История болезни отечественной автожурналистики. Часть вторая
Автомобильной журналистике в России исполнилось 125 лет — это если считать с момента основания петербургского журнала «Самокат», который в конце XIX века начал рассказывать о самокатах, велосипедах, мотоциклах и автомобилях.
Я давно хотел разобраться, почему и как автомобильная пресса появилась в России, как она заразила нас любовью к машинам — и что с ней случилось к 2019 году. Но, начиная листать подшивки, я не знал, куда вырулю — и сколько частей будет в этом сериале. До сих пор не знаю. В первую часть уместились три первых поколения российской автомобильной прессы — издания-пионеры, дореволюционные журналы и эпоха первых советских пятилеток. А что дальше?
Чем ближе к нашим дням, тем сложнее резать колбасу истории на ломтики и тем тоньше они получаются. Первая часть охватила 47 лет, а во второй будет только 44 — с 1945 по 1989 год, когда началось время новых СМИ.
Период Великой отечественной войны останется за скобками хотя бы потому, что главное профильное автоиздание СССР — журнал «За рулем» — не выходило с 1941 по 1956 год. Однако это не значит, что читать про автомобили было нечего. В первое же послевоенное лето за дело взялся журнал «Техника — молодежи», который в 40-х и 50-х почти в каждом номере обращался к машинам и выгодно отличался от ЗР по двум причинам. Во-первых, будучи изданием более универсальным, «Техника — молодежи» избегала чересстраничного досаафовского официоза и гаражно-прикладной тематики, акцентируя внимание только на самом главном и интересном — на новых автомобилях. А во-вторых, здесь появился новый изобразительный язык технического журнала: вместо черно-белых фотографий или чертежей читателю предложили красочный мир технических рисунков. Никогда еще наука и техника не выглядели в СССР так живописно.