Наследник против оруженосца: кто станет напарником Хэмилтона в 2020-м?

Фото: eurosport.com | formula1.com | Кирилл Цивинюк

После новости о рокировке Пьера Гасли и Алекса Албона в командах Red Bull мир Формулы-1 замер в ожидании развязки другой интриги — вакансии в Мерседесе на сезон-2020. Действующие чемпионы мира не скрывают, что выбирают между Валттери Боттасом и своим воспитанником, резервистом Эстебаном Оконом, и обещают определиться в ближайшее время. В ожидании решения боссов «Серебряных стрел» попробуем оценить сильные и слабые стороны кандидатов.

Кто быстрее на одном круге?

В первой части сезона—2019 Валттери Боттас удивил многих своей прытью в квалификации, где чистая скорость, как известно, имеет первостепенное значение. Финн завоевал четыре поул-позиции — ровно столько же, сколько Льюис Хэмилтон. Неплохо, особенно если учесть, что за весь прошлый год Валттери был на поуле только два раза.

Но по факту Боттас никогда не был плох в квалификациях. До перехода в Mercedes в 2017-м он ни разу не проигрывал напарникам по итогам сезона. Счет на «табло» говорит сам за себя: 12:7 с Пастором Мальдонадо в 2013-м, 13:6 с Фелипе Массой в 2014-м, 11:8 с бразильцем в 2015-м и разгромные 17:4 с ним же в 2016-м. С королем квалификаций Хэмилтоном в «Серебряных стрелах» предсказуемо пришлось тяжелее: 7:13 в 2017-м, 6:15 в 2018-м и 5:7 в первой половине сезона-2019. Но общий счет со всеми тремя партнерами в пользу Боттаса — 70:60.

У Эстебана Окона за два с половиной сезона было всего два напарника — быстрые, но недооцененные Паскаль Верляйн и Серхио Перес. Немцу во второй половине сезона-2016 он проиграл со счетом 2:7, а мексиканцу в 2017-м уступил 7:13. Набравшись опыта, француз разгромил Переса в 2018-м с результатом 16:5. Тем не менее суммарный счет с партнерами по команде у Окона 25:25, тогда как у Боттаса после первых пятидесяти Гран При было 30:20…

Счет Боттас — Окон: 1:0

Адаптация по ходу гоночной дистанции

«Валттери может гордиться своими выступлениями в квалификациях в этом году, он добился большого прогресса. Но гонка — это совершенно другое дело, здесь нужно пилотировать иначе. Он постепенно прибавляет, и я уверен, что в будущем сможет добиваться стабильно высоких результатов по воскресеньям», — признал руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф проблемы финского пилота на гоночной дистанции.

Весьма показателен разрыв Боттаса с Фелипе Массой за три совместных сезона в команде Williams: счет в квалификациях 40:18 и при этом 23:23 в совместных финишах.

Но лучше всего разницу в выступлениях Валттери в субботу и воскресенье можно оценить, если представить, что за позиции в квалификации давали бы полноценные очки, как в гонке. Тогда у него после 12 этапов в этом сезоне было бы 222 очка против 232 у Хэмилтона. В борьбе за звание чемпиона по квалификациям Валттери уступал бы напарнику всего-навсего десять баллов. Но по заработанным очкам в гонках все гораздо хуже — 188 против 250. 62 очка — это целая пропасть из двух побед и одного четвертого места.

Чего не хватает Боттасу в воскресенье? Прежде всего, адаптации к изменению поведения машины и погодных условий по ходу дистанции. Связано это отчасти с тем, что, в отличие от Льюиса, Валттери не любит склонность машины к избыточной поворачиваемости и предпочитает недостаточную. Следовательно, в гоночном режиме ему тяжело соблюдать нужный баланс. Когда при недогретых или перегретых шинах задняя часть машины теряет стабильность и начинает скользить, Валттери становится некомфортно. Ничего поделать с этим он не может — отсюда и частое падение темпа во второй половине дистанции, и повышенный износ шин, которого не возникает у напарника.

