Читатели — о трансмиссии Twinster, необычной Газели, автозвуке и другом

Дмитрий Попов, г. Москва

В статье Сергея Знаемского о перспективах Нивы обнаружил неточное описание работы трансмиссии Twinster на автомобиле Ford Focus RS. На самом деле это обычная схема torque-on-demand с той лишь разницей, что сзади стоит не одна муфта, а две и нет межколесного дифференциала. Угловой редуктор никак не может обеспечить какой-либо заданный процент передачи момента, какое бы у него ни было передаточное отношение. Его задача — просто вращать карданный вал со скоростью, обеспечивающей синхронность передней и задней осей. Либо чуть быстрее, если это требуется для корректной работы муфты, подключающей заднюю ось. Ведь для передачи момента с ведущей на ведомую часть муфты необходимо, чтобы ведущая вращалась не медленнее ведомой, в противном случае подключение вызовет не передачу тягового момента назад, а передачу тормозного — вперед. За все «проценты» отвечает муфта. Редуктор же просто задает кинематическое соответствие или незначительное рассогласование — тут уж как решат конструкторы.

Сергей ЗНАЕМСКИЙ: «Обычная схема torque-on-demand»? Очень даже необычная! И аргументы вы назвали сами: две муфты, отсутствие заднего дифференциала и асинхронность. Насколько мне известно, в трансмиссии автомобиля Focus RS 2015 года задние колеса могут вращаться на 2% быстрее передних. Но происходит это только тогда, когда бортовые муфты жестко замкнуты. В «мирных» условиях они немного ослабляют хватку, допуская проскальзывание фрикционов, поэтому при движении по прямой на асфальте задние колеса вращаются синхронно с передними. Когда одна из муфт замыкается полностью, а другая остается «расслабленной», возникает еще и «асимметричность» распределения момента между задними колесами, которая позволяет подать на одно из колес больший крутящий момент — и обеспечить полноценный torque vectoring.

Кстати, Focus RS, если взглянуть концептуально, использует упрощенный вариант трансмиссии Honda SH-AWD образца 2004 года, применявшейся на автомобилях Honda Legend и Acura RL. Там, если помните, тоже использовались два пакета бортовых фрикционов и не было заднего дифференциала, а между карданным валом и главной передачей стояла дополнительная планетарная «коробка передач», которая позволяла «ускорять» задние колеса для управления вектором тяги. У Фокуса дополнительной «коробки» нет, но повышающая передача на заднюю ось как бы включена постоянно за счет асимметрии передаточных отношений передней и задней главных передач. Интересно, что такой же принцип совсем недавно взяла на вооружение Toyota для своего хот-хэтча GR Yaris. Там муфта, правда, одна и расположена на традиционном месте (между угловым редуктором и ГП задней оси), но в трансмиссию тоже заложена механическая асинхронность: при полностью сомкнутых фрикционах задние колеса вращаются быстрее передних.

Дмитрий Быков, e-mail

Встретил в Новосибирске необычную Газель. Расскажите, кто производит такой автомобиль?

ФЕДОР ЛАПШИН: На Горьковском автомобильном заводе таких машин никогда не делали — изначальная конструкция Газели не предусматривает ее эксплуатацию с полуприцепом. Однако небольшие компании вполне легально предлагают такое переоборудование, причем в придачу продают специальные полуприцепы — именно под Газель и, разумеется, с гидравлической тормозной системой. Такой автопоезд получается недорогим (от 3 млн рублей), но есть одна проблема. Как известно, паспортная полная масса Газели — 3,5 т (в новом, «тяжелом» варианте — 4,6 т), а вот какой вес получится у автопоезда с полной нагрузкой, можно только гадать. А от этого зависит ресурс сцепления, тормозных колодок и шин. Да и надежность самой сцепки — это тоже вопрос.

