Рассказ Андрея Хрисанфова об автомобиле Michigan 40-K Touring 1912 года
Мичиган — штат автомобильный, это ни для кого не секрет. Вот только принято считать, что все автомобилестроение в нем так или иначе кучкуется вокруг его столицы, города Детройт. А ведь и во многих других его городах тоже пытались в разное время выпускать машины, — причем пытались довольно-таки успешно. Речь у нас здесь пойдет о малоизвестной марке, одноименной с самим штатом, однако при этом отнюдь не столичной…
1912 Michigan 40-K Touring
Автомобили под маркой Michigan (известные также как Mighty Michigan) выпускались всего лишь на протяжении трех лет. Их производило предприятие Michigan Buggy Company в американском городе Каламазу, основанное в 1883 году и изначально занимавшееся, как следует из его наименования, выпуском гужевых экипажей самых разных типов, главным образом пассажирских. «Отцы-основатели», Мозес Лейн и Джордж Лэй, были родственниками (второй приходился первому тестем); поначалу десять лет кряду дела у компаньонов шли как нельзя лучше, их компании прочили блестящее будущее и даже выход на лидирующие позиции не только в американской экипажной индустрии, но и в целом свете. Однако в августе 1886 года построенный из дерева производственный корпус выгорел дотла, и все пришлось начинать сначала. Отстроиться удалось довольно быстро, — и новое здание было уже кирпичным, а не деревянным. Но и оно в январе 1902 года сгорело, причем опять-таки дотла. Что характерно, в обоих случаях пожар начался в окрасочном цеху, где было полным-полно легковоспламеняющихся материалов. Предприятие к этому моменту уже считалось чуть ли не градообразующим, на нем было занято более трех сотен жителей Каламазу, так что за погорельцев на сей раз впряглись городские власти (которые в предыдущий раз не помогли ничем); новый корпус взамен сгоревшего был выстроен на юго-восточной окраине города, вблизи крупной лесопилки и пригородного железнодорожного узла. Новое трехэтажное здание возвели не из кирпича, а из более огнестойкого бетона; на крышу водрузили изрядных размеров водяной бак, а производственные помещения опутали трубопроводами системы спринклерного пожаротушения — чтобы больше не гореть. Под малярный участок выстроили отдельный корпус поодаль от основного производства, а на единственный проем, который вел из цехов в заводоуправление, навесили здоровенную противопожарную дверь. Спустя всего лишь год после пожара завод заработал вновь, но тут выяснилось, что на смену «крестьянским лошадкам» семимильными шагами идет «железный конь» и что настала пора вместо экипажного производства заниматься автомобилестроением.