Дважды шесть: Daimler Double Six 30 1927 года в рассказе Андрея Хрисанфова

Фото: Шон Дагэн, www.hymanltd.com

«…из того, что было».

М. Танич

Случались в истории автомобилестроения моменты, когда от слишком большого и прожорливого мотора отпиливали какую-то его часть, чтобы получить двигатель более экономичный. Но бывало и наоборот: иной раз, чтобы не отстать в конкурентной борьбе, под капот приходилось заталкивать силовой агрегат, слепленный из двух поменьше…

Когда в середине двадцатых годов компания Rolls-Royce вывела на рынок свой обновленный Phantom взамен архаичного «Серебряного Призрака», пришлось подтягиваться и другим предприятиям, действующим в верхнем сегменте автомобильного рынка. Учитывая нараставшую в то время тенденцию увеличения числа цилиндров в автомобильных двигателях, компания The Daimler Company Limited из города Ковентри решила следовать этой моде — и подготовить, с использованием максимально возможного количества уже выпускаемых серийно деталей и узлов, свой собственный двигатель типа V12. Проблема заключалась в том, что мотор предстояло спроектировать не обычный, а бесклапанный, поскольку ничего другого предприятие в те времена не выпускало.

Бесклапанными четырехтактными двигателями компания Daimler увлеклась еще в 1909 году (АР №4, 2005) и с тех пор выпускала их в большом ассортименте — а моторов «нормального» клапанного типа, напротив, не производила вовсе аж до самого 1933 года. Так что на момент решения о подготовке многоцилиндровой модели все силовые агрегаты, находившиеся в распоряжении фирмы, имели золотниковое газораспределение — и, следовательно, разрабатывать новый мотор предстояло на основе именно этого принципа.

Пропорции машины — длинный нос, короткий хвост — обусловлены размерами силового агрегата. Лобовое V-образное стекло из двух половин — деталь для середины двадцатых годов не самая частая. «Кривой стартер» между тем по-прежнему на месте

Коротко напомним, о чем речь. В бесклапанном двигателе между поршнем и стенкой цилиндра перемещаются вверх-вниз две гильзы с прорезанными в них окошками, и эти окошки в нужный момент совмещаются с прорезями в блоке, к которым подводятся коллекторы впуска и выпуска, — таким образом обеспечивая газообмен. Подобный двигатель работает тише обычного, ведь клапанный механизм — штука довольно шумная. С другой стороны, привод, обеспечивающий синхронное перемещение упомянутых гильз, ужасно сложен, и к тому же его работу надо как-то согласовывать с движением поршней; вся эта кинематика требует очень точной настройки, а также и обильной смазки. Все это, вместе взятое, естественным образом влечет за собой рост расходов на техническое обслуживание автомобиля, снабженного таким мотором, — не приходится удивляться, что силовые агрегаты данного типа большей частью употреблялись на машинах самых престижных марок, таких как бельгийская Minerva, французский Voisin или германский Mercedes. (За океаном, правда, подобным образом комплектовались и автомобили более ординарного уровня — Stearns, Moline, даже Willys.)

Фары головного света крепятся к боковинам капота, а подфарники стоят на крыльях
Два рядных шестицилиндровых мотора соединил на одном общем картере из алюминия выдающийся британский инженер Лоуренс Померой, прославившийся своими прежними работами для фирмы Vauxhall: именно он проектировал для них спортивную модель Prince Henry, отметившуюся в гонках под патронажем этого самого принца. Для начала он использовал пару серийных блоков цилиндров от модели Daimler 25/85, поставив их под углом 60 градусов друг к другу; коленчатый вал вращался в семи коренных подшипниках, а оба вспомогательных — «распределительных» — вала, что ведали перемещением гильз, имели по четыре таких подшипника. Суммарный рабочий объем составил 7136 см³, а фактическая отдача — полторы сотни сил, причем достигалась она всего лишь при 2480 оборотах в минуту. Новая модель под обозначением Daimler Double Six 50 дебютировала 15 октября 1926 года и предлагалась с двумя размерами колесной базы, явно ориентированными на многоместные кузова закрытого типа; однако уже в следующем году — первого августа — параллельно ей в продажу поступил менее крупный вариант Double Six 30 со стосильным двигателем «всего» на 3744 см³ рабочего объема, составленным опять-таки из двух серийных моторов Daimler 16/55. Он-то и представлен на наших иллюстрациях.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи