Котенок или лев: сможет ли «обновленный» Боттас навязать борьбу Хэмилтону в Формуле-1?

Фото: PlanetF1 | Кирилл Цивинюк | команды-участницы

Минувшей зимой пилот команды Mercedes Валттери Боттас кардинально сменил как внешний, так и внутренний имидж. На первом в этом году выходе к прессе, состоявшемся на тестах в Барселоне, отрастивший бородку финн держался как никогда уверенно. Это прослеживалось и в прямом взгляде на собеседника, и в смелом тоне голоса, и даже в позе: он наклонялся вперед, опирался на стол, что обычно означает агрессивный настрой спикера. Громкие слова сыпались из уст Валттери, как искры из-под днища его болида: «Иногда нужно быть не только командным игроком, но и думать о себе», «При повторении сценария Гран При Россия — 2018 я поступил бы иначе», «У меня одна только карьера, и, постоянно кому-то помогая, я не достигну поставленных целей», «Я знаю, что могу составить конкуренцию Льюису Хэмилтону, и у меня есть план по достижению успеха». А на шуточный вопрос, стал ли котенок львом, Боттас ответил: «Да, именно так!»

Что ж, амбициозно и интригующе. Вот только есть большие опасения, что преображение Боттаса сойдет на нет уже на старте сезона в австралийском Альберт-парке… 

Прессинг на Mercedes растет 

То, что оставаться на вершине с каждым разом все тяжелее, в Мерседесе после пяти лет господства в Формуле-1, безусловно, понимают. Особенно — руководитель команды Тото Вольфф, который был осторожен даже при тотальном доминировании «Серебряных стрел» в 2014—2016 годах, когда из 59 гонок они выиграли 51 (86%). За минувшие два сезона процент побед уменьшился до 56% — 23 из 41. Соперники из Ferrari значительно сократили отставание и продолжают прибавлять, судя по февральским предсезонным тестам. Поэтому с трудом представляется, что при растущем прессинге со стороны конкурентов мерседесовцы допустят то, что они могли позволить себе четыре—пять лет назад, а именно — потерю очков из-за борьбы своего лидера Льюиса Хэмилтона с напарником.

Взять хотя бы чистую математику: если в 2015-м при итоговом отрыве в 103 очка от Себастьяна Феттеля Хэмилтон должен был недобирать на каждом этапе в среднем по пять баллов, чтобы отдать титул немцу, то в 2017-м — только два. В 2018-м было чуть безопаснее (4), но там, как мы помним, огромное количество очков Хэмилтону подарил сам Феттель, а еще несколько — уже следовавший командным установкам Боттас. А в 2019-м, если опираться на результаты тестов в Барселоне, важность каждого заработанного балла может стать высокой, как никогда!

Так что, если только в 2019 году Mercedes внезапно не окажется на голову выше основных соперников из Ferrari и Red Bull Racing, никто не позволит Валттери отбирать очки у титулованного напарника. При острой внешней конкуренции — это наихудший, немыслимый и даже самоубийственный сценарий для «Серебряных стрел».

Боттас не Росберг

В истории Больших Призов Нико Росберг останется не просто как чемпион мира 2016 года, а как тот, кто не позволил наклеить на себя ярлык второго пилота и превзошел титулованного товарища по команде. До немца счет с напарником 0:3 по числу побед в чемпионате удалось «размочить» лишь одному гонщику. Причем случилось это в далеком 1967-м, когда новозеландец Денни Хьюм опередил на пять очков своего «одноклубника» Джека Брэбэма. Это все: больше никто и никогда не отбирал четвертое чемпионство у соседа по боксам! Да, Ален Прост в 1985-м взял титул в Макларене, выступая вместе с Ники Лаудой, но в свой последний сезон в Формуле-1 австриец уже не претендовал на четвертый титул и стал только десятым.

Поэтому, если скромный Валттери Боттас с тремя выигранными гонками и бронзовой наградой в сезоне-2017 вдруг возьмет и обойдет пятикратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона, он сотворит сенсацию, которую история Формулы-1 еще не знала. Но давайте взглянем правде в глаза: вероятность такого развития событий близка к нулю. В конце концов, букмекеры сейчас дают коэффициент на титул Боттаса от 18.00 до 26.00, тогда как даже у Макса Ферстаппена на машине с двигателем Honda он куда выше — от 8.00 до 10.00! Если на казавшуюся маловероятной победу Нико Росберга перед началом сезона-2016 давали 4.50, то что говорить нынче про шансы его финского сменщика…

Кто-то скажет, что успех Нико во многом стал возможен благодаря сгоревшему двигателю на машине Хэмилтона на Гран При Малайзии в решающей фазе чемпионата. Отчасти да, но важную роль сыграл и целый ряд других факторов. Во-первых, Росберг имел гигантский опыт в борьбе с Льюисом, с которым выступал в одной команде еще в картинге. И, следовательно, он знал большинство приемов, уловок, сильных и слабых мест британца. Во-вторых, Нико всегда был быстр в Формуле-1 и никогда не давал спуску Хэмилтону. За четыре года их совместных выступлений за Mercedes счет 34:42 в квалификациях и 27:39 в гонках — хорошее тому подтверждение. Так что победа Росберга не взялась из ниоткуда: просто тщательная работа с психологом по ходу сезона-2016 — иногда по два часа в день — помогла ему мобилизоваться и взять верх.

У Боттаса же в арсенале нет ни знаний для психологических игр с Хэмилтоном, ни скорости для того, чтобы бросить вызов Льюису на всей дистанции чемпионата, а не только на своих любимых трассах в Баку, Монреале, Шпильберге и Сочи. Да, по поведению и заявлениям видно, что зимой Валттери хорошо поработал с психологом. Однако едва ли это поможет ему компенсировать нехватку двух вышеуказанных качеств и прыгнуть выше головы. Имидж льва и амбициозные заявления могут только помочь финскому гонщику оставить в прошлом провал 2018 года, но перспектив в будущем вряд ли добавят.