Эстебан Окон — более гибкий гонщик. У него схожие с Хэмилтоном предпочтения к управлению машины. За два с половиной года в Формуле-1 с его стороны, в отличие от Боттаса, редко звучали жалобы в адрес шин — скорее, наоборот. «Умение работать с шинами — одно из наших главных преимуществ с Force India. Я считаю, что от этого на 70% зависит скорость машины. У нас нет проблем с пониманием характеристик сликов и дождевой резины», — заявлял французский гонщик в конце 2017-го.

Если, как и с Боттасом, перевести результаты в квалификациях в очки, то Окон в сезоне-2017 набрал бы 72 балла против 87 в гонках. Так что, образно говоря, Валттери — спринтер, а Эстебан — марафонец.

Счет Боттас — Окон: 1:1

Опыт

Главный актив Валттери Боттаса в борьбе с Эстебаном Оконом за место в команде Mercedes на 2020-й — это, безусловно, большой опыт. Финн провел 130 Гран При и шесть с половиной сезонов. Он хорошо знает, каково выступать за топ-команду и как справляться со связанным с этим прессингом. В то же время опыт Окона ограничивается двумя с половиной сезонами, 50 Гран При и выступлениями за аутсайдера (Manor) и крепкого середняка (Force India), где психологическая нагрузка на пилота ниже.

У Валттери есть опыт лидирования в гонках, побед и даже борьбы за чемпионство, пусть и не до конца сезона. И все равно он до сих пор продолжает совершенствоваться. «В 2019-м я стал более прямолинейным и настойчивым в выборе настроек. Такой подход придает уверенность, поскольку теперь я точно знаю, чего хочу от машины и как сделать ее быстрее», — рассказал финский гонщик в мае этого года.

Поэтому Окону еще учиться и учиться. Весь вопрос в том, дадут ему «Серебряные стрелы» возможность набираться опыта с ними или отправят на стажировку в Racing Point или Renault.

Счет Боттас — Окон: 2:1

Кто стабильнее на дистанции чемпионата?

Из-за сложностей с адаптацией Валттери Боттасу недостает стабильности на весь сезон. В команде Williams он, как правило, раскатывался первую треть чемпионата. А в Мерседесе с его высоким темпом доработки техники проявилась другая тенденция: в начале Валттери быстр, но к середине года он перестает «дружить» с машиной. Это неизменно отражается на результативности: в 2017-м во второй половине сезона он набрал 45% от всех своих очков, а в 2018-м — 46%. Учитывая динамику отставания от Хэмилтона в последних гонках, нечто подобное намечается и в этом году. Но проблема не только в адаптации к модернизированной машине.

Многие трассы не подходят под стиль пилотирования Боттаса. С предпочтением к недостаточной поворачиваемости ему удобно на «старт-стоповых» трассах с 90-градусными поворотами, таких как Монреаль, Ред Булл Ринг, Сочи Автодром, Яс-Марина, где он побеждал в предыдущие годы. Но с ходовыми и разнообразными автодромами в Спа, Сузуке и Остине найти общий язык финн не может всю карьеру. Хуже всего обстоят дела в США, где Валттери ни разу за шесть стартов с 2013-го не поднимался на финише выше пятого места. В Спа он был на подиуме с Уильямсом в 2014-м, но тем не менее на машине Mercedes его лучшее достижение лишь четвертое место.

Эстебан Окон более стабилен. В своем первом полном сезоне в 2017-м француз был одинаково быстр на всех типах трасс и завершил 19 из 21 гонки в первой десятке — ровно столько же, сколько и вице-чемпион того сезона Себастьян Феттель. Для команды Force India это и вовсе был рекорд за все десять лет выступлений в Формуле-1. А разница между лучшей (5-й в Испании) и худшей (12-й в Монако) позицией Окона на финише в сезоне оказалась даже меньше, чем у чемпиона Льюиса Хэмилтона (1-е и 9-е места). Впечатляющая результативность для новичка из середины пелотона, не правда ли?

Счет Боттас — Окон: 2:2

Кто хороший командный игрок?