Михаил Стецкевич, e-mail

Уважаемый Леонид Александрович, поделитесь, пожалуйста, секретами, которые стоят за фразой «Как минимум я точно знаю, как радикальным образом улучшить любую штатную автоаудиосистему даже без вмешательства в акустику и электронику» в статье «Звуколюбие». Я не аудиофил и даже, пожалуй, не меломан, а типичный представитель ширнармасс. Но хорошая музыка в автомобиле нужна многим — и миллениалам с зумерами, и беби-бумерам с Х-поколением. Полагаю, читать будут с удовольствием и спасибо скажут.

ЛЕОНИД ГОЛОВАНОВ: Это долгая история, но вкратце главный принцип созвучен с репликой Пончика из провидческой книги Николая Носова «Незнайка на Луне». Помните? «Режим питания нарушать нельзя». Все, что мы слышим из динамиков, в конечном итоге есть результат модуляции тока, текущего в головное устройство и усилители из бортовой 12-вольтовой сети. Не зря инсталляторы применяют все эти огромные позолоченные клеммы, провода толщиной с удава и огромные конденсаторы-фарадники. Но как все это организовано, из каких материалов сделано? Уверяю вас — из рук вон плохо. Поэтому главный совет таков. Хотите хороший звук? Начните с питания и уделяйте внимание всем-всем мелочам. Даже если они вам кажутся незначительными. Универсальное правило, кстати, — автожурналистики тоже касается.

Павел Родин, e-mail

Ретроавтомобили все чаще приобретают вторую жизнь в результате глубокого тюнинга с применением современных узлов и агрегатов. И базовый набор «омоложения» легковых автомобилей ГАЗ в значительной мере устоялся: передняя подвеска и гидроусилитель от Волги 31105, задний мост от Volvo, а двигатели и коробки передач — Toyota. Но полноценных тестов таких машин нет. Как поведет себя Волга с нештатными дисковыми тормозами на переставке с торможением, как она управляется, остался ли в ней шарм старой машины и вообще — какова она, ВолгоToyota? Было бы здорово, если бы вы нашли возможность квалифицированно ответить на подобные вопросы в рамках своей замечательно интересной ретрорубрики.

Надежда Герберг, старший PR-менеджер «Renault Россия»

В материале «Стар и млад» вы пишете, что при включении режима 4WD Lock в полноприводной трансмиссии автомобиля Renault Duster якобы отключается имитация межколесных блокировок. Уже на Дастерах первого поколения, а потом и на всех последующих с полным приводом автоматическое перераспределение крутящего момента между колесами работает во всех режимах, включая 4WD Lock. Но только на машинах с ESP, которая теперь есть на всех полноприводных модификациях Renault Duster.

ЮРИЙ ВЕТРОВ: Посыпаю голову пеплом — неверно понял жалобы коллег. Имитация межколесных блокировок действительно продолжает работать во всех режимах.

Николай Игнатенко, e-mail

Объясните, пожалуйста, как так получается, что одни и те же автомобили в ваших тестах поочередно проигрывают друг другу? К примеру, в Авторевю №7 за 2016 год в итоговых оценках за пассажирские места Skoda Superb получила 90 баллов, а Kia Optima — 80 баллов. А в №5 за 2020-й итоговые оценки за те же пассажирские места у этих же машин совсем другие: Skoda Superb — 85 баллов, Kia Optima — 90 баллов.

ВЛАДИМИР МЕЛЬНИКОВ: Эти оценки полтора года назад были поводом для дискуссии, и тогда мы решили изменить баллы, выставленные в далеком 2016-м. Думаю, любой, кто ездил на заднем сиденье Оптимы, согласится, что в тот раз мы отнеслись к ней излишне строго: согласно результатам наших собственных замеров, она практически не уступает лифтбеку Skoda Superb по пространству для коленей. Однако в Шкоде посадка излишне вертикальная, а Optima предлагает более расслабленную позу. Это, кстати, удобно и при использовании детского кресла: заснувший ребенок не будет постоянно ронять голову.

Приз с символикой Авторевю — ­автомобильный номер — в этот раз остается в редакции. Пишите письма!

Рекомендованные статьи