Нива и ее друзья: Бора, Тарзан и Надежда. Наш большой ретротест

Нива и ее друзья: Бора, Тарзан и Надежда. Наш большой ретротест
Ретротест | АР №8 2017
Фото: Дмитрий Питерский
Экспертная группа: Ярослав Цыпленков | Андрей Неверов

Вы заметили, как похорошели сорокалетние? С десяти шагов студентки, с трех — начинающие карьеристки. И только руки вблизи выдают реальный возраст. У Нивы свои этапы жизни: 2121, 21213, 21214... Но она тоже словно не стареет. Может, все оттого, что на пороге тридцатилетия сменила имя на подростковое? Лада 4х4, которой все время 16. И только руки рычагов трансмиссии выдают истинный возраст: Ниве — сорок.

Коррида и Кориандр

Встречать день рождения лучше всего в компании друзей. Повспоминать веселые истории и сделать что-нибудь для появления новых. Два c половиной миллиона выпущенных вседорожников, а сколько миллионов интересных случаев за пределами асфальта! Петр Михайлович Прусов придумал не только новый тип автомобиля, но и вид активного отдыха.

Этой Ниве в нарядном цвете «кориандр» всего две недели, и рассказать особенно нечего. В том, что это действительно новая Нива, лишний раз лучше убедиться, заглянув в документы. Да, у нее нет хрома, другая решетка радиатора, плафоны габаритов, задняя дверь с фонарями и… все! Штампованные 16-дюймовые колеса с узенькими шинами (теперь на заводе ставят Pirelli Scorpion ATR!), металлические бамперы, два ключика в связке — все как в 1977 году.

Внутри угрюмо. Черная панель, черная консоль, у многих кнопок нет подсветки, руль смещен вправо, сиденье жесткое, и далеко назад его не отодвинуть — приходится поджимать ноги. Зато запах праздничный: так же пахли новые Жигули в ­80-х и ­90-х.

Но чем больше я находился в этом салоне, тем сильнее привязывался к нему. Тут ведь особая эргономика — с кондачка ни черта не найдешь, особенно в темноте. Однако как только руки запомнят положения тумблеров, щелкать этими широкими клавишами становится в радость. И ведь есть чем щелкать: у Нивы теперь обогрев передних сидений и кондиционер! Но у печки всего две скорости вентилятора, и уже на первой он шумит так громко, что включать его не хочется, — с прогревом небольшого салона вполне справляется приточный воздух.

А на ходу эта Лада 4х4 очень похожа на Ниву, которая Chevrolet. После череды точечных модернизаций они прилично унифицированы по деталям подвески, и это здорово. Великолепная плавность хода на любых дорогах и, что особенно важно, на бездорожье. Подбросы, волны, ямы, колеи поперек — без разницы, еду куда хочу. А в городе можно не тормозить перед «лежачими полицейскими». Я накрутил на этой Ниве более тысячи километров и теперь просматриваю объявления о продаже свежих машин. Все-таки 500 тысяч рублей за нее многовато, а вот 300 уже заманчиво.

Мне нравится такая Нива. У нее великолепная обзорность, она маневренна — это удобно не только в лесу, но и во дворах. Подобная четкость переключения передач недоступна даже самым удачным тросовым коробкам на переднеприводных Ладах: круглый набалдашник рычага, который не меняется уже четверть века, ходит очень коротко. Управляемость и та теперь вполне вменяемая. Руль с гидроусилителем информативен, а как только подломится боковина покрышек, Лада хорошо откликается на просьбы водителя. Крены, конечно, внедорожного масштаба, зато энергоемкость ого-го. На стандартной машине можно даже прыгать!

У новой Нивы карданы со ШРУСами вместо крестовин, виброгаситель на раздаточной коробке, а задние амортизаторы стоят ближе к вертикали

А еще почти нет вибраций: новые карданы со ШРУСами, гасители колебаний... Все это работает! Я был удивлен, как легко Нива держит по трассе 130 км/ч, — на ней в Дагестан я бы поехал с гораздо большим желанием, чем на Патриоте. Напрягают две вещи: шум и запас хода. Нам не повезло с раздаткой: она пищала, словно огромный комар, уже с 80 км/ч. После «сотни» начинает хлопать ветер, а мотор не слышно, только когда он выключен. Я даже готов мириться с его тягой: относительно легкая трехдверка едет более-менее, но 12 ­л/100 км за городом при баке 42 литра — это чересчур.

«Автомобиль не коньяк, с возрастом лучше не становится», — любил повторять создатель Нивы Петр Михайлович Прусов, который всего две с половиной недели не дожил до очередного дня рождения своего детища. Приятно, конечно, что модернизированная Нива прилично ведет себя на асфальте, ездить на ней легко, и в некоторых регионах такой автомобиль незаменим. Но за сорок лет накопилась уже критическая масса минусов. Прежде всего, проблемы с безопасностью: Нива набрала в нашем краш-тесте ноль баллов из 16! Да, у нее есть преемник ­ВАЗ-2123, который превратился в Шевроле Ниву. Но там такие же мотор и трансмиссия, а для более тяжелого автомобиля это приговор. Как бы ни было приятно поностальгировать, глядя сквозь вертикальное лобовое стекло и нажимая самолетные клавиши, но нам давно нужна новая Нива. Только подключаемый полный привод оставьте Дастеру.

Рядом с Нивой 1978 года морковного цвета «коррида» думаешь совсем о другом. Какой же она казалась необычной. Где отдельный багажник, почему всего две двери, как у Запорожца, что за рычаги между сиденьями? Помните, сколько людей искренне считали, что ими подключается «передний мост»? Внешне старая машина, конечно, милее — с хромированными кантиками и большими фонарями от «шестерки». Ранняя дверь багажника с шильдиком NIVA 1600 по центру и без ­стеклоочистителя открывается кнопкой — это гораздо удобнее, чем тугой убогий курок в салоне нынешних Нив. Но большая погрузочная высота рано или поздно обернется новыми записями в вашей медицинской карте.

Дорожный просвет у старой Нивы больше: 229 против 210 мм. И нет уязвимого нейтрализатора. Интересно, что, несмотря на кондиционер и гидроусилитель, новая машина легче старой: 1187 и 1205 кг соответственно

Интерьер без привычных для советских машин ­70-х цветных вставок. Сиденья от «шестерки» можно целиком наклонить к передней панели, чтобы пробраться назад. Там, конечно, тесновато, однако в мягкий диван погружаешься сильнее и выходит, что места над головой больше, чем в новом автомобиле. Большой руль с тонким ободом, красивые приборы... А главное достоинство отделки в том, что ее легко мыть. Несмотря на массу элементов от «люксовых» ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106, настроение тут скорее как в «единичке».
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Вы можете использовать деморежим подписки: просто зарегистрируйтесь на сайте — и вам будут доступны 3 просмотра платных статей

Рекомендованные статьи