Выбор Валттери Боттаса на замену неожиданно завершившему карьеру Нико Росбергу в 2017-м во многом был обусловлен его темпераментом. За четыре года выступлений за Williams финн зарекомендовал себя как хороший, уравновешенный и неконфликтный пилот, способный приносить необходимые очки в команде в чемпионате, но при этом не претендующий на лидерство в коллективе. И за эти два с половиной года Боттас подтвердил правильность выбора Мерседеса. Он не представляет особой угрозы Льюису Хэмилтона в рамках всего чемпионата, а когда надо, может даже прикрыть тыл, как в Венгрии-2018, или вовсе отдать победу, как в России в том же сезоне. «Мы с Валттери хорошо сработались. Он отлично справляется. Я считаю, что не надо ломать то, что работает», — прокомментировал Хэмилтон в марте этого года возможность смены напарника.

С приходом молодого, амбициозного и жаждущего успеха Эстебана Окона равновесие в Мерседесе может нарушиться. Что с Паскалем Верляйном в команде Manor, что с Серхио Пересом в Racing Point у француза возникали конфликты на трассе, переходившие в личную неприязнь. «Мы никогда не ладили между собой и почти не общались за пределами трека. С предыдущими напарниками я общался куда больше. Но есть такие гонщики, которые не отличают борьбу на трассе и отношения за ее пределами», — рассказывал Перес.

Если Окон окажется достаточно быстр, то может попортить нервы и Хэмилтону, а вместе с ним и руководителю чемпионского коллектива Тото Вольффу. А главная проблема в том, что в команде, к сожалению, больше нет мудрого Ники Лауды, который неизменно гасил конфликты между Хэмилтоном и Нико Росбергом.

Счет Боттас — Окон: 3:2

Умение толкаться локтями

«Гонщик должен быть одновременно командным игроком и эгоистом, ведь для того, чтобы подняться на вершину, нужно толкаться локтями», — считает предшественник Боттаса в Мерседесе Нико Росберг.

Командный игрок из финского пилота, как мы убедились выше, отличный. Но можно ли назвать его эгоистом, способным расталкивать конкурентов на пути к победе? Все свои пять гонок финн выиграл в первом повороте, после которого уходил в отрыв от соперников и был таков. В острой борьбе он не побеждал никогда. Был шанс обогнать Себастьяна Феттеля на последних кругах и выйти победителем на гонке в Бахрейне-2018. Но Валттери оказался слишком нерешителен, за что получил упреки даже со стороны коллег. «Я смотрел заезд и думал: «Атакуй! Давай, давай, давай! Но он так и не стал ничего делать. Я бы обязательно атаковал», — сказал после той гонки Даниэль Риккьярдо.

К сожалению, в этом весь Боттас — тихий и нерешительный. Еще будучи в Уильямсе, он в ответ на упреки в беззубости обещал действовать более агрессивно при соперничестве колесо в колесо, но воз и ныне там. Будь он чуть жестче с Льюисом Хэмилтоном во втором повороте в Венгрии две недели назад — и, глядишь, не попал бы под атаку Шарля Леклера, избежав поломки переднего крыла в третьем повороте.

Эстебан Окон — пилот совершенно другой формации. Да, при встрече с ним в паддоке кажется, что перед тобой прилежный мальчик — улыбчивый и застенчивый. Но на трассе этот мальчик преобразуется в агрессивного гонщика, не уступающего ни миллиметра сопернику. Четырежды, в Баку-2017, в Спа-2017 (два раза за гонку) и Сингапуре-2018 он не поделил трассу с напарником Серхио Пересом, а в Интерлагосе-2018 столкнулся с Максом Ферстаппеном при попытке вернуться с ним в один круг. И бороться Окон умеет: достаточно вспомнить его обгон Фернандо Алонсо на последних кругах в Мельбурне в 2017-м или посмотреть дуэль с Максом в европейской Формуле-3 в 2014-м…

Счет Боттас — Окон: 3:3

Кто же лучше подходит Мерседесу?     

У обоих кандидатов на место второго пилота «Серебряных стрел» есть свои преимущества и недостатки. Боттас опытен, неконфликтен, но стабильности в скорости и мастерства ему не хватает, что, впрочем, не мешает Валттери оставаться идеальным вторым номером. Окон обладает сложным характером и неопытен, но гибок в плане адаптации, быстро учится и в перспективе вполне способен стать новой звездой Мерседеса. Ключевой вопрос: кто нужнее команде в следующем году? Подносчик снарядов для их нынешней звезды или будущий сменщик Льюиса Хэмилтона? Ответа на этот вопрос нам осталось ждать совсем недолго.

Рекомендованные статьи