Напарник суперзвезды

К своим 34 годам Льюис Хэмилтон достиг пика популярности: он пятикратный чемпион мира, настоящая суперзвезда и олицетворение современной Формулы-1, коими в свои времена были Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. А теперь представьте, что позициям Сенны в начале 90-х угрожал бы напарник по Макларену Герхард Бергер, а Шумахер в первой половине 2000-х боролся бы с партнером по Ferrari Рубенсом Баррикелло. Да, и Бергер, и Баррикелло были хорошими и неконфликтными гонщиками, способными выигрывать отдельные этапы. Но мегаталантами они никогда не слыли (как и Боттас сейчас) и всегда были в световых годах от титула. Причем Герхард и Рубенс ушли из команд даже на год раньше, чем их звездные напарники, так и не дождавшись, пока карьера лидеров пойдет на спад. Таков, наверное, удел всех оруженосцев чемпионов.

Если бы Боттас был подающим надежды гонщиком, а его титулованный напарник уже лишился бы мотивации на завершающей стадии карьеры, то перспективы у финна были бы. Но все наоборот — Валттери уже не так молод для Формулы-1 (в этом году ему исполнится 30 лет), позади шесть сезонов и 119 Гран При, а из перспективного пилота он переквалифицировался в крепкого середняка. В то же время Хэмилтон не собирается останавливаться на достигнутом после 12 сезонов, за которые британец вплотную приблизился к, казалось бы, вечным рекордам Михаэля Шумахера по числу побед и титулов!

Ну а к вопросу о звездности — достаточно просто сравнить такие цифры, как количество подписчиков в соцсетях: 5,4 миллиона в Твиттере и 9,8 миллиона в Instagram у Хэмилтона против 450 и 874 тысяч у Боттаса…

Быстрый Валттери Мерседесу не нужен

После ухода Нико Росберга «Серебряным стрелам» изначально было невыгодно наличие быстрого и амбициозного пилота под боком у Льюиса Хэмилтона, а в 2019-м это не нужно им и подавно. И дело даже не в создании неудобств своему первому номеру и сопряженной с этим нервной атмосферы в коллективе. Проблема в другом: Mercedes остается единственной топ-командой, которая до сих пор не дала шанса ни одному из своих юниоров. А ведь Red Bull Racing уже посадила за руль своего воспитанника Пьера Гасли, да и Ferrari впервые с 1961 года пригласила в свой состав пилота моложе 23 лет в лице Шарля Леклера.

И только «Серебряные стрелы» все никак не решатся сделать ставку на своих юниоров. Из-за этого они упустили Паскаля Верляйна и не нашли место Эстебану Окону на этот сезон. Именно не лучшая репутация их молодежки стала одной из причин, из-за чего Мерседесу не удалось заполучить такой ценный кадр, как Мик Шумахер. При столь низкой эффективности программы поддержки юных талантов правление немецкого автогиганта рано или поздно поднимет вопрос о целесообразности вложения в нее дальнейших инвестиций. В такой ситуации руководству Mercedes Motorsport остается только сделать ход конем. Неслучайно ведь «серебряные» оставили Окона в своей обойме в качестве резервиста: есть вероятность, что в 2020-м француз пойдет на повышение и заменит Боттаса. Да и растить смену Льюису Хэмилтону тоже надо. Ведь если снова возвращаться к делам давно минувших дней, то после Герхарда Бергера McLaren взял в напарники к Айртону Сенне молодого Мику Хаккинена, а Ferrari заменила Рубенса Баррикелло его юным соотечественником Фелипе Массой. И финн, и бразилец закрепились в командах и выступали там почти десять лет. Так что сценарий с Оконом был бы классическим.

В каком-то смысле Мерседесу даже выгодно, чтобы Валттери ни шатко ни валко провел предстоящий сезон, — так в моральном плане будет проще отказаться от продления контракта с финном и сказать на публику, что мы берем на его место молодого талантливого пилота, который будет подгонять Хэмилтона.

Необъявленный второй номер

Какие бы громкие заявления ни делал финский гонщик, но на старт сезона в Мельбурне 17 марта Боттас выйдет далеко не в лучшем настрое. Контракта на следующий год у Валттери нет; при этом, c одной стороны, надо угодить руководству и играть по правилам, а с другой, необходимо спасать свою испорченную в прошлом году репутацию. Любопытно, что в Мерседесе не говорят о приоритетах — в отличие, кстати, от их главных соперников из Ferrari. Если в Скудерии недвусмысленно дали понять, что Шарль Леклер пока будет на подхвате у Себастьяна Феттеля, чем сняли лишний прессинг с монегаска, то в «Серебряных стрелах» твердят, что у Боттаса есть шанс начать все с нуля. Получается достаточно цинично, ведь все хорошо понимают место Боттаса в нынешней системе Мерседеса. «Валттери помог мне завоевать два чемпионских титула, и нам нужно потрудиться еще над одним», — намекнул в Барселоне на истинное положение дел Льюис Хэмилтон, комментируя агрессивный настрой финна в межсезонье. Но даже без этого ясно, что роли в команде Mercedes расписаны и предпосылок к их изменению нет.

А что касается амбициозных заявлений Валттери, то бывший гонщик Red Bull Марк Уэббер однажды очень точно подметил: «Чемпионом может стать только один, но если бы все остальные считали себя пустым местом, то в дни Гран При просто оставались бы сидеть дома»…

Рекомендованные статьи