен, и к тому же его работу надо как-то согласовывать с движением поршней; вся эта кинематика требует очень точной настройки, а также и обильной смазки. Все это, вместе взятое, естественным образом влечет за собой рост расходов на техническое обслуживание автомобиля, снабженного таким мотором, — не приходится удивляться, что силовые агрегаты данного типа большей частью употреблялись на машинах самых престижных марок, таких как бельгийская Minerva, французский Voisin или германский Mercedes. (За океаном, правда, подобным образом комплектовались и автомобили более ординарного уровня — Stearns, Moline, даже Willys